Разбор ПОЛЁТОВ → Архив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроков → ГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика… → Госте/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
[3] Сам себе РЕЖИССЁР → ЛИТЕРАТУРА
_________________________________________
Из рабочих материалов научного архива доктора педагогических наук В.М.Букатова
Курсовая работа
Голик Лили Александровны (учителя музыки)
по социо-игровому стилю обучения
Предуведомление: данная работа была выполнена слушательницей Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО) в рамках проекта «Госте/ролевой метод повышения квалификации учителя» – В.Б.
Отчет о проведении госте/ролевого урока по «чтению» в 3 кл.школы № 1102 (Москва)
«Гость»: Голик Лиля Александровна (учитель музыки)
«Хозяин»: Гунбина Зоя Александровна (учитель начальных классов)
Преамбула
Социо-игровые приёмы на уроках музыки в этом учебном году стали неотъемлемой частью моей педагогической работы. Этому способствовало и участие в подготовке и проведении госте/ролевых уроков.
Говоря о социо-игровых технологиях, отмечу, что школьные коллеги всё чаще стали проявлять к ним свой интерес. Я даже купила (книга-почтой; серия «Я иду на урок») второй экземпляр Хрестоматии игровых приемов обучения с целью познакомить наибольшее количество учителей с этой удивительной методикой.
Действительно, многие из моих коллег заинтересовались. И мы обсуждали различные ситуации, в которых можно было применять те или другие социо-игровые приёмы. Спорили, искали положительные и отрицательные моменты отдельных приёмов. И моё обращение к коллегам с вопросом, кто из них даст мне возможность провести госте/ролевой урок «не по своему предмету» (в качестве итоговой курсовой работы), не вызвал бы недоумения.
Но в марте месяце этого года в силу сложившихся обстоятельства я перешла работать в другую школу (№ 1102 Юго-восточного административного округа Москвы). Там не оказалось учителей, кто был бы знаком с социо-игровой стилистикой работы.
Поэтому, когда я обратилась к учительнице 3-го класса с просьбой, дать мне возможность провести урок не по своей специализации, она согласилась (вернее откликнулась), но я почувствовала, что сама просьба вызвала недоумение: «А зачем?»
Я, как и все заинтересованные в чем-то люди, принялась эмоционально ей рассказывать о курсах Букатова и приводить примеры из небольшой своей практики по социо-игровому стилю обучения школьников. Услышав наши разговоры, несколько учителей тоже предложили свои часы для проведения госте/ролевых уроков. Но я чувствовала, что мой энтузиазм воспринимается ими как-то несерьезно, как будто речь идёт об удовлетворении прихоти и не более.
И вот когда я настроилась на второй вариант – урок географии в 8 классе – учитель географии заболела, не успев дать мне тему урока. А время поджимало. Тогда я вернулась к первому варианту и стала готовиться к «чтению» в 3 классе.
О подготовке
Мы с учительницей З.А.Гунбиной обговорили учебную тему: заключительный урок по теме «Весна». Просмотрели весь материал, который я должна изложить на уроке. Обсудили, на что я должна обратить внимание как «учитель словесности».
Потом я несколько раз пролистала Хрестоматию и брошюру «Педагогические таинства дидактических игр». Стала обдумывать, какие игровые приёмы помогли бы мне провести урок.
Я решила для работы на уроке обязательно поделить детей на команды. И использовать приёмы: «составление слов из слогов», «разрезанные фразы из стихов», «найди букву», «озвучивание иллюстраций».
Кажется, продумала каждый момент урока. «Провела» несколько раз урок в уме. Подготовила дидактический материал (четверостишия из стихотворения Бунина о весне (без названия), разрезанные на отдельные строчки).
Об уроке
Итак, 20 апреля сего года я предстала перед детьми и учителями (кроме родной учительницы присутствовали завучи).
Дети, когда увидели меня в своём классе, сразу засобирались в кабинет музыки (где я по расписанию у них веду свои уроки). Пришлось объяснить, что сегодня урок чтения вместо Зои Александровны буду вести я. Дети тут же переспросили:
– А это будет музыка?
Я ответила, что сегодня вместо музыки нот, будет музыка слов.
Урок сразу же начался с деления детей на команды. (Сдвигать парты я – честно – побоялась. Поэтому команды решила делить по 4 человека, то есть «2 соседние парты = команда»: двое разворачиваются к двоим другим, что бы можно было совещаться.). Решила, чтобы не затягивать этот момент урока (групповая форма работы в классе проводилась первый раз), предложила ученикам объединиться по 2 соседние парты в одном ряду, что они тут же и сделали.
Затем командам было дано задание: выбрав капитанов, подобрать «весеннее» название своей команде. Выбирали – стоя. Садились же, когда капитаны отправлялись к доске, чтобы на ней записать название своей команды.
