меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ГОСТЕ/РОЛ.УРОКИ: разъясненения-наставления

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика…Госте/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр

___________________________

В.М.Букатов

ГОСТЕ/РОЛЕВЫЕ УРОКИ: разъяснения, указания и наставления

СОДЕРЖАНИЕ: Условия для повышения профессионализма // Методический парадокс: чужой урок в чужом классе // Индивидуальный пересмотр своего профессионального опыта // Неповторимость каждой лепты // Первый этап: до урока // Второй этап: во время урока // Третий этап: после урока // Два разъяснения по поводу писем-отчётов // Карл Роджерс и «133 зайца» социо-игровой педагогики

Изо дня в день школьных учителей поджидают не толь­ко новые успехи и достиже­ния в их профессиональной деятельности, но и уже изрядно надоевшие проблемы и трудно­сти, которые очередной раз им необходимо будет решать заново. И львиная часть этих проблем оказывается связанной с вопросами методики, обучения, проведения уроков. Другими словами с тем, как срежиссиро­вать урок, чтобы ученикам было нескучно, чтобы они были увлечены, а их обучение результативно.

В режиссуре известно, что общность интересов обеспечивает дружествен­ный характер общения, а представление об их разно­сти – враждебный. Обратим особое внимание, что на уроке многие традиционные роли, обязанности и функции оказываются противонаправлеными. Учитель говорит, а ученики слушают. Учи­тель стоит у доски, а учени­ки сидят за партами. Учи­тель может смотреть на всех, а уче­ники – в основном на доску. Учитель выдумывает план, а ученики его выполняют. И так далее, и тому подобное.

Не удивительно, что у школьни­ков и у учителей порой те­ряется ощущение общности целей. И тогда на уроках на­чинает витать тень враждеб­ности, самые, казалось бы, незначительные клочки которой на особо чутких и ранимых детей и преподавателей действуют весьма угнетающе…

Условия для повышения профессионализма

Случается, что чуткость отдельных учителей подсказывает им весьма парадоксальный ход: отказаться (хотя бы временно, хотя бы понарошку) от любви к своему предмету(!). Тогда учитель невольно становятся поближе к своим неувлечённым ученикам, которые оказывается ему более понятными.

В неожиданной абсурдности такого хода есть своя изюминка, свой смысл. Ведь увлечённость предметом иногда мешает учителю ув­лечься детьми: искренностью их ошибок, иллюзорностью их понима­ний, наивностью их интересов. И наоборот – отстранён­ность учителя от предмета порой открывает ему глаза на происходящую во время урока ученическую жизнь.

К середине 90-х годов мною была разработана методика госте/ролевых уроков, включающих задачу самоповышения учителем своей квалификации. Методика про­шла успешную апробацию сначала в Московском образователь­ном центре «Азъ», потом в от­дельных школах Твери, Самары и Москвы. Со временем мы планируем подробно изложить ход данного проекта, достигнутые результаты и реакции учителей, учеников и администрации, сейчас же только кратко расскажем о той организационной схеме, на которую опирается организация госте/ролевой методики.

Методический парадокс: чужой урок в чужом классе

В основе социо-игровой методики самоповышения учительской квалификации – урок, в подготовке которого заняты три учите­ля. У одного из них роль ХОЗЯИНА – к нему в класс на его урок придут двое других учителей-предметников. Из которых один ГОСТЬ – он будет вести урок в чужом классе по «чужому» предмету, а другой ПОМОЩНИК, задача которого быть на подхвате и вовремя «подставлять плечо» для опоры гостю в трудной ситуации.

Особо подчеркнём, что в госте/ролевой методике есть принципиальное условие – предмет, по которому они будут проводить свой урок в социо-игровом стиле, должен быть для них «новым» (то есть они свои обычные уроки ведут по другим предметам). Поэтому сначала – незадолго до нужного урока – учитель-хозяин не только объясняет гостю и помощнику учебную тему, которую им предстоит дать, но и как бы принимает у них своеобразный зачет.

(Ко­гда же он в установленный день придёт на урок в своём классе, но подготов­ленный гостем и помощником уже после его объяснений, то он будет уже у са­мого себя как бы принимать зачет по умению объяснять).

Рабочие тройки возникают по добровольному уговору обычно сразу после проведения установочного семинара (2-3 дня в каникулярное время). С научным руководителем проекта согласуется назначение координатора (как правило кого-нибудь из завучей), который будет следить за соблюдением сроков, сменой ролей, состава троек, сбором отчётов и  решением организационных вопросов (например, замены собственных уроков у гостя).

