Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Чтение-3кл: Конкурс чтецов по ПАРТИТУРЕ души (госте/рол.ур)

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика…Госте/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)
[2] Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ
[3] Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА
___________________________________

Из рабочих материалов научного архива доктора педагогических наук В.М.Букатова

Конкурс чтецов по ПАРТИТУРЕ «пейзажа души» повествователя

Предуведомление: данная работа была выполнена слушательницей Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО) в рамках проекта «Госте/ролевой метод повышения квалификации учителя» – В.Б.

Отчет о госте/ролевом уроке ФИЛИНОЙ Т.В.

 

Урок чтения в 3 классе проведен 12 апреля в школе № 5 г.Красногорска (Московская область).

Тема: Изучение стихотворения И.А.Бунина «Бушует полая вода»

Гость: Филина Т.В.(учитель МХК)//Хозяин: Пырьева Т.В.(учитель нач.кл.) // Помощник: Артюхина Е.В.(учитель нач.кл.)

1. После приветствия и знакомства прошу детей подойти к столу и взять цветные карточки (4 открытки с иллюстрациями к сказкам, разрезанные на 6 частей).  Согласно собранным открыткам образовать группы. Затем, сдвинув парты, шестёркам нужно было организовать места для работы.

Я видела страх в глазах учительницы: сейчас будет шум и беспорядок. Но ничего катастрофического не произошло. Она увидела, что я спокойно держусь на уроке, а дети спокойно продолжают работу.

2. Предлагаю придумать названия командам.  Предварительно объяснив, кто такие посыльные и для чего они нужны, приглашаю их к доске записать командное название. Затем они «тянут, не глядя»,  репродукции с картинами о весне и относят  своим командам. Выдерживаю паузу, чтобы невольно заинтересованные ученики насмотрелись бы на репродукцию.

3. Приступаю к беседе по вопросам.

– Какое время года изображено на ваших репродукциях?

– Самые главные признаки весны?

– Какие чувства, настроение характерны для весны?

– Скажите, пожалуйста, какими средствами в искусстве такое настроение можно передать?     [Словом, музыкой, цветом.]

Понятно, что это был подготовительный этап, мой вариант так называемого «обживания», но ещё не текста или картины, а всего лишь ситуации (нового педагога, моей манеры; да и я, в свою очередь, присматриваюсь к незнакомым мне детям). А заодно мы «входим» смысловое содержание стихотворения, о котором пойдет речь дальше.

Дети были активны: пока всё оказалось в привычном для них русле. Я же выяснила, что, третьеклассники послушно  выполняют задания учителя-гостя (всё-таки начальная школа, да и учитель в классе). Но в глазах самых смышленых можно было уловить недоумение: «К чему всё это? Что за этими вопросами стоит?» Думается, что это было связано с желанием очередной раз получить лишнюю «пятёрку»…

4. Далее приглашаю посыльных получить по комплекту из 6 карточек. На них по одному из 6 четверостиший стихотворения Бунина «Бушует полая вода». Даю задание: из «осколков льдинок» собрать стихотворение, используя подсказки, записанные на доске:

1 четверостишие 2 четверостишие 3 четверостишие 4 четверостишие 5 четверостишие 6 четверостишие
Грачей утром < ? > рыхлых ! < ? >

Я не стала слишком усложнять задание и в подсказках перестраховалась (причем прямо во время урока), указав первое четверостишие (там стоял вопрос как в 3 и 6). Жаль, потому что оказалось, что все дети довольно быстро и правильно справились с заданием (и запланированного обсуждения вариантов не получилось).

Но всё равно все работали с удовольствием и достаточно дружно. Конечно, сразу же определились лидеры, которые и вели свои группы. Но ими (как потом оказалось!) не всегда были отличники.

После того, как были собраны четверостишия  в стихотворение, я предложила назначить по считалочке эксперта, который сам выбирает себе помощника. Они с двумя учебниками отправляются в соседнюю группу для проверки правильности выполненного задания.

Оставшиеся принимают экспертов из соседней команды. Те открывают свои два учебники. По оглавлению ищут стихотворение Бунина и открывают свои учебники на нужной странице. И вместе с командой проверяют по тексту учебника раскладку четверостиший.

Оценив работу команды и поставив мелом на доске свою отметку напротив названия проверенной команды, эксперты вернулись в свои группы.

5. В учебнике «Родное слово» рядом со стихотворением Бунина находится репродукция с картины Саврасова «Грачи прилетели». Предлагаю обсудить в группах ряд вопросов:

– Можно ли найти общие цветовые пятна, оттенки в стихотворении и на картине? Какие? [Мнение команды новые посыльные записывают на доске.]

– Есть ли общие образы в стихотворении и на картине? Какие? [Мнение команды новые посыльные записывают на доске.]

– Как называюся картины, на которых изображена природа? [Мнение команды новые посыльные записывают на доске.]

– Если вы услышите о пейзаже души человека, то как вы себе это сможете представить? [О мнении команды рассказывают (стоя, но с места) новые посыльные.]

Вообще, надо признаться, я недолюбливаю  начальную школу (чтоб не сказать больше – боюсь). Не умею общаться с маленькими. Но на этом уроке я поняла, что если заранее не настраиваться на то, что они малыши и якобы ничего не умеют, а дать им инициативу и возможность свободно общаться, – то ничего страшного не происходит. Ни о какой дисциплине в принципе можно не беспокоиться: рабочая обстановка, темп урока и разнообразие форм работы не позволяют ученикам ни расслабляться, ни уставать.

Перед уроком (который был первым по счету) учительница предупредила меня, что дети в последнее время какие- то заторможенные. На моём уроке этого не было видно: они вели себя вполне естественно. Даже без напряжения, которое обычно вызывается появлением незнакомого взрослого.