Пять названий оказались весенними – «Поющие птицы», «Соловьи», «Весенний гром», «Весенние голоса», «Ясное солнышко». Одно же название вызвало у других команд удивление – «Коричневые листья». Но эта команда оставила это название за собой.
Реплика-комментарий: Уважаемая, Л.А., замечательно, что вы позволили команде третьеклассников остаться при своём мнении. Тем более, что они вообще-то были правы. Потому что первые листочки у некоторых пород деревьев (например, у клёна, дуба и даже у некоторых из берёз) имеют явно коричневую окраску. – Вяч. Букатов
Все команды подготовили отдельный лист бумаги и ручки. Задание: ровно за полторы минутки составить (и записать) наибольшее количество слов связанных с весной.
Составлять слова нужно было из слогов, которые я предварительно написала на доске
вес не со чи на
гра ло лу во бо
жа да при ро ра
Все шесть команд активно и с завидным интересом включились в работу.
Ровно через полторы минутки (время я засекала – как нас учил В.М.Букатов – по своим наручным часам) капитаны выбежали к доске и напротив названий своих команд поставили только числа найденных слов. Оказалось, что две команды смогли составили по 8 слов, а четыре команды – по 9.
Всем захотелось узнать, какие же слова у кого получились. Тогда я от каждой команды к доске вызвала по переписчику со списком в руках. Они быстро переписали свои перечни на доску, чтобы другие команды проверили их работу (и оценили по пятибалльной системе).
Следующее задание было таким: каждая команда через посыльных получила по четверостишию, разрезанному «по строчкам» (так что каждому в команде досталось как раз по одной строчке). Из разрезанных частей нужно было составить четверостишие.
Дети стали вчитываться в строчки. Когда разрезанные фразы были составлены, в каждой команде ученики по очереди читали составленное четверостишие. Друг за другом – каждый только одну свою строчку.
Тут я усложнила задание: всей команде нужно было прочитать своё четверостишие так слаженно, чтобы не было «дыр» в интонациях между строчками. То есть чтобы всё четверостишие звучало в единой интонации, на одном дыхании.
Все команды постарались и с заданием справились. Уложились вовремя. Я предложила командам оценить работу соседей и капитанам выставить на доске соответствующие баллы напротив названий соответствующих команд.
Наконец-то дети получают задание: открыть книгу по чтению на стр. 34. Там они видят стихотворение Бунина о весне. До этого урока дети с текстом этого стихотворения не работали. То есть для них это был новый учебный материал.
Организую «Литературный монтаж»: каждая команда должна была найти своё четверостишие и прочитать его вслух в той очередности, которую ученики установили согласно тексту, опубликованному в учебнике. Читать нужно было каждому по своей строчке и с выражением, соответствующим смыслу. Все команды работали стоя (но на своих рабочих местах). Работа каждой команды оценивалась по пятибалльной системе.
Потом команды занялись первым звеном «герменевтической цепочки»: блужданием-освоением. Им нужно было найти в 1-ом и 2-ом четверостишии все слова с буквой «А», в 3-ем и 4-ом четверостишии – с буквой «О». А в 5-ом – сосчитать количество глаголов.
Реплика-комментарий: Уважаемая Л.А., замечательно, что вы, уже начав – и при этом весьма УСПЕШНО! – на своём уроке «продвижение» учеников по герменевтической цепочке, не побоялись вернуться на уроке к самому первому звену этой цепочки. И интуиция вам правильно подсказала усложнение (уже не только вполне допустимое, но и уже весьма необходимое!) – слияние трёх шагов в единое задание.
Поясню, что если бы не специфика условия «возврата», то о поисках слов с буквой «А» в 1 и 2 четверостишии (1шаг), с буквой «О» в 3 и 4 четверостишиях (2шаг), и поисков глаголов в предпоследнем четверостишии (3шаг), следовало бы говорить в отдельных заданиях, которые следовали бы друг за другом. Так что поздравляю с интуитивно правильным отступлением от рекомендуемой процедурной последовательности «герменевтической цепочки». – Вяч.Букатов
Всем командам версии своих ответов нужно было отражать на доске. Получились расхождения (!): вместо 9 слов с буквой «А» – две команды нашли только по 8. А вместо 10 слов с буквой «О» – одна команда нашла аж 13 (!). Зато глаголы в предпоследнем четверостишии все команды нашли и сосчитали правильно – 4.
Увидев такое расхождение, я вспомнила, как Букатов нам говорил, что на уроке любое расхождение ученических мнений – подарок учителю. И поняла, что организовать проверку мне можно по-разному.