Индивидуальный пересмотр своего профессионального опыта

Когда учитель-ГОСТЬ начнёт гото­виться к тому, чтобы предстать перед чужим классом и вести чужой предмет, то для обретения уверенности он невольно начнёт перетряхивать свой профессиональный опыт, своё педмастерство и те рекомендации, советы и разъяснения, которые он когда-либо встречал в методической литературе (прежде всего – социо-игровой направленности).

В результате он отбе­рёт самые универсальные, ре­зультативные и надежные приёмы работы. И когда такой учитель-ГОСТЬ после госте/ролевого урока, имея за плечами своеобразную методическую инвентариза­цию, вернётся в свой класс к преподаванию своего предмета, то ракурс его восприятия и жизни си­дящих перед ним учеников и смысла привычных методи­ческих приёмов окажется явно расширенным. Что поможет ему увидеть возможность новых им­провизаций, дидактических поисков и методических открытий.

Учителей же, выполняющих две другие роли, будут поджидать несколько иные профессиональные открытия, удивления и понимания. То есть выполнение роли как хозяйской, так и помощника, приносит учителям свою особую результативность в индивидуальном повышении уровня их педагогического мастерства. Поэтому на следующем этапе все участ­ники – как может догадаться внимательный читатель – должны будут обязательно поменяться роля­ми (в своей или в другой рабочей тройке, сообщив о том координатору).

Таким образом через подготовку урока и его проведение по «чужому предмету» рано или поздно проходят все участники госте/ролевой методики. (Кстати, возвращаясь к теме «любви к своему предмету», отметим, что в малокомплектных шко­лах учителям частенько при­ходится вести несколько предметов. Среди этих предметов бывают и не со­всем любимые. Так что ситуационный отказ от «любимого предмета» является прерогативой не только социо-игровой методики госте/ролевых уроков.)

Признаюсь, что среди всех писем-отчётов на особом счету у меня  отчёт московской учительницы музыки И.А.Николаенко, которой досталась подготовка и проведение госте/ролевого урока по физике. Она не только замечательно справилась с трудной задачей и «прыгнула выше своей головы», но и вполне подробно поведала о всех своих страхах и страданиях (открыть в новом окне). Которые оказались, во-первых, не столь ужасными, а во-вторых, в конечном итоге весьма продуктивными…

Неповторимость каждой лепты

Роль ГОСТЯ самая трудоёмкая. Поэтому через неё должны пройти все. Как, впрочем, – подчеркнём очередной раз – через роль ХОЗЯИНА и ПОМОЩНИКА, вносящих свою неповторимую лепту в развитие учительского профессионализма.

После госте/ролевого урока все три учителя пишут отчёты, связанные с выполнением соответствующих ролей. Интересно, что рассказы-отчёты именно у гостей получаются не только самыми большими, но и самыми ИНТЕРЕСНЫМИ.

Среди отчётов, накопившихся в моём рабочем архиве за несколько лет – и рукописных (в большинстве), и машинописных, и компьютерных (напомню, что в конце ХХ века – «эпоху дефицита» – не во всех школах можно было сыскать даже по одному работающему компьютеру) – много замечательных рассказов учителей-гостей, тогда как отчеты-рассказы хозяев и помощников – коротки, малосодержательны и невнятны.

Разница ролей неизбежно отражается и на содержании отчётов, которые высылаются по электронной почте научному руководителю (то есть мне, копия же вручается координатору).

В каждой роли учителя проходит три этапа: 1) до урока; 2) во время урока; 3) после урока. Рассмотрим специфику каждого из них.

Первый этап: до урока

1.1. ХОЗЯИН:

– «за чаепитием» готовит двух учителей по учебной теме (на установочной встрече-чаепитии объясняет, обучает, «принимает зачёт»).

При этом ГОСТЬ может сопротивляться, задавать каверзные вопросы, «тормозить», не понимать объяснений. Поэтому ХОЗЯИН иногда может «терять терпение», и ситуация может принимать конфликтный оттенок. Тогда ПОМОЩНИКУ даётся право стать «рефери» (см.1.3).

– снабжает учебниками, методическими пособиями и раздаточным материалом.

– предоставляет ПОМОЩНИКУ свой вариант «конспекта урока».

.

1.2. ГОСТЬ:

– на установочной встрече-чаепитии с ХОЗЯИНОМ добивается неформального понимания.

