Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Биология: Органы чувств. Анализаторы (8кл)

Сам себе РЕЖИССЁРБИОЛОГИЯ

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках

__________________________________

.

Учитель биологии ГОУ ЦО  № 1450 (Москва)

МИХАЙЛОВА Любовь Валерьевна

Биология: Органы чувств. Анализаторы // открытый урок в 8 классе

.

.

Шел урок. 8 класс. Тема: «Органы осязания, обоняния и вкуса». Следующий будет обобщающий урок по всей теме «Органы чувств. Анализаторы».

Ребята работали достаточно увлеченно. Я уже мысленно решала вопрос, какую форму проверочной работы выбрать: тесты ли, урок-игра ли, кроссворды ли… Скорее всего урок-игра, так как будет открытый урок.

И вдруг слышу:«…Если бы я слышала, что ты просишь карандаш, а то у тебя такое лицо при этом! Как будто ты меня пугаешь и шипишь еще при этом!». Это Катя Иванова с Сашей Спиридоновым потихоньку переговариваются.

И тут же меня  прямо-таки осенило: «Можно расширить круг практических работ, предлагаемых в учебнике А.Г. Драгомилова и Р.Д.Маш (Биология.Человек: 8класс. Издательство Вента-граф, Московский учебник) и провести урок в форме исследовательской работы. И не дать ли ученикам самим делать выводы о важном значении органов чувств для человека в восприятии окружающего мира?!».

И целую неделю то и дело роились идеи. Опускаю все подробности подготовки необходимого материала, консультацию с психологом, выбора последовательности рассмотрения  органов чувств. Было решено, что урок пройдет с использованием компьютера, проектора и экрана. Была подготовлена презентация «Связь с внешним миром».

Итак, ход урока, после показа презентации.

1. Ничего не вижу

Перед уроком на столах лежат платки разного цвета: красные, желтые, синие, зеленые – по два на стол. Цвета подобраны для каждого ученика индивидуально после консультации с психологом. Задумка моя была такая: двое за партой разделены – один завязывает себе глаза (он не видит), другой завязывает себе рот – он не может говорить.

Я беру ящик, в котором лежат приготовленные предметы (яблоко, каменная вазочка, металлическая пирамидка, апельсин, карандаш, часы …) Всего 15 предметов, по одному на стол.

Прохожу по классу и ученик, у которого завязаны глаза,  наугад берет первый попавшийся  на ощупь предмет. После того, как предметы оказались в руках «слепых», я громко читаю задания, которые появляются на экране: «Что это?», «Что ты можешь сказать об это предмете?», «Какие органы чувств работают в этом случае?», «А что вы не можете определить в этом случае?»

Отвечают «слепые». «Немые» подсказать им не могут, у них рты завязаны.  Они только записывают ответы напарника. Для этого им розданы специальные бланки.

Несколько «слепых» я выборочно поднимала и просила вслух рассказать о предмете, который был у них в руке. После окончания исследования предмета бланки сдаются. Вывод все сделали правильно: можно рассказать о предмете почти все, не видя его. Но вот цвет предмета без органа зрения определить нельзя.

2. Ничего не слышу

Прошу выйти добровольца для демонстрации следующего эксперимента. Первой оказалось Чачуа Руссо. Объясняю задачу: под музыку потанцевать. Причем музыку будет слышать только она через наушники (при этом выражение лица не должно выдавать истинный характер услышанной музыки – хоть плачь, хоть смейся – только движения). Вопросы на экране.

Через компьютер включаю веселую музыку (АББА). Руссо в наушниках танцует почти со зверским выражением лица (скорее всего, чтобы не рассмеяться).


Прошу высказываться учащихся. Практически никто не угадал. Все сказали, что серьезная, трагическая, скорее классическая музыка. Почему? Руссо не улыбалась, медленно двигалась. Делаем вывод. Без органа слуха невозможно правильно оценить поступающую через органы зрения информацию о звуках.

3.Слышим, видим, осязаем, ощущаем вкус (но отсутствует обоняние)

На столе учителя стоят два штатива по три пробирки в каждом.

