меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

МХК-9кл: Поздняя классика в иск.Греции (госте/рол.ур: 3 отчёта)

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика…Госте/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)

[2] Сам себе РЕЖИССЁРМХК и уроки РИСОВАНИЯ

__________________________________

Поздняя

классика

греческого

искусства

на сдвоенном

уроке в 9 классе

(Госте/ролевой урок: 3 отчёта)

.

ИЗ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ: Три письма-отчёта (Гостя, Хозяина и Помощника) о госте/ролевом уроке [открыть в новом окне] в вальдорфской школе (Самара) с репликами-комментариями научного руководителя, доктора педагогических наук В.М.Букатова (Москва).

учебный предмет: история искусств (МХК)

учебный класс: 9 класс

тема урока: Искусство Поздней классики в Греции

время проведения урока: 10.30 -12.30 (сдвоенный урок)

.

в роли Хозяйки — Ивашкина Елена Витальевна (учитель живописи и «Истории искусств»)

в роли Гостя — Юрченко Ольга Владимировна (учитель начальной школы: 1 кл)

в роли Помощника — Щербатенко Дмитрий Игоревич (учитель физики, куратор 9 класса)

___________________

Письмо-отчёт ГОСТЯ Ольги Владимировны Юрченко (учителя начальной школы)

Перед тем, как планировать урок, мы с помощником пришли к общему мнению, что он должен совершенно отличаться от тех уроков, которые мы сами ведём в своих классах.

Практически во всех этапах урока мы запланировали групповые работы. И решили, что дети будут часто передвигаться, меняться местами, ролями, меняться мизансценами.

Первый этап

«Рецитация». После деления на 3 группы, каждая из них получила одинаковые отрывки из текста, который был знаком классу по предыдущим урокам. Отрывок нужно было прочитать с определенной эмоцией.

Каждая группа в течении 5 минут готовилась, а затем выходила и перед всеми рецитировала данный отрывок . Остальные группы пытались угадать, что это за эмоция.

Выполнение задания получилося именно таким, как нами было запланировано. Все девятиклассники активно включились в работу. Единственный минус – времени ушло больше, чем планировалось.

Второй этап

«Проверка пройденного» на предыдущем уроке. Здесь так же был использован групповой метод работы. В том же составе каждая группах ребята получила листочки. Задача – составить осмысленное предложение с заданным опорным словом (словами).

Я зачитываю опорное слово по теме, пройденной на предыдущем уроке – ребята записывают на групповом листочке  предложение  (или несколько предложений) с этим опорным словом, затем загибают листок ( чтобы не было видно) и группы меняются местами по часовой стрелке.

В результате получается 3 фрагмента, которые объединяются особым «последнем» предложением. В нем каждая группа, подводя своеобразный итог, самостоятельно записывает формулировку о самом важном, что по их мнению оказалось не охваченным в предыдущих предложениях.

Смена мизансцены. Посыльные зачитывают рассказы. Так как в их написании приняли участие все три группые, то к завершающему оформлению мысли у девятиклассников возник искренний интерес.

И этот этап прошел, как запланировано. Было лишь внесено мною условие, что ученикам можно пользоваться записями в тетрадях. Потому что я увидела, как дети пытаются где-то под партой открывать свои тетради. А мой опыт показывает, что пользоваться своими личными записями, составленными сознательно и проработанными на предыдущих уроках, ученикам бывает очень полезно. Вот я и оговорила это дополнительное условие вслух.

Третий этап

«Переход» от пройденного к новому материалу. Сравнение скульптуры Высокой классики и Поздней классики. Здесь девятиклассники по новому объединились в «рабочие группы».

Каждой группе было дано словесное описание скульптуры периода Высокой классики:  «Дискобол» работы Мирона. Группы, проанализировав текст,  должны были составить план описания.

Следующее задание: по плану соседей ( который можно расширять своими пунктами) составить описание скульптуры периода Поздней классики «Вакханка» работы Скопаса.

Затем описания были зачитаны посыльными из групп. Соседи оценили выполнение своего плана. В конце я зачитала описание, которое было дано искусствоведом-академиком. После этого мы подвели небольшой итог.

На этом этапе я отменила ранее запланированную перемену мест, после составления описания по плану соседей. Это было сделано потому, что мне показалось, что на уроке было уже достаточно передвижений. Так же я думаю, что обсуждение без передвижения было глубже и четче.

Реплика-комментарий: Видимо чтение предыдущих рассказов-конспектов проходило не так гладко, как того хотелось бы учительнице первоклашек. Это насторожило её и явилось причиной отмены очередной смены мизансцены (которая вообще-то явно не была бы так уж и лишней). Жаль, что помощник в своём отчёте не раскрывает подробностей, ограничившись маловразумительной (хотя по своей сути весьма справедливой) скороговоркой о несовпадении учительских пониманий при составлении плана-конспекта.

