меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Замок и ключики

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 3: Задания для ТВОРЧЕСКОГО самоутверждения

______________________________________________________

ЗАМОК И КЛЮЧИКИ

Упражнение направлено на тренировку-освоение «основных словесных воздействий» (по классификации П.М.Ершова открыть в новом окне). Предлагаемая модификация была опубликована в Материалах для семинара-практикума «Выразительность поведения учителя на уроке» (Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.– 3-е изд.– М.,2006.– С.297-298).

На стул в центре садится один из присутствующих – он замок, который откроется (то есть выполнит просьбу, команду своих коллег – например, встанет или хлопнет в ладоши, или ответит на вопрос, который час и т.д.), если эта просьба или команда будет произнесена тем способом, который указан в билетике. Если же подтекст просьбы не совпадает, то замок отказывает автору просьбы, используя при этом тот самый подтекст, которым только что безуспешно пытался «открыть замок» автор просьбы. Когда же подтекст угадан, тот, чья просьба была выполнена, вытягивает новое словесное воздействие (то есть ключик, которым он будет открыт) и занимает место в центре.

Если усилия присутствующих слишком не равны – одни активны, все время пробуют и часто «открывают замок», а другие пассивны, медлительны и поэтому не попадают на стул ведущего (замка), – то упражнение быстро теряет привлекательность для участников. В этом случае можно посоветовать следующие усовершенствования: все ключики разбиваются на три группы.

I группа – подсказчики. Из их числа будет назначен открывающий «ключник». Остальные будут ему напоминать (пользуясь при необходимости тетрадями) те воздействия, которые он еще не использовал, то есть помогать «подбирать ключи».

II группа – протоколисты. Они будут фиксировать на листочках последовательность применения словесных воздействий (фиксировать не то, что наметила I группа, а то что реально получилось у их открывающего).

III группа – судьи. Узнав из билета подтекст, замок отдает билет судьям. Если они видят, что замок не открывается, хотя ключик был подобран правильно, то сообщают присутствующим, что «замок заржавел» или «сломался».

После каждого кона все группы меняются местами по часовой стрелке (или против): подсказчики становятся судьями, судьи – протоколистами, протоколисты – подсказчиками, которые выбирают в своей группе нового ключника. При таком варианте активность участников выравнивается, и упражнение получается живым.

В упражнении «замок и ключики» ведущему целесообразно особо отмечать стремление ключика или замка к правдивости, естественности поведения. Например, одно дело, когда замок открывается молниеносно (то есть выбивается из игры – начинает улыбаться, сообщать словами, что ключик угадан), и другое – когда замок открывается не сразу, но не потому, что он не увидел ключика, а потому, что сидящий в центре стремился оправдать свое согласие (встать, хлопнуть в ладоши или сказать, сколько сейчас времени), сделать его естественным и потому согласился не вдруг, а поколебавшись. Хорошо, когда ключики это также чувствуют и подыгрывают в естественности, максимально скрывая заданность общения.

Подобными упражнениями обеспечивается не только развитие интереса учителей к языку поведения, но и особая тренировка их коммуникативных навыков, которая затем окажется весьма полезной для их повседневной педагогической работы. Добавим, что, меняя способы воздействия на партнера, учителя начинают чувствовать выразительность этой смены и сталкиваются с открытием секретов появления настойчивости в своем поведении.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 3: Задания для ТВОРЧЕСКОГО самоутверждения

.

Яндекс.Метрика