меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Биология-9кл: Позвоночник человека (госте/рол.ур: 3 отчёта)

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика…Гост/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)

[2] Разбор ПОЛЁТОВБиология

__________________________________

Биология-9класс: Метаморфозы изучаемых позвонков

или Пять девяток необычного урока

(госте/ролевой урок: 3 отчёта)

ИЗ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ: Три письма-отчёта (Помощника, Хозяина и Гостя) о госте/ролевом уроке [открыть в новом окне] в вальдорфской школе (Самара) с репликами-комментариями научного руководителя В.М.Букатова (Москва)

.

Дата проведения урока: 9 марта 1999 года

Учебный предмет: биология

Учебный класс: 9 класс

Тема урока: Позвоночник человека

Время проведения урока: 8.30 -10.30 (сдвоенный урок)


в роли Хозяина ­– Марина Анатольевна

в роли Гостя – Дмитрий Игоревич

в роли Помощника – Ольга Валерьевна (преподаватель истории)

___________________

Отчет Ольги Валерьевны об участии в проведении госте/ролевого урока в роли Помощника

Во время первой встречи, на которой Марина Анатольевна вводила нас в курс дела, можно было заметить, что Хозяйка проявляет небольшое волнение. Ей казалось, что достаточно трудно будет дать такую сложную тему без большого блока её непосредственных объяснений.

Хозяйка имела свое видение урока и настойчиво давала рекомендации по тому, что и в какой форме она обязательно хочет видеть на уроке. Но в конце концов она согласилась с тем, что урок может быть выстроен по форме совсем в ином виде.

Реплика-комментарий: напомню, что хозяйка должна была объяснять тему. По-моему вместо этого она увлеклась обсуждением урока. Думается, что это могло быть «защитным мотивом», возникшем от «нежелания» (?) объяснить коллегам специфические тонкости учебной темы. Жаль, что вы как помощник вовремя не остановили её и не направили ваш разговор в нужное русло. – Вяч.Букатов

Потом Хозяйкой были предложены дополнительные материалы и иллюстрации, касающиеся данной темы.

Затем мы с Гостем начали готовить урок. Решили начать с ознакомления детей с иллюстрациями, на которых были изображены позвоночник и отдельные позвонки человека. Рассматривая рисунки мы сами для себя открыли некоторые закономерности в строении человека, а также убедились в том, что в «формообразовании» человека прослеживаются определенные метаморфозы. Обеспечение открытия ребятами подобных закономерностей (метаморфоз) и стало основной идеей урока.

Гость был очень увлечен темой предстоящего урока. Мне тоже тема показалась очень интересной. Поэтому планирование урока происходило очень динамично и бурно. Было выдвинуто много идей по конструированию «режиссуры урока». В итоге у нас возник план.

Однако большой вопрос вызывало проведение ритмической части урока [это специфика вальдорфских школ – Вяч.Букатов]. Хотелось, чтобы ритмическая часть была непосредственно связана с метаморфозами и мы решили, что хорошо будет, если ребята попробуют прочитать одну из басен Крылова в разных интонациях (в день урока Хозяин заменил от это задание другим).

◊◊◊◊◊

Перед началом урока Хозяйка волновалась гораздо больше меня и Гостя. На мой взгляд, ее волнение было вызвано напрасным беспокойством, что не все понятия и термины будут в точности воспроизведены для учеников.

Реплика-комментарий: Ценное наблюдение. Хорошо, что учитель находясь в роли помощника, начинает видеть суетность подобных беспокойств.– Вяч.Букатов

По ходу урока она несколько раз пыталась вставлять свои комментарии по поводу учебного материала. Но Гость ее тактично останавливал.

По ходу работы на уроке ребята выдвигали свои варианты свойств и функций позвоночника. Некоторые из них похоже, что саму Хозяйку ставили в затруднение, так как видимо она при размышлении на данную тему сама ещё ни разу не приходила к подобным находкам.

По окончании урока Хозяйка отметила, что урок дал ей новый импульс в осмыслении значимости самостоятельной групповой работы учеников. То есть она увидела преимущества и достоинства групповой работы учащихся.

Гость, как я уже говорила, был вдохновлен темой. И это вдохновение передалось и уроку и детям. При этом меня поразила выдержка, терпение и юмор учителя (класс подростков, и их некоторые выходки и «протесты» на данном уроке присутствовали), его умение делать смысловые паузы и вдохновенно говорить о казалось бы таких прозаических вещах, как позвоночник человека.

Гость поменял намеченные нами задания для ритмической части урока и внес некоторые коррективы в сам ход урока. Но на мой взгляд, можно было больше работать с «посыльными от групп». Например, при формулировании заданий. Иначе при переходе от одного вида работы к другому ребята трудно  переключаются и учителю приходится по несколько раз повторять одно и тоже (на обсуждении Гость согласился с этим моим замечанием).

