Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

[6] М.Г.: Долгоиграющая тетрадь

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРРУССКИЙ ЯЗЫКЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

[3] Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

______________________________

Шесть радикальных средств от Марии ГАНЬКИНОЙ для ликвидации ученической безграмотности // По материалам 1 главы книги: Ганькина М.В. Грамматическая аптечка: Неотложная помощь в правописании

= открыть аннотацию книги и DVD-диска =

.

.

Неотложка для «грамотеев»

1. Средство для комплексной профилактики

ДОЛГОИГРАЮЩАЯ тетрадь: Грамматический тренажёр // Технические характеристики // Договорённости // Возврат на фоне.

.

Словесник иногда пуще других боится какими-нибудь технологиями отбить у учеников вкус к живому языку. Но как помочь тем, у кого не срабатывает языковая интуиция? С логикой-то у них все в порядке, но произвести логические операции на диктанте или сочинении не всегда есть время. А вот как помочь руке стать умной и писать без ошибок?

Грамматический тренажёр

Словеснику очень не хватает того, что поддерживало бы учеников “в хорошей форме”. Чего-то вроде спортивно-лингвистических тренажеров. Положим, ознакомились мы с разновидностями чередования гласной в корне или со спряжениями глагола. А как приучить руку безошибочно писать именно корень –бер– (а не -бир-) или в глаголе второго лица единственного числа – окончание именно –ешь (а не -ишь)?

Можно, конечно, просто “пройти” тему (не мимо ли? – любимая присказка Лидии Филякиной). Тот, у кого есть интуиция, и “до” всякой темы писал правильно. А вот как помочь тем, у кого интуиция не срабатывает?

Раздаточный дидактический материал? Заполнил серую бумажку, есть ошибки или нет, все одно – выбросил. Нет, здесь нужно что-то долгоиграющее, многократного использования. И вот появились в нашем арсенале клеенчатые тетрадки по русскому языку.

Первые три были вынужденной мерой: периодически я вдруг ужасалась изобилию тех или иных ошибок. Например, за некоторыми спинами аж до третьего класса тянулось хвостом “масло масляное”: всякие “щявель” и “плачют”. Караул! Чтобы покончить раз и навсегда с этим безобразием, мы с коллегой Ольгой Лапиной и придумали первый задачник. Он был на основные фонологические правила: правописание “жи-ши”, “ча-ща” и “чу-щу”; “чк-чн” и иже с ними; разделительных мягкого и твердого знака.

Второй и третий задачники, посвященные “трем китам” русской орфографии – безударной гласной в корне, парной и непроизносимой согласной, возникли следом. Эти тоже были “аптечкой скорой помощи” тогдашнему четвертому классу.

В пятом классе появились еще два. Теперь уже не авралом, а загодя, предвкушая продвижение в материале. В одном задачнике – именное склонение и все сопряженные с ним трудности правописания окончаний. В другом – еще три больших раздела: чередование гласной в корне, правописание приставок “пре-” и “при-” и спряжение глаголов. (Содержание задачников приведено в книге «Грамматическая аптечка»).

Технические характеристики

Все пять задачников были набраны на компьютере. Словесный материал, в основном, придумывался по ходу дела, некоторые конкретные задания позаимствованы из замечательных книжек Т. Рик и не менее замечательной книжки Г. Граник, С. Бондаренко и Л. Концевой “Секреты орфографии”. Тексты для раздела “Всего понемножку” брали из книг, что лежали под рукой, и потом “дырявили”.

Две страницы задачника формата А-4, выведенные в печать через принтер, засовываются в так называемый файл (суть прозрачный пакет стоимостью около 10 рублей за штуку), и получается один лист клеенчатой тетради. Пронумерованные листы сшиваются вместе (в файлах предусмотрены отверстия для шнурка). Готово!

Тексты упражнений пронумерованы римскими цифрами, а инструкции к упражнениям (см. в конце раздел “Список инструкций”) – арабскими. Учительская запись на доске: XV – №4, №13 и №20 означает, что с текстом упр. XV ученики должны проделать операции, указанные в “Списке” под цифрами 4, 13 и 20.

Инструкции могут быть, например, такими: определите падеж местоимения; поставьте ударения; подчеркните качественные прилагательные; обведите в кружок сомнительную согласную; отметьте корень; выделите основы предложений и так далее. Штук сорок самых разных инструкций.