В любом случае, СПАСИБО всей «троице», и отдельно –Ольге Владимировне, учительнице начальных классов, – за столь чудную реализацию госте/ролевой методики. Ибо семенам их госте/ролевого урока суждено ещё много раз всходить и колоситься на ниве отечественной педагогики… – Вяч.Букатов

Четвёртый этап

«Знакомство с произведениями Поздней классики». Этот этап работы был запланирован как показ мною различных произведений скульптуры и живописи периода Поздней классики, их обсуждения и поиска основных отличий произведений этого периода от периодов предыдущих.

Так как этот этап был очень ограничен по временем, а так же из-за неудобства показа (не было больших иллюстраций, приходилось ходить по рядам и показывать), то работа получилась немного скомканной. Хотя само обсуждение было живым, ученики заметили и  сформулировали основные отличия произведений искусства изучаемого периода от произведений периодов предыдущих.

Пятый этап

«Подведение итогов». Этот этап также прошёл в работе по группам. Девятиклассники писали «групповой диктант». Я диктовала термины, имена и характерные выражения, а группы должны были их классифицировать, записывая в колонку Высокой или Поздней классики.

Затем посыльные зачитали получившиеся у них списки. А я подвела итог.

Заключительная часть прошла по плану.

В итоге хочется сказать, что выбранные нами [напомню, что Гостем, была учительница начальной школы, а Помощником – учитель физики – Вяч.Букатов] приёмы: «работа малых групп», «двигательная активность» девятиклассников и «смена мизансцен» позволили организовать в классе интенсивную работу, в которой каждый из ребят смог почувствовать себя активным участником. Очень важную роль сыграли и правильные, четкие выводы, которые делались по окончании каждого из этапов урока, и та необычная игровая форма подведения заключительного итога, наглядность и доступность которого была всем очевидна.

________________________

Письмо-отчёт ХОЗЯЙКИ  – Елены Витальевны Ивашкиной (учителя живописи и «Истории искусств»)

Моя основная задача на госте/ролевом уроке была связана с наблюдением за детьми.

С начала урока у девятиклассников было радостное оживление и мощная активность. Дети совершенно открыты к тому, что им предлагает учитель, заинтригованы, ждут…

За первое задание взялись с большим энтузиазмом, но были так веселы, что до настоящей работы при подготовке дело у многих так и не дошло. При демонстрации выполненной работы у двух групп из трех оказался неплохой результат. Женя (переросток, оставленный в традиционной школе на второй год в 9-ом классе и принятый в нашу школу четыре месяца назад) блистал!

Работа в группах шла активно. Некоторые дети играют ведущую роль в группе. Павел сразу взял себе листок и ручку и начал провозглашать всё то главное, что необходимо записать. Другие дети в группе слушали его и покорно соглашались.

В другой группе Артем тоже взял листок себе. Но когда он высказывает некоторые соображения, то слушает и других членов группы. Спорят, соглашаются, записывают.

В третьей группе Игорь и Миша – активисты. Они  находят возможность быстро между собой решить, что необходимо записать. Девочки в этой группе почти не имеют голоса, но принимают внутреннее участие.

Лёша, Федя из второй группы начали играть между собой, рисуют. Но Федя иногда слушает «задним ухом», что там говорит Артем. И  выкрикивает деловые опровержения.

Петя ищет подходящее место, чтобы «лучше слышать». Сядет то с одной стороны, то с другой. Принять участие в обсуждении группы не может, но внимательно смотрит на происходящее.

Ксюша очень активна и радостна (!) в самостоятельной работе группы. Обычно на уроках она всегда недовольна и пассивна. Как правило, ее приходилось «тащить».

Женя выпал из работы своей группы, сел боком к Павлу.

Может быть количество людей в группе должно соответствовать функциям, которые будут внутри группы поделены, тогда никто не сможет выпасть из общей работы? Не знаю… Может быть группа должна быть меньше? У нас 4-5 человек…

Реплика-комментарий: Этот Женя – как специально отмечалось раньше – первый раз заработал (блистал!), поэтому не мудрено, что притомился. Вот и отвлёкся для отдыха.

Подчеркну, что в такой ситуации некоторые учителя тут же начинают кричать караул. Им хочется, чтобы этот Женя, как заводной выполнял бы очередные задания учителя. Но я настоятельно рекомендую использовать игровые задания на уроках не для того, чтобы ученики (все как один!)  НИ НА СЕКУНДУ не отвлекались бы от работы. Вовсе нет! Ученик как и любой взрослый ИМЕЕТ ПРАВО и отвлечься, и задуматься, и начать «тормозить».

Всё дело в том, что на обычных уроках, если ученик «выпал из работы», то опять «включиться» ему достаточно трудно (или практически невозможно – что частенько случается на уроках).  Вот он(она) как неприкаянный и мается всё оставшееся время, выискивая возможность объединиться с такими же бедолагами, как он.

А вот если форма задания ИГРОВАЯ, то есть работа учеников связана с ДВИГАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТЬЮ и/или со СМЕНОЙ МИЗАНСЦЕН, – то возможностей, поводов и соблазнов вновь  и добровольно (!) включиться в работу (запрыгнуть на подножку идущего трамвая) у любого из учеников будет видимо-невидимо.  Что позволит каждому ребёнку (и отличнику, и неуспевающему) жить на уроке в своём темпо-ритме, сохраняя и/или укрепляя своё психическое здоровье.