В целом, на мой взгляд, урок состоялся. Основная идея урока была донесена с помощью тех форм, которые позволили ребятам самим наблюдать, сопоставлять и делать выводы.

______________________

Отчет Марины Анатольевны об участии в проведении госте/ролевого урока в роли Хозяина

9 марта 1999 года в 9 классе был проведён госте-ролевой урок биологии. В самом начале урока детям была предложена игра, суть которой заключалась в следующем: необходимо было с помощью вопросов заставить ведущего согласиться с чем-то. О цели игры было предложено догадаться самим детям.

Догадки посыпались не сразу. Потребовалось время, чтобы дети активно включились в рабюоту. Возможно, скованность объяснялась тем, что дети внутренне перекладывали начало игры друг на друга.

Реплика-комментарий: Кажется вы правы, но ваше описание расходится с письмом-отчётом Гостя. И я затрудняюсь в объяснение, почему. – Вяч.Букатов

Далее, подводя класс к изучению нового материала был устроен конкурс знаний предыдущего материала. К этому времени основная часть класса уже включилась в работу. Проверка знаний протекала достаточно эмоционально.

Так как ведущий поддерживал на уроке достаточно высокий темп, то выяснение мелочей и подробностей времени не оставалось. Тогда среди детей нашлось несколько «несогласных», которые, стремясь установить истину (справедливость) пытались вступать в прения, высказывать недовольство и демонстрировать обиду.

В целом, весь урок прошёл в высоком темпе; дети были активны, работали с интересом.

Присутствуя на уроке в роли хозяина, я отметила для себя как положительные результаты, так и некоторые недостатки подобной формы проведения урока в нашей школе. Несомненно, очень важно, что дети самостоятельно готовили базу для получения новых знаний (что было, в основном, достигнуто путём ученического задавания вопросов по предыдущей теме и затем дружному проговариванию ответа соседней командой. Но в этой части, наверное, Гостю нужно было сместить акцент в сторону дискуссии, нежели игры, поскольку дискуссия требует большей концентрации внимания и более способствует развитию абстрактного мышления.

Реплика-комментарий: Во-первых, одно другому не мешает.

Во-вторых, если на уроке игра была организована ради игры, то такой урок вряд ли можно назвать удачным. Тогда как  данный урок, судя по отзывам, был явно успешным (хотя для вас – несколько непривычным по форме и темпо-ритму).

В-третьих, дело хозяина – наблюдать за реакцией учеников. Если их реакция на какой-то приём обучения позитивна, то брать этот приём «на вооружение». И уже при его повторении на своем уроке пытаться модернизировать увиденный приём в ту или иную сторону, проверяя не уменьшат ли эти усовершенствования позитивную реакцию учеников. – Вяч.Букатов

Кроме этого, высокий темп урока (равно высокая подвижность мышления) характерна не для всех детей, значит возрастает возможность ошибок и количество информации, прошедшей мимо ребёнка.

Реплика-комментарий: Если ученик сам это видит и жалеет об этом (а не учитель «тычет» его носом), то учителя уже можно поблагодарить за создание воспитательной ситуации. – Вяч.Букатов

В целом, урок представлял собой интересную форму «добычи знаний», а значит и «поиска необычных путей» развития личности ребёнка.

Реплика-комментарий: 1. Напомню, что цель гостевых уроков не столько в обучении учеников (хотя и это тоже), сколько в узнавании коллегами друг друга, в перенимании их опыта, в расширении числа реально эффективных приёмов обучения.

2. А где план урока от Хозяина? Где сравнение своих запланированных приемов с реакцией детей на те новые и неожиданные приёмы, которые были использованы на уроке гостем? – Вяч.Букатов

______________________

Отчет Дмитрия Игоревича об участии в проведении госте/ролевого урока в роли Гостя

Предварительный план урока

1. Утренняя часть: интонационные вариации стихотворения. /15 мин./

2. Задание: актуализировать известные ученикам свойства позвоночника. /10 мин./

Разбиение на две группы (по рядам) для «перетягивания позвоночника»: кто больше назовёт свойств позвоночника?

5 минут на подготовку, далее в течении 5 минут по очереди называют свойства (на размышление не более 5 секунд). Пропущенный ход сопровождается тем, что команда соперника забирает (перетягивает!) к себе одного члена противоположной команды.

Реплика-комментарий: Поздравляю с находкой! – Вяч.Букатов

3. Задание: выявить связь свойств с функциями позвоночника. /20 мин./

На маленьком листочке каждый ученик записывает одно из свойств позвоночника, происходит объединение в группы по 3 человека с разными свойствами. Тройка выбирает название своей команде (по функции) и записывают это название на доске.

В течении 5 минут на листке в столбик записывают как можно больше свойств. На доске рядом с названием указывает это количество.

Затем меняются листками (но так, чтобы получить листок не той команды, которой отдали свой) для того, чтобы каждому свойству подписать функцию (назначение). /5 мин./

Листки возвращаются обратно к хозяевам, оценивается качество (плюсы и минусы), записывается рецензия, и происходит обсуждение по кругу спорных моментов.