Из всех вариантов я тогда решила воспользоваться таким: предложила всему классу читать по учебнику текст стихотворения Бунина вслух, произнося слоги с буквами «А» и «О» особо громко, тогда как все другие слоги – подчёркнуто тихо.
По ходу чтения дети начали обнаруживать свои ошибки. Командиры после такой командной «самопроверки» напротив названий своих команд проставили новые баллы.
После чего я попросила «разрезанные фразы» положить на край стола, так как они будут нам ещё нужны.
По моему плану далее третьеклассников ожидали две модификации игрового приёма «Озвучивание иллюстрации». Поэтому я попросила все команды открыть свои учебники на стр.65, где находилась иллюстрация картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Потом я немного рассказала о художнике и его картине. Коснулась средств изобразительности.
Затем каждая команда должна была придумать для соседей вопрос, связанный с содержанием картины (желательно каверзный !). Соседняя команда, ответив на него, «по эстафете» задавала другой команде уже свой собственный вопрос.
Первая команда
Вопрос: Какая весна на картине?
Вторая команда
Ответ: Весна ранняя – ещё лежит снег.
Вопрос: Какое небо на картине?
Третья команда
Ответ: С тёмными облаками. Сейчас может пойти снег.
Вопрос: Кто живет в доме?
Четвёртая команда
Ответ: В этом доме не живут. Это церковь, куда все идут молиться. И просят бога, чтобы всё было хорошо.
Вопрос: Это речка или ручей?
Пятая команда
Ответ: Это не речка. Это пруд (а может озеро), где живёт рыба.
Вопрос: Почему снег некрасивый?
Шестая команда
Ответ: Потому что он тает.
Вопрос: Какие птицы живут в гнездах?
Первая команда
Ответ: И грачи и вороны.
Реплика-комментарий: Напоминаю, что эстафету вопросов и ответов следует делать 5-6 кругов. Тогда дети действительно начинают высказывать весьма неожиданные и оригинальные варианты. Учителя же начальных классов обычно предпочитают в эстафетах ограничиваться всего-то одним кругом. – Вяч.Букатов
Затем я попросила учеников обратить внимание на фамилию автора и название картины. И предложила каждой команде опять вернуться к своим разрезанным строчкам. Перечитать их и решить, какие слова (или словосочетания) из четырёх разрезанных строчек, доставшихся команде, могли бы стать дополнительным названием для картины Алексея Кондратьевича САВРАСОВА.
Команды, стоя, совещаются, обсуждают, спорят. На доске появились версии.
1 команда: «Бушует полая вода»
2 команда: «Дымятся чёрные бугры»
3 команда: «И в полдень лужи под окном»
4 команда: «Весна, весна! И всё ей радо»
5 команда: «Меж круглых рыхлых облаков»
6 команда: «Кругом вода журчит»
Прошу во всех командах закрыть учебники. Звучит мой «дополнительный» вопрос
– Кто обратил внимание на фамилию автора стихов?
Три команды, которые называют Ивана Бунина, получают по пять дополнительных баллов.
Наступает заключительный этап – подведение итогов. Все команды суммируют свои баллы. У двух команд – «Соловьёв» и «Весеннего грома» – получается наибольшее количество очков.
Выставляю им пятёрки в журнал. Остальные команды благодарю за активную работу на уроке и спрашиваю, кто запомнил текст стихотворения наизусть.
Оказывается, что почти половина детей считает, что запомнила стихотворение. К доске для «проверки памяти» решили вызвать из всех желающих учеников только двоих. Они по своему выбору назначили себе по «суфлёру» (для подстраховки на всякий случай) и с их помощью продекламировали стихотворение, почти не сбиваясь.
Сообщаю домашнее задание: стихотворение Бунина читать наизусть («с чувством, толком, расстановкой»).
На уроке все дети без исключения работали активно, с интересом. Показателем эффективности урока была азартность и инициативность, с которыми ученики выполняли учебные задания.
При обсуждении урока я для себя отметила явную заинтересованность коллег. Подчеркну, что во время самого урока мне было лестно видеть, как сами взрослые начинают внимательно считать буквы, слова, то есть невольно втягиваться в работу.
В заключение хочу лишний раз подтвердить, что социо-игровой метод – великое подспорье для учителя любого профиля. Он помогает глубоко вникать в программный материал, выдумывать деловое содержание игровых ситуаций, которые не просто заинтересовывают детей, а позволяют им «без страха ошибки» и «по-хозяйски» обращаться с новым учебным материалом.
дополнительно см.: Чтение-3кл: Конкурс чтецов по ПАРТИТУРЕ «пейзажа души» повествователя (госте/рол.ур)
.
Разбор ПОЛЁТОВ → Архив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроков → ГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика… → Госте/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
[3] Сам себе РЕЖИССЁР → ЛИТЕРАТУРА
.