Это здорово, что к одному и тому же тексту я могу отослать ученика с любым набором инструкций – в зависимости от проживаемого материала, моих задач или конкретных проблем этого самого ученика.

Договорённости

В такой самодельной тетради-задачнике работать нужно только спиртовым(!) маркером, который, в отличие от водного собрата, не стирается пальцем. Маркер должен быть не красного и не зеленого цвета, потому как красный и зеленый – цвета проверяющего.

Первый заход в задачник – это инструкция №1 – “Вставить пропущенные буквы”. Эта инструкция выполняется только на время(!), которое и записывается в конце упражнения (например, t1 = 1,5 м.) Это принципиально. Не ограничь ребят временем – и они будут долго думать головой, вспоминать орфограмму и, боясь ошибиться, спрашивать у мамы, какую букву вставлять. В итоге все у них будет правильно, и как раз это лишит их возможности еще раз вернуться в данное упражнение. Не голова – думать, а рука должна – сама собой писать правильно. На сочинении некогда размышлять, как что пишется, – дай Бог, мысль успеть закончить. Значит, руку надо приучать быть умной.

Итак, ученик заполняет заданные номера быстро (приблизительно за одну-две минуты – каждый) и отдает учителю на проверку. Если учитель не находит ошибок, то он “зануляет” упражнение, то есть в конце ставит зеленый или красный 0. Или другую цифру – в зависимости от количества ошибок (1. – одна ошибка, 8. – восемь).

Фрагмент ученической “клеенки” обозначением времени t)

Если в упражнении есть хотя бы одна ошибка (не говоря уж о нескольких), ученик ее вначале прорабатывает по инструкции из “Проработки ошибок и неточностей”. Только после проработки(!) – стирает упражнение одеколоном (ноу-хау в этой области – дезодорант и освежитель воздуха) и заполняет его заново. Опять же – на время. Появляется t2.

Учитель еще раз проверяет и еще раз выставляет количество ошибок напротив t2. И ученик с удовольствием констатирует, во-первых, тот факт, что время t2 меньше времени t1. А, во-вторых, – что ошибок стало меньше! А то и вовсе 0!

Бывают трудные случаи, и упражнение “зануляется” только с третьего или четвертого раза. И не только потому, что ученик не проработал ошибки, но и потому, что выплывают новые. В конце концов, он становится асом и заполняет упражнение за каких-нибудь 40 секунд и без единой ошибочки!

К “зачету по клеенке” допускаются те, у кого занулены или готовы к занулению все номера и выполнены все прилагаемые к ним инструкции. Но непременно у кого-то будет что-то не так, и вновь по школе поплывут испарения тройного одеколона, проникая во все углы и оповещая всех о нашем зачете…

Возврат на фоне

А через полгода-год полезно еще раз запустить ребят в тот же клеенчатый задачник. Только на этот раз они управляются с ним по-свойски – очень быстро и в два присеста (рука “поумнела”!) И проверяют друг у друга сами (хлебом не корми – дай только что-нибудь проверить). Что остается учителю? Поставить отметки “за тщательность проверки” в журнал.

Возврат вполне может происходить на фоне кропотливой работы в следующем задачнике. И эта работа, в свою очередь, никак не мешает “проходить очередную тему” по программе. Получается наступление по трем фронтам.

Где взять время еще и на клеенки? Ребятам – разве что минут десять (я задаю не больше десяти номеров одновременно), ведь клеенки, как вы уже убедились, заполняются автоматически и очень быстро. А вот учителю действительно приходится попыхтеть. Я, например, первое время втискивала проверку в какое-нибудь “окно”. А бывало, что доверяла проверку грамотеям, занулившим свою очередную клеенку досрочно.

Нет, клеенчатые тетрадки – это здорово. Правда, от размазанных одеколоном маркеров они постепенно приобретают синюшный цвет. К тому же их тяжело таскать. Зато в письменных работах моих учеников после очередного задачника резко снижается количество определенного сорта ошибок.

А игровые групповые задания по клеенчатой тетради для своих учеников читатель, я уверена, выдумает сам. Такие, чтобы на уроке еще раз состоялась встреча сверстников друг с другом, чтобы между ними мог возникнуть по-настоящему живой разговор о тонкостях русского правописания.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРРУССКИЙ ЯЗЫКЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

[3] Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

.

Яндекс.Метрика