4. Задание: как функциональность позвоночника проявляется в его свойствах. /20 мин./

Ученики рассаживаются на свои места. Фронтально (по эстафете и по памяти) перечисляются свойства позвоночника. Учитель их выписывает на доске. Совместно выявляются наиболее общие функции. Обсуждается,  в каких свойствах они находят своё проявление.

Итог в тетради оформляется таблицей.

5. Задание: Выявить принципы формообразования человеческого скелета. /30 мин./

На примерах формы конкретных позвонков командами обсуждаются возможные «метаморфозы» (в зависимости от их назначения). Выявляются принципы «развития» и «формирования» различных позвонков (радиальность, замыкание вокруг органов).

Обсуждение того, что и разные отделы человеческого скелета являются продолжением этого развития (череп – как видоизменённый позвонок, рёбра и конечности – как развитие радиальных отростков позвонков)

6. Нарисовать разновидности позвонков разных отделов позвоночника.

Домашнее задание: Дорисовать. И в «черновике» написать рассказ (одна страница текста как минимум) о принципах формообразования человеческого скелета и метаморфозах, в зависимости от предназначения.

Реальное проведение урока

1. На предыдущих уроках у этих ребят не было практики совместной работы. Поэтому я решил поменять запланированное начало урока на «социальное упражнение». Оно состояло в том, что один из учеников вытягивал листок с «опорным словесным действием» и садился в центр круга. Остальные должны были найти «ключик» к «замку», сбив его с заданной установки (см. «Замок и ключики» в III части «Режиссуры урока» [3 изд, стр. 297]).

В самом начале возникла длительная пауза. Попытки сбить с «опорного действия» были робкими и непродуманными. Темп медленный.

Реплика-комментарий: Какие  же выводы?  Предварительно надо было ученикам повспоминать хотя бы по 3 вопроса (задел для темпа) и поменять мизансцену – например, хоровод вокруг сидящего ученика (задел для ритма). – Вяч.Букатов

Во втором задании этого этапа урока ребята по кругу «пускали волну»: последующий ставал, когда садился предыдущий.

Волна в одну сторону. Потом в другую. Потом – одновременно с двух сторон. С одинаковыми ритмами и с разными.

Ребята оживились. Темпо-ритм повысился. Имело, наверное, смысл поменять порядок этих заданий, тогда было бы чередование темпов: от доурочного (сонного) – через быстрый – к более спокойному.

Вместо запланированных 15 минут ушло 25 минут. Но зато цель была достигнута – в классе установлен общий рабочий темпо-ритм деятельности.

2. В первой части этого этапа урока практически все ученики в каждой команде приняли участие в записи на лист бумаги свойств позвоночника. Перед второй частью эти листы сдали мне и все по цепочке начали перечислять свойства.

Оказалось, что я чётко не продумал ситуацию повтора версий, одинаковых по смыслу, но разных по формулировкам. Это внесло сумятицу. Возникли слишком эмоциональные реакции некоторых учеников на спорные ответы команды противников, на фоне которых решения судьи (меня), какие ответы насчитываются, а какие – нет, оказались неубедительными. 3адание шло по времени около 15 минут.

3. Уже не первый раз убеждаюсь, и наверно пора освоить варианты деления на команды. Тот способ, что я обычно использую, не очень продуктивен, т.к. велик момент субъективности (они сначала объединяются с кем хотят, а потом ищут «общее»).

И задание мне надо было давать через посредников, а не всему классу, который ещё не успокоился от предыдущего этапа и пропускал всё мимо ушей.

В самом задании приняли активное участие практически все. Только на втором этапе приходилось помогать некоторым командам разъяснять смысл предыдущей записи, сделанной соседями.

На выполнение задания ушло запланированное время.

4. Все остальные части урока шли в соответствии с предварительным планом. В монологе я попробовал акцентировать мысли, что излагаемое есть всего лишь мои личные дилетантские Представления о «формообразующих принципах построения человека». Но мне самому они очень нравятся…

Слушали вроде бы внимательно. И в выполненных на следующий день домашних заданиях тоже было проявлено их личное отношение (вплоть до полного несогласия с этим мнением).

Реплика-комментарий:  Спасибо! Порадовали. (Всем буду рассказывать как сказку!) Жду продолжений. Подробностей. Пишите смелее. (Для себя же стараетесь!)

Про монолог: реакция детей – нормальная! Следующий, когда не будет сил, чтобы удерживаться от соблазна «откровенных признаний», обратите внимание на мизансцену. Сделайте её парадоксальной.  Например, под столом! Тогда слушать ваш монолог ученики будут еще «внимательнее». А говорить вы будете – еще более кратко! – Вяч.Букатов

.

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика…Гост/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)

[2] Разбор ПОЛЁТОВБиология

.

Яндекс.Метрика