Так что, уважаемая Е.В., не морочьте себе голову идеей специального уменьшения количества учеников в малых группах. Напомню, что они могут быть от ТРЁХ до ВОСЬМИ человек. Но наибольший педагогический эффект возникает, когда в рабочей команде (малой группе) ШЕСТЬ учеников.

Повторю, игровая форма задания нужна учителю не для того, чтобы «повязать» ею своих учеников на уроке, а для обеспечения комфортных условий их индивидуальным особенностям, естественным образом проявляющимся, когда ученики начинают добровольно включаться в предложенную деятельность. – Вяч.Букатов

Интересно, что группа не выбирает посыльных, они сами очень быстро встают и идут к учителю. Выделение от группы посыльного – «дело рук самого посыльного», то есть группа его не делегирует, хотя остальные члены группы воспринимают это нормально.

Реплика-комментарий: Возможно, вы правы. И тогда ученикам ещё только предстоит освоить «умение договариваться друг с другом» (что произойдёт естественным образом, как только «работа через посыльных» перестанет быть экзотикой на уроках.

Но может быть ученики уже владеют этим искусством. То есть они понимают друг друга с полуслова, с полу-взгляда – почти телепатически. И хотя со стороны будет казаться, что выбора посыльного не было, но на самом деле это будет не так…

Частая смена состава рабочих команд (малых групп) делает видимым, какой из вариантов в какой временной группе может возникать. При этом передача позитивного опыта друг другу у одноклассников в ходе учебно-игровой деятельности на уроках так быстро начнёт «набирать обороты», что в скором будущем первый из двух вариантов бесследно исчезнет. То есть уровень коммуникативности со сверстниками в классе явно повысится. – Вяч.Букатов

Во второй части урока (урок длился 2 часа) радостное возбуждение прошло. Ребята в группах работали сосредоточенно и уже без лишнего шума.

Работа для всех оказалась легкой. Результат – описание скульптуры – на мой взгляд получился не достаточно глубоким, сухим и прагматичным. Правда Игорь прозаическое описание «Вакханки» Скопаса, сочинённое в их команде,  дополнил своим личным отношением в стихах:

Её лицо повернуто

От меня в сторону другую.

Но чувствую, но вижу я

Образ тот в себе.

Когда учитель зачитывала описание Вакханки академиком многие дети не слушали. Они были очень увлечены предыдущим этапом.

Реплика-комментарий: То есть были заняты обсуждением оценки, которую дали соседи их описанию, и(или) сличением своего плана с версией соседней команды, работавшей именно по их плану, и(или) сравнением всех прозвучавших версий друг с другом. Если бы Гость не сняла «смену мизансцены», то здесь пересадка групп очень бы помогла ученикам «переключить» своё внимание. Тогда многие их них слушали бы текст искусствоведа-академика не абы как, а сосредоточенно. – Вяч.Букатов

Ребята очень терпимы ко взрослым, доверчивы. Друг друга слушают с интересом, но не все. Некоторым не интересны результаты работы других. Некоторые увлекаются критикой своих ровесников. Таких – единицы, но есть.

Почти все были очень довольны быстрым темпом перемен и самостоятельной работой.

Е.В. Ивашкина

_____________________

Письмо-отчёт ПОМОЩНИКА Дмитрия Игоревича Щербатенко (учителя физики, куратора девятого класса)

В первый день встречи Е.В. ввела в тему эпохи, объяснила содержание предстоящего урока. О.В. молча слушала, впитывая.

На второй день мы с О.В., составляли план урока. Ясно было с самого начала, что надо давать «другой» урок, не подстраиваясь под стиль и логику уроков Е.В.

Мы попытались так выстроить «режиссуру урока» (деление по группам, виды заданий), чтобы связать её с углублением девятиклассников в содержание учебного материала. Попытались представить как будет сказываться на активности ребят наши задания. Как на нашем уроке включенность учеников будет зависеть от смены темпа.

Интересно, что сравнивая свои представления о нашей договоренности, как будет проходить урок, с тем как реально его вела О.В., начинаешь видеть, что одни и те же слова и идеи по разному трактовались нами, то есть Гостем и Помощником.

В итоге сам урок для меня стал чем-то новым. Кроме этого, нужно отметить, что на О.В. достаточно сильно «давил»  составленный нами план урока и желание «дать» ученикам запланированный материал. Это иногда сбивало ритм самостоятельности у ребят и их включенность в групповую работу.

Но впечатление, что О.В. каждую неделю после уроков в своём первом классе приходит учить старшеклассников. Настолько гладко прошёл урок. Интересно будет узнать, какие приёмы в ближайшие дни О.В. сможет использовать на уроках в своём первом классе.

Д.И.

Реплика-комментарий: Что ж вы сами, уважаемый Д.И., ничего не пишете о том, какими приёмами вы собираетесь обогатить в ближайшее время свои школьные уроки физики? – Вяч.Букатов

.

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика…Госте/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)

[2] Сам себе РЕЖИССЁРМХК и уроки РИСОВАНИЯ

.

.

Яндекс.Метрика