1 – простая вода;

2 – чуть сладкая вода;

3 – чуть соленая вода;

4 – простая вода;

5 – чуть сладкая вода;

6 – чуть соленая вода.

Вызываю добровольца (Паша Дмитриев). Даю снять пробу из 1, 2 и 3 пробирок и сказать, что там. 1 – простая вода, 2 – сладенькая вода, 3 – по-моему, соленая вода, отвечает.


Вызываю второго добровольца (Таня Унгурян). У нее давно насморк. Даю на пробу содержимое 4, 5 и 6 пробирок. 4 – простая вода, 5 – простая вода, 6 – простая вода – это её ответ.

На экране  незаконченное предложение:

«Известно, что при простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, т.к…

Ребята предлагают несколько вариантов продолжения  и общий ответ такой: …полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной.

Есть еще два чувства. Их называют скрытыми чувствами. Это чувства равновесия и проприоцепции.

.

4. Равновесие – это положение головы в пространстве. Вопрос: «Какой орган за него отвечает?» Учащиеся отвечают на него достаточно дружно: орган равновесия (вестибулярный аппарат), находится в во внутреннем ухе. Спрашиваю, хотят ли ребята проверить свой вестибулярный аппарат. Ответ – ДА.

Прошу всех встать, на экран вывожу исходную картинку (из учебника А.Г.Драгомирова и Р.Д. Маш) и предлагаю принять соответствующую позу:


В классе это выглядело так:

Не у всех счет продолжался больше 16 секунд.

5. Проприоцепция или где мои ноги?

Проприоцепция – это положение тела в пространстве (мышечное). На слайдах я предлагаю учащимся познакомиться с этим удивительным чувством. Люди почти всегда считают это чувство само собой разумеющимся. А вернее, вообще не знают, что же оно контролирует.

Проприоцепция –  это  способность чувствовать положение тела, или, более определенно, положение мышц, даже не используя зрение.

Предлагаю вспомнить, когда в последний раз они шли, разговаривая с кем-то, по дороге. Должны были смотреть на ноги, чтобы сделать следующий шаг?

Рассказываю о маленьком Моцарте, который играл на закрытом тканью клавесине. Спрашиваю ребят, кто-нибудь может печатать на клавиатуре компьютера, не глядя на клавиши? Если да, то это и есть проприоцепция.

Потом прошу закрыть глаза и последовательно поднять руки вверх, опустить в сторону, опустить одну руку вниз, а вторую поднять вверх, поменять их местами и т. д.


Вопрос: сколько времени каждый из них думал, прежде сделать то или иное движение? Все отвечали, что нисколько. Вот это и есть проприоцепция! Тело запомнило уже давно эти движения и вы не задумывались над тем, как их выполнять.

хххххххх

В конце урока мы записываем общий вывод о важной роли каждого органа чувств для человека и подчеркиваем, что только во взаимодействии всех чувств человек полноценно воспринимает окружающий мир, т.к. не получая сообщений из внешнего мира наша нервная система не может хорошо работать. Наше выживание зависит от знания того, что происходит во внешнем мире и от понимания нашего места в нем.

Вот на таких простых примерах я и построила урок о связях с внешним миром.

_________________________

Впечатления Светланы Аркадьевны БАЛЫКИНОЙ об открытом уроке по биологии и реплика-комментарий В.М.Букатова для школьных психологов

Урок замечательный и очень неожиданный. Все гости были приятно удивлены.

Поясню, что в нашей школе после дежурств на городских елках за несколько лет накопилось много разноцветных косынок-галстуков. Но никогда мы их на уроках не использовали. И тут такая находка!