– на дополнительных встречах, проводимых с ПОМОЩНИКОМ, составляет новый вариант конспекта предстоящего урока (без всяких дополнительных обсуждений с ХОЗЯИНОМ или его «утверждением»).

– в случае необходимости подготавливает дополнительный раздаточный материал (в соответствии со своим «конспектом урока»).

.

1.3. ПОМОЩНИК:

– на установочной встрече с ХОЗЯИНОМ отмечает все особенности «поведения учителя». В случае необходимости становится «рефери» в спорных и(или) конфликтных вопросах (нужно ли ХОЗЯИНУ продолжать объяснение учебного материала или нет, понятен ли ГОСТЮ учебный материал или нет).

– получает от ХОЗЯИНА его вариант «конспекта» предстоящего урока.

– на дополнительных встречах обсуждает с ГОСТЕМ возможный ход урока, помогает ему в выборе социо-игровых приёмов и составлении нового варианта «конспекта урока».

– отмечает особенности «учительского поведения», основываясь на наблюдениях за собой и коллегой во время дополнительных встреч по подготовке социо-игровой версии «конспекта урока».

Второй этап: во время урока

2.1. ХОЗЯИН:

– расположившись на задней парте, наблюдает за реакцией своих учеников на непривычный (новый) для них стиль ведения урока (как себя ведут «середнячки» и «отличники», чем занимаются «отстающие» и «неуспевающие»).

– отмечает удачные отступления от своей версии «конспекта урока»

.

2.2. ГОСТЬ:

– проводит урок, организуя работу учеников в соответствии с планом-«конспектом».

– в случае необходимости импровизирует, внося коррективы в план-«конспект»

– пользуется методической поддержкой и «подсказками» ПОМОЩНИКА

.

2.3. ПОМОЩНИК:

– во время урока, «находясь под рукой», осуществляет «методическую поддержку» («подставляет плечо» для опоры ГОСТЯ в трудных ситуациях), вплоть до проведения урока самому.

– сдерживает ХОЗЯИНА, если тому приходит на ум вмешиваться в ход госте/ролевого урока.

Задача ХОЗЯИНА – наблюдать. Вместо привычного одёргивания известного ученика, ему необходимо (сдерживая себя) дождаться «естественного» развития событий и увидеть как именно ученик в конечном итоге поведёт себя, если ему не делать привычных замечаний. Даже если негативный прогноз ХОЗЯИНА сбудется и ученик на самом деле «распояшется», то само наблюдение «со стороны» вооружит учителя пониманием новых ходов и деловых приёмов воздействий, расширяющих диапазон эффективности его педагогического мастерства.

– отмечает, соответствует ли намеченный план реальному темпо-ритму ученической деятельности, фиксирует «плюсы» и «минусы» отступлений от намеченного плана.

– фиксирует особенности «учительского поведения», основываясь на наблюдениях за собой и коллегой во время социо-игрового проведения госте/ролевого урока.

Третий этап: после урока

3.1. ХОЗЯИН:

– во время обсуждения-чаепития (сразу после госте/ролевого урока) делится своими общими впечатлениями и подробно рассказывает о результатах наблюдения за поведением своих учеников. Отвечает на вопросы ГОСТЯ и ПОМОЩНИКА.

– в течении недели (или десяти дней – не больше!) работает над письмом-отчётом, в котором

– с особой тщательностью освещает свою работу во время предыдущего этапа (см. 2.1), то есть перечисляет новые ракурсы, открытия, удивления и неожиданности в понимании своих профессиональных задач, методов, приёмов, результатов;

– отмечает моменты, особо поразившие или порадовавшие его.

.

3.2. ГОСТЬ:

– во время обсуждения-чаепития (сразу после госте/ролевого урока) делится своими общими впечатлениями и задаёт вопросы ГОСТЮ и ПОМОЩНИКУ.

– в течении недели (или десяти дней – не больше!) работает над письмом-отчётом, в котором

– кратко освещает процесс подготовки госте/ролевого урока;

– рассказывает – без особых прикрас – о последовательности событий (организационных, методических, психологических, герменевтических и режиссёрских и т.д.) на прошедшем уроке;

– с особой тщательностью освещает возникшее понимание механизмов (и/или результативности) социо-игровых приёмов;

– отмечает моменты, особо поразившие или порадовавшие его.

.

3.3. ПОМОЩНИК:

– во время обсуждения-чаепития (сразу после госте/ролевого урока) делится своими общими впечатлениями. Вместе с ГОСТЕМ задаёт вопросы ХОЗЯИНУ. И в свою очередь отвечает на вопросы ГОСТЯ.