Для себя я это объясняю тем, что дети работали в «малых группах» (шестёрках). И что инициатива на уроке в основном принадлежала самим ученикам. Класс был оркестром (причем для первого раза довольно слаженным). А учитель – дирижёром, который в нужных местах  иногда «взмахивал палочкой».

6. Затем (конечно, через посыльных) я предложила командам определить словами «пейзаж»  души главного героя (т.е. рассказчика) стихотворения. Для этого в каждом четверостишии нужно найти одно- два слова или словосочетания, соответствующих испытываемому рассказчиком чувству. Полученный «рисунок» очередным новым посыльным нужно будет перенести на доску.

Конечно же, эта работа вызвала самые большие затруднения. Но с моей помощью (а я подходила при выполнении этого задания к каждой группе) все команды с заданием – создать свой вариант «пейзажа главного героя» – всё-таки справились.

7. На следующем этапе работы команды получили задание по составленному пейзажу-рисунку подготовить выразительное чтение стихотворения Бунина (5 минут на репетицию по партитуре своей версии «пейзажа»).

В итоге мы выслушали разные варианты выразительного чтения выставленных от каждой команды представителей. После каждого исполнения команды обсуждали, какие чувства удалось, а какие не удалось передать чтецу во время чтения («пейзажная цепочка» каждой команды оставалась на классной доске).

В результате получился своеобразный маленький конкурс чтецов. Где члены жюри (три других команды, выступающих в роли слушателей/судей) явно настроились быть строгими и придирчивыми.

Признаться, я не ожидала такого детского энтузиазма, ученического старания и чтецкого вдохновения, с которыми класс реагировал на необычность этого задания. Даже самым придирчивым членам жюри почти не оставалось места для критики. И зрители от всей души дружно аплодировали выступавшим.

8. На этой высокой, радостной ноте можно было бы и закончить урок, но я все-таки задала вопрос, который очень интересовал меня: «Есть ли среди учеников класса такие, кто уже запомнил это стихотворение и может попробовать его рассказать?» (Дело в том, что на курсах сильное впечатление на меня произвело то, что по ходу некоторых социо-игровых приёмов обучения – например, «блуждания-обживания», «восстановление деформированного текста» и др. – некоторые из обучаемых невольно запоминают текст (причём очень близко к тексту – практически наизусть).

Подняли руки пять человек. До звонка на перемену мы успели выслушать только одного. Исполнителю можно было смотреть на доску (там не были стёрты цепочки слов в командных «пейзажах») и в случае необходимости получать подсказку от суфлёра (которых все пять исполнителей назначали себе сами). Но суфлер (который всё время очень внимательно следил по тексту и был готов вовремя подсказать своему товарищу) даже не понадобился!

Все были поражены. По-моему, сам исполнитель не ожидал такого результата. Третьеклассники с удивлением обнаружили, что запоминать можно не зубря, а всего лишь разобравшись со смыслом! На мой взгляд, открытие немаленькое (а то к нам в среднюю школу приходят из начальных классов отличники, способные вызубривать огромные абзацы, но толком не умеющие понимать смысл прочитанного).

◊◊◊◊◊

Теперь о том, что сказала об уроке Т.В.Пырьева, «хозяйка» класса. Во-первых, подчеркну, что социо-игровым стилем она заинтересовалась ещё раньше (я давала ей книгу «Режиссура урока». И ей так хотелось на конкретном примере посмотреть, «как же это делается другими», что мою просьбу, понаблюдать за детьми и отразить это в отчёте «хозяина», она просто забыла!..).

Во-вторых, свое впечатление об уроке с элементами социо-игрового стиля она выразила примерно так: «Очень интересно, но очень сложно».

Её подруга, учительница начальных классов Е.В.Артюхина присоединилась к этому мнению.

Какие выводы сделала я из урока и его обсуждения:

1. «Зачем осложнять себе жизнь, выдумывая разные ходы, если можно проще и, на первый взгляд, с тем же эффектом: все и так дома выучат текст наизусть», – так или приблизительно так рассуждает большинство учителей (что в начальной, что в средней школе). И сдвинуть их с этой позиции невозможно. Только когда они сами или принимают участие в семинарах по социо-игровой «режиссуре урока» или видят горящие глаза своих учеников, с азартом выполняющих очередное то «трудное», то «необычное» задание, – некоторые из них загораются желанием работать так же.

2. Если быть внимательным к способу подачи учебного материала, то урок показал, что с учениками начальной школы можно вести серьезный разговор, используя методы опережающего развития и вводя некоторые термины из литературоведения, готовя детей таким образом к переходу в среднее звено.

Учителя начальной школы не хотят развивать творческие способности у своих учеников (даже тогда, когда говорят о их развитии). Им проще воспитывать исполнителя…

У нас в школе проблеме преемственности в обучении уделяется много внимания: мы эту проблему обсуждали на педсовете и на заседаниях методобъединений учителей-предметников. Но решить её, выслушивая только одни доклады, безусловно, невозможно. Вот я и решила привлечь внимание некоторых из коллег к социо-игровому стилю, с помощью которого, на мой взгляд, можно успешно развивать и личность ребенка, и его творческий потенциал. Т.В.Пырьева первая откликнулась на мои предложения. Буду надеяться, что вместе нам будет интересно сотрудничать в освоении социо-игровой педагогики.

Филина Т.В.

дополнительно см.:Чтение-3кл: ВЕСНА [Бунин, Саврасов] (госте/ролев.урок)

“Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года”

Илья Ефимович РЕПИН  (1911)

.

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика…Госте/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)

[2] Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ

[3] Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА

.

.

Яндекс.Метрика