Как мне потом объяснила школьный психолог, выбор цветовой гаммы платков был не случаен. Егору Львову она рекомендовала зеленый цвет, т.к. мальчик на уроке мало активен, а этот цвет повышает работоспособность, придаёт дополнительную энергию. Жене Крылову – мальчику гиперактивному, скорее подойдет желтый цвет, который его несколько успокоит. Ваня Банников получил красный цвет, чтобы лишний раз побуждать его к действию. И синий цвет достался Васе Комарову не случайно: он благоприятен для понимания поставленной задачи и раскрытия внутреннего потенциала (придает уверенность и снимает напряженность). [См. раплику-комм. В.М.Букатова]

Наблюдаю за двумя детьми на уроке биологии. Ваня Б. и Тоня К. сидят рядом за одной партой (на фотографии они на втором плане). Ваня – мальчик уравновешенный, очень спокойный непробиваемый. Тоня – эмоциональная, активная. У Вани завязан рот красным платком, у Тони глаза – синим.

Как объяснил школьный психолог, работающая с этими детьми с начальной школы, эти цвета она посоветовала учительнице дать детям с учетом их темперамента.

Ваня сначала ухмылялся, что тут ещё Любовь Валерьевна придумала, у него даже вид на фото скептический. Тоне явно этот ход урока нравится.

Ну, а когда пошло «ничего не слышу» и Руссо в наушниках стала что-то танцевать, тут Ваня и Тоня включились в обсуждение, что за музыку там девочка слушает?

Остальные задания они выполняли с удовольствием, особенно упражнения на равновесие и проприоцепцию. Ваня простоял на одной ноге дольше всех.

Я видела разные уроки. Что в этом уроке подкупает, то это искренность отношений учителя и детей. Только при таких взаимоотношениях и получается такой славный урок и такой прекрасный результат.

______________________

.

Реплика-комментарий В.М.Букатова

По первому образованию я педагог-психолог. Поэтому не могу удержаться от небольшой критической реплики, адресованной школьным психологам.

Дело в том, что психологи иногда слишком поспешно начинают приписывать тому, что происходит вокруг, разные «психологические закономерности», о которых они узнали из умных книг. Я и сам раньше частенько этим грешил, пока «театральная режиссура» и «практическая герменевтика» не помогли мне справиться с подобными желаниями, трансформируя их в конкретные социо-игровые импровизации (например, с помощью «Драмогерменевтической БАБОЧКИ»).

Итак, психолог посоветовала учителю особое распределение цветов. Но иллюзорность этого совета вряд ли помогла уроку (хорошо ещё, что не помешала!). Ведь, например, воздействие красного цвет косынки на Ваню:

1) «меркнет» по сравнению с воздействием цвета его куртки (!) [см. фото];

2) им не очень-то и воспринимается; даже когда он будет на свою соседку смотреть (а не отворачиваться, как в тот момент, что запечатлён на фотографии), то перед его глазами будет маячить синий платок, выданный Тоне (если следовать логике психолога, то соседке завязывать глаза нужно было бы красным платком, чтобы этот цвет активно воздействова бы на Ваню, когда тот косился бы на Тоню).

Театральная режиссура ориентирует своих последователей почаще вспоминать о «здравом смысле», о котором психологи частенько всуе забывают…

Урок получился замечательным и это не зависело от того совета, который учительнице был дан школьным психологом. Но наверняка открытый урок мог бы быть и ещё более насыщенным, и ещё более коммуникативным, и ещё более результативным, если советы школьного психолога пришлись бы «в кассу». Поэтому лишний раз и специально для школьных психологов напоминаю, что они свою бесценную лепту в подготовку «открытого урока» могут внести, например, ориентируя учителя на соблюдение трёх китов социо-игровой педагогики или 8 практических советов по «омоложению» дидактических игр и(или) оживлению «событийного ряда» школьного урока, или хотя бы элементарных шпаргалок для учителя

Подобные советы помогали бы школьным учителям из ничего – то есть из «воздуха» – конструировать разнообразные игровые приёмы для реализации их замечательных задумок в ходе проведения уроков как открытых, так и обычных

Вячеслав Букатов

.

Сам себе РЕЖИССЁРБИОЛОГИЯ

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках

.

1 comment to Биология: Органы чувств. Анализаторы (8кл)

  • Ирина Погонина

    бесценная находка – готовлю открытый урок по анализаторам, придумала сделать урок-проект о работе органов чувств. Спасибо за помощь!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика