Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

[1] М.Г.: Безударная гласная в корне

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРРУССКИЙ ЯЗЫКЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

[3] Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

______________________________

Шесть радикальных средств от Марии ГАНЬКИНОЙ для ликвидации ученической безграмотности //  По материалам 1 главы книги: Ганькина М.В. Грамматическая аптечка: Неотложная помощь в правописании

= открыть аннотацию книги и DVD-диска =

.

.

Неотложка для «грамотеев»

1. Средство  от безударной гласной в корне

Профилактические прогулки в ОРФОГРАФИЧЕСКОМ САДУ: Гербарий-корнярий // Правила для коллекционера // Варианты заданий // Знать в лицо

.

Некоторые учителя не перестают удивляться, насколько дремучим оказывается для многих учеников безударная гласная в корне. Даже у старшеклассников нет-нет да и встретится какое-нибудь позорное “пожЕлой”, “прикОзал” или “очЕрованье”. Видимо, в свое время взрослые проигнорировали игровую “прививку”, не дав ребенку возможность вдоволь наиграться с корнем.

Гербарий-корнярий

“Гербарий” (более точное слово “корнярий” у нас в классе так и не прижилось) – это маленький блокнотик или полтетрадки (но только не очередная обычная школьная тетрадь!) Гербарий – вообще-то коллекция растений, у нас же – целых деревьев. По штуке – на каждой страничке.

Вырастает такое дерево из корня, и перечень русских корней с указанием страницы, на которой выросло соответствующее корню дерево, есть на последней страничке нашего гербария-корнярия.

Количество ходовых русских корней вполне перечислимо. Со временем у нас составляется целый словарик корней. Лексическое значение большинства из них распознается интуитивно. Взрослым человеком – да. Но ребенку необходимо, что называется, повертеть русские корни в руках.

Ребенку недостаточно даже такого мощного инструмента, как проверочное слово. Во-первых, надо уметь им пользоваться. А то ведь бывает, что слово ветеран проверяют ветром, замирать – словом мир, здорово – словом здравствуй, а ломать – словом переламывать.

И потом: ну и что ж, что подобрал проверочное? В следующей-то строчке опять сделал ту же самую ошибку. Надо бы как-то удерживать в голове все гнездо целиком. Гнездо, куст, семейка, дерево – выбирайте образ по вкусу. У нас – дерево, потому что так сложилось. Потому что самый первый раз к гербарию мы подбирались издалека. Этот было начало третьего класса.

Вначале мы пытались рисовать генеалогическое древо семьи.

Затем появилось дерево из толстого картона – почти в натуральную величину. Его вырезали и красили всем миром, и потом оно стояло у нас в классе чуть ли не полгода. Время от времени к его корневищу прикалывали булавкой новый русский корень, и дерево обрастало очередной листвой – однокоренными словами, которые дети выписывали на листочках бумаги и собственноручно прикалывали булавками к ветвям картонного дерева. Конечно, случались недоразумения: то и дело на нашем “баобабе” появлялся какой-нибудь “огурец” – как говорили дети, “слово не отсюда”, “иностранное”, “только прикидывается родственником”.

И только после всего этого каждый из ребят обзавелся личной коллекцией корней – “гербарием”, который постоянно пополнялся новыми деревьями.

Правила для коллекционера

Коллекционер обязан следовать особым правилам:

1) все известные части речи и способы словообразования должны быть представлены в словах, вырастающих на ветках;

2) предпочтительны такие словоформы, когда гласная в корне – безударная;

3) в каждом слове, выросшем на дереве, надо обязательно отметить корень;

4) корень как таковой, приколотый в районе корневой системы дерева, должен быть написан крупно и ярко.

Остальное – дело фантазии коллекционера. Наша среднерусская природа не видывала столь экзотических растений, какие то и дело появляются на страничках ученических гербариев.

Фрагмент ученического гербария”


С каждым новым деревом список корней на последней страничке гербария пополняется. Только теперь корень снабжен еще и соответствующей иллюстрацией. Каждый из учеников сам себе художник, сам придумывает, как воплотить в рисунке лексическое значение корня. Например, рядом с корнем “да” (дать) пишут “на!”, а на корень “дав” (давить) удава рисуют. С корнем “вес” рядом оказываются различные весы (или три толстяка – сами или название книжки!) Ну а рядом с корнем “вис”, увы, частенько красуется добротная виселица…

Кто символикой отделывается, кто батальные сцены выписывает – каждый своей иллюстрацией пытается сказать, “про что” тот или иной корень.

Варианты заданий

Но вот на дом задано нарисовать очередную пару деревьев, например, с корнями ЕДИН и КАЗ/Ж.

Еще на перемене ребята ставят стулья в круг – они привыкли к пятиминутной словесной разминке. Начало урока. Ребята садятся в круг с гербариями, открытыми на нужном дереве. В определенном ритме, который я отбиваю в ладоши, они передают по часовой стрелке (или против) свои блокноты (в театральной педагогике есть подобное упражнение) Хоп! Направление поменялось. Стоп! – и по кругу каждый читает слово с корнем ЕДИН (или КАЗ/Ж) из того гербария, который в данный момент оказался на коленях.

Таким образом озвучиваются не только замечательно интересные слова с данными корнями (поединок, единорог, приказчик), но и “огурцы” (съедено, седина, казак). Последние, впрочем, ребята опротестовывают поднятием вверх скрещенных рук.

Рассевшись по своим местам за партами, ребята за минуту (я засекаю по секундомеру) добавляют к своему дереву три полюбившихся им слова из тех, что только что прозвучали. Можно ограничить круг прочитываемых слов, например, какой-нибудь частью речи, и тогда ребята кинутся записывать именно глаголы или причастия (чем не “повторение и закрепление пройденного”?)

А я радуюсь тому, что сумела еще раз обратить внимание своих учеников друг на друга: может быть, кто-то удивился интересному слову и взглянул на его хозяина с любопытством?

Периодически мы устраиваем блиц-диктантики – по слову с каждого дерева. При этом диктую вовсе не обязательно я.

Или такое задание: за одну минуту написать как можно больше слов с данным корнем.

Знать в лицо

Так или иначе, а корень становится узнаваем всюду, даже в словах, с которыми раньше не встречался. Дети его просто, что называется, знают в лицо. И им нет надобности лихорадочно подыскивать проверочные слова. А уж их-то коварство известно, и мне совсем не хочется, чтобы мои дети принялись “проверять” корни с чередованием гласной. А это сплошь и рядом случается, и не только в начальной школе. И вообще, у многих учеников независимо от возраста привязанность к проверочному слову – прямо-таки болезненная. А что это за слово такое? Как устроено? Что именно проверяет?..

Или вот печально известные “11 глаголов-исключений”. С ними та же история. Большинство учеников отбарабанивают их наизусть, как только заслышат слово “спряжение”. А что это за глаголы такие? Почему они исключения? И, главное, из чего исключения? В лучшем случае, говорят: “Из правила”. Из какого правила, господа хорошие?

Даже у старшеклассников подчас не срабатывает механизм обнаружения корня, слово в одиночестве порхает в их головах: ни семьи, так сказать, ни детей. В таких случаях я включаю в работу гербарий, и он, представьте, еще ни разу меня не подвел.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРРУССКИЙ ЯЗЫКЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

[3] Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

.

.


Яндекс.Метрика