– в течении недели (или десяти дней – не больше!) работает над письмом-отчётом, в котором

– рассказывает – без особых прикрас – о последовательности событий на прошедшем госте/ролевом уроке;

– с особой тщательностью освещает свою работу во время этапа 2.1 (то есть перечисляет новые ракурсы, открытия, удивления и неожиданности в понимании своих профессиональных задач, методов, приёмов, результатов);

– рассказывает об особенностях «учительского поведения», основываясь на наблюдениях за собой и коллегами во время встречи-чаепития и дополнительных встреч по подготовке социо-игровой версии «конспекта урока», проведении самого госте/ролевого урока и завершающего обсуждения-чаепития;

– отмечает моменты, особо поразившие или порадовавшие его.

Два разъяснения по поводу писем-отчётов

I. Если учителя прилежно и грамотно выполняют свои роли, то в их письмах-отчётах это проявится в том, что содержательные «акценты» будут различаться. То есть главное внимание в отчёте будет уделено:

у ХОЗЯИНА – в основном на том, что связано с реагированием учеников;

у ГОСТЯ – в основном на том, что связано с отношением учителя к социо-игровым технологиям обучения;

у ПОМОЩНИКА – в основном на том, что связано с профессиональным поведением учителя (при его взаимодействии с учениками и коллегами)

II. Стиль писем-отчётов должен быть простым, искреннем и(или) даже задушевным. Дело в том, что канцелярский язык обычной методической литературы (по Е.Е.Шулешко – КЛЯП; открыть в новом окне), набив оскомину и помножавшись на административный диктат,  отбивает у многих учителей всякую охоту писать какие бы то ни было отчёты. Они искренне говорят: «Мы так не умеем». Мало того – они и не хотят так писать (и правильно делают!). Поэтому написание отчётов оказывается реальной и тяжкой проблемой.

Но выход есть! – в разговорной, живой речи, столь созвучной той живости без которой немыслима ни сама социо-игровая «режиссура урока», ни те удивления, открытия и понимания, которые возникают в головах учителей, занятых той или иной ролью в гостевой методике. Поэтому я на «установочном семинаре»  обычно привожу такую байку.

Как-то один из родственников уже весьма популярного А.П.Чехова обратился к нему с просьбой объяснить ему, как нужно писать рассказ, чтобы его не отказывались печатать в журнале. На что прославленный писатель ответил – всё просто, главное писать как письмо своей лучшей подруге (или другу); дескать, здравствуй Маша, я тут недавно попал в такую неприятную (или наоборот – забавную) историю… И так далее и тому подобнее. А потом – наставлял Антон Павлович – нужно вырвать несколько первых страниц (одну-две), а всё остальное нести в журнал. Скорее всего не только напечатают, но ещё и спасибо скажут…

Обычно этой байки хватает, чтобы появились первые образцы эпистолярного жанра, ориентируясь на которые все участники госте/ролевой методики рано или поздно обнаружат реанимацию своих повествовательных талантов…

Карл Роджерс и «133 зайца» социо-игровой педагогики

Основоположник гумани­стического направления в американской психологии Карл Роджерс писал, что учителя редко задают детям вопросы, действительно интересуясь какими-то со­бытиями их учебной жизни. Добавим, что еще реже они интере­суются работой коллег, ко­торые работают рядом.

И неслучайно подобное поло­жение вещей наблюдается повсеместно. Самим учите­лям проблемы искреннего интереса к профессиональному опыту друг друга решать не всегда по силам. Но принцип «погони за 133 зайцами» вполне может помочь.

Поэтому, погнавшись за 133 социо-игровыми зайцами госте/ролевой методики, кто-то смог «поймать» – ни много, ни мало! – реальное повышение собственной квалификации, кто-то – освоить новые социо-игровые приёмы обучения, кто-то – обогатиться интересом к профессиональному опыту коллег, кто-то – обнаружить реанимацию своих эпистолярных способностей. И так далее, и тому подобное…

И в заключение приведу небольшую цитату из книги «Общение на уроке или Режиссура поведения учителя» (Ершов П.М., Ершо­ва А.П., Букатов В.М. – М., 1998): «Искренний интерес к другим достаточно зара­зителен. Проявляйте ин­терес к людям и окру­жающие станут интересо­ваться вами».

Вячеслав БУКАТОВ

дополнительно см.: АННОТАЦИЯ госте/ролевого метода повышения квалификации учителя

.

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика…Госте/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика