меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Песнь о Сеньке Разине или Открытый урок в лучах гуманизма

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

________________________________________________________________________

Из рабочего архива доктора педагогических наук В.М.Букатова..

.

Алёна Новгородова

Рассказ, записанный на диктофон и опубликованный в разделе «Режиссура урока» (ведущие редакторы: В.Букатов и М.Ганькина) газеты «Первое сентября» (77/2003)

.

Песнь о Сеньке Разине

или

Открытый урок в лучах гуманизма

.

____Хочется поделиться впечатлениями о конкурсе «Учитель года». Из всего, что тогда довелось мне увидеть, особо запомнился открытый урок на тему «Степан Разин: герой или разбойник?». Урок этот в чужой школе с чужим классом на конкурсе давал молодой учитель.

____Он заранее приготовил на доске такое окошечко. В нём что-то написано и прикрыто бумажкой. В конце урока мы, мол, откроем и узнаем правильный ответ: кто же все-таки Степан Разин — герой или разбойник?

____И вот класс стал перечислять разные аргументы в пользу того или иного вывода. И вдруг учитель ставит им касету с песней «Из-за острова на стрежень». А на словах «обнял персиянки стан» пленку останавливает и спрашивает: «Как вы думаете, что Стенька Разин дальше сделал? Он поступил как герой или как разбойник

____И вдруг оказалось, что дети этой песни слыхом не слыхивали. Учитель не растерялся и спросил детей: «Как вы считаете, что можно было сделать с этой княжной? Какие будут варианты

____Ученики начали высказывать разные мнения. Например, можно ее «обратно отдать этому отцу». Можно — «отдать в жены кому-нибудь, кто захочет или кто самый лучший». А можно — «чтобы никому не досталась, высадить ее на берег».

____Но в конце концов «гуманные» дети, посовещавшись, решили, что Разин её наверняка за выкуп обратно отцу отдал. И после этого учитель включил конец песни: «И за борт ее бросает в набежавшую волну».

____Такой поворот дела вызвал у детей бурное веселье…

____Когда в конце урока учитель открыл заветное окошечко, оказалось, что в нем вместо ответа стоит знак вопроса. Я думаю, учитель предполагал, что все будут говорить: мол, Степан Разин — герой, — и тогда он поставит им эту песню. Вот и получится вопрос, на который нет однозначного ответа. Вышло не так, как он планировал, но, по-моему, еще лучше: уж этот-то урок дети запомнят на всю жизнь.

____И что бы вы думали? Комиссия так не считала. Историку поставили в вину «негуманное обращение с человеческой жизнью» (то бишь «за борт ее бросает»), и в результате он получил очень низкую оценку.

____Больше всех возмущалась психолог, которая заявила, что она крайне отрицательно оценивает этот урок, что ценность человеческой жизни на этом уроке совершенно не чувствуется…

____После обсуждения я подошла к ней и, прикинувшись валенком, говорю: «Вы не могли бы еще раз мне рассказать, какое ваше мнение об этом уроке?» Что же оказалось?

____Оказалось, что в конце урока не было никакого результата. Умений и навыков — никаких. Что дети должны были вынести с этого урока? Весь урок говорили-говорили, а в конце урока — какой-то вопрос в окошечке. Почему вопрос? Ведь должно быть какое-то решение. И опять про «ценность человеческой жизни»…

____Ну тут уж я не утерпела и сказала психологу, что история вообще-то как бы не очень такая гуманная, и если вспомнить, то целые народы вырезались. А если об этом молчать, то это уже и не история будет. Да и гуманизм от такого замалчивания больше всего в конце концов и пострадает. А вслед за ним и вся педагогика

.

..

.ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

Яндекс.Метрика