Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Коллективные инсценировки из подручных средств

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 3: Задания для ТВОРЧЕСКОГО самоутверждения
[2] Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ
[3] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»

________________________________________

Из рабочих материалов научного-методического архива доктора педагогических наук В.М.Букатова

 

 

Цепочка из 14 конкретных социо-игровых приёмов от Юлии Витковской

для коллективного сочинения детьми инсценировок во время подготовки своих представлений,сценок или школьных спектаклей

 

Коллективные инсценировки из подручных средств:Прятки → Сколько букв?→ Заветная тетрадь → Сундучки → Малые группы → Шапка вопросов → Монтажная → Самое-самое → Эпизоды → Новинки → Две цепочки → Скажет–не скажет → По-разному → Ремарки…

 

 

 

________________

Хороших детских стихотворений, рассказов очень много. И очень мало хороших детских пьес. Учитель наиболее часто сталкивается с этим, когда начинает примерять пьесу к своему классу: то на всех ролей не хватает, то пьеса очень длинная, то, наоборот, слишком короткая, а то слишком много мальчишечьих (или девчоночьих) ролей.

Как-то принесла я в класс книгу детских стихов и стала читать вслух. Некоторые стихотворения оставляли детей совершенно равнодушными, от других они были в восторге. Например, про Дракончика-Пончика.

На следующем занятии я раздала каждому из ребят копию (крупную) текста этого стихотворения, и мы стали читать: сначала каждый про себя, а потом все вместе вслух. Поначалу получился совершенный разнобой, но уже к четвертой строфе сложился некий общий ритм чтения, и мы благополучно дочитали стихотворение хором до конца.

Я прикинула для себя, над чем необходимо работать, чтобы написать небольшую сценку: создать образы главных персонажей, выстроить событийный ряд, выделить главное событие (кульминацию), создать речевые характеристики персонажей. Однако больше всего мне хотелось, чтобы инсценировку дети создали сами.

Так возник «событийный ряд», кратко изложенный ниже. Особо подчеркну, что в последнее время в своей работе я опираюсь на социо-игровые идеи, приёмы и советы В.М.Букатова и А.П.Ершовой, “режиссура урока” которых помогает мне получать результаты в буквальном смысле сказочные.

 

Прятки. Прячутся листки со стихотворениями. Ведущий закрывает глаза и считает: “Раз, два, … пять, я иду искать, кто листок не спрятал, я не виноват”. Прятать листок разрешается на себе, в своих вещах, портфелях, в вещах товарища. Если ведущий открыл глаза, а кто-то не успел спрятать листок или спрятал плохо, то он отдает ведущему и листок, и фант.

После пряток дети уже не подглядывают в текст, а используют лишь то, что осталось у них в памяти после прочтения стихотворения.

 

Сколько букв? После того как все листки собраны, ведущий спрашивает, в имени какого персонажа больше всего букв? Кто вспомнил, вскакивает на стул.

Буквально через несколько секунд полгруппы уже на стульях. Они получают почетное право написать имя персонажа на доске, а остальные принимают или не принимают его ответ: если правильно – хлопают в ладоши, нет – топают ногами. Так что по качеству определяется, правильный ли ответ записал ребенок.

Потом вспоминают, в каком имени персонажа меньше всего букв? Затем: “А в каком имени было пятьчетыре?” и т.д., пока на доске не появляются имена всех персонажей. “А еще были в стихотворении имена?”, “А персонажи без имени?” букв?”, “А

 

Заветная тетрадь. Мы договорились, что у каждого ребенка будет специальная рабочая театральная тетрадь. В них они могли записывать любые свои мысли и соображения по поводу репетиции.

Если надо было записать какую-нибудь общую информацию, то тетради переворачивались и ребята писали с другой стороны. В середине были специальные листочки-альбомы. Там ребята рисовали.

Первыми в тетрадях появились имена персонажей и рисунки с их изображением.

 

Сундучки. Следующее занятие началось с того, что на стол поставили сундучки для каждого персонажа. Это были простые коробки (правда, позже ребята их старательно разукрасили).

В сундучок каждого персонажа ученики положили свои рисунки, которые относились к этому персонажу. Кто хотел – рисовал специально для сундучка, некоторые вырывали свои рисунки из тетрадей.

Сундучки всегда стояли на столе, и каждый мог положить в него все-все, что связано с этим персонажем.

 

Малые группы. Потом ребята делились на группы.

Работа в команде помогает сплотить ребят, преодолеть их разобщенность, они учатся слушать других, спорить и принимать совместные решения.

 

Шапка вопросов. На столе стоят две “шапки”, в одной – листки с именами персонажей, в другой – много листков с вопросительными словами: “что?”, “где?” и “когда?” Капитаны поочередно тянут по одному листку из каждой шапки, и команды составляют как можно больше вопросов с этим вопросительным словом про доставшийся персонаж.

Например, если команда вытянула слово “что?” и имя персонажа Дракончик-Пончик, то вопросы могут быть, например, такими: “Что увидел Дракончик-Пончик в окне?”, “Что было надето на Дракончике-Пончике, когда он завтракал?” и т.д.

“Посыльные” записывают ответы на доске. Другие команды оценивают правильность и точность ответа. Принятые варианты записываются в заветные тетради.

Обычно ребята очень увлекаются этой игрой и готовы сочинять все новые вопросы и ответы. Именно здесь погружение в текст происходит наиболее интенсивно.

 

Монтажная. На следующем занятии все, усевшись в круг, рвут чистые листки бумаги на множество полосок. Потом достают тетрадки, в которых на прошлом занятии были записаны ответы, и переписывают эти ответы на приготовленные полоски. Все сложили в одну кучку и перемешали.

Потом каждый вытягивал из кучки по полоске и прикладывал к соседской в том порядке, который им обоим казался обоснованным. Сосед по монтажному столу мог переложить полоски, а мог оставить все, как есть, и передвинуть бумажную змею дальше – следующему, и так далее по кругу.

Конов было несколько, поэтому получилось несколько длинных бумажных змей. Их сравнивали, оценивали и склеивали всем миром. После занятия этих “змей” ребята понесли домой, чтобы показать родителям.

 

Самое-самое. Дома каждый ребенок склеил свою “бумажную змею” – событийный ряд. Но ведь как-то надо подвести детей к понятию главного, основного события (кульминации). Помогла игра в “Самое-самое”.

У ведущего в руках – волшебная палочка, которой он дотрагивался до одного из ребят, а потом до какого-нибудь предмета в комнате. Тот, до кого дотронулись, вставал и говорил “самое-самое” об этом предмете. Затем ему передавали волшебную палочку, и уже он становился ведущим.

 

Эпизоды. Когда ребята разобрались, что может быть “самое-самое” в отдельном предмете, игру усложнили. Ребята сели в круг и положили перед собой свои бумажные змеи. “Волшебник” передавал палочку одному из ребят. Тот читал “кусочек” своей змеи и передавал палочку другому, который говорил, что “самое-самое” он увидел в нем. И так далее.

Так мы подошли к тому, что ребята самостоятельно выделили из событийного ряда часть эпизодов, которые можно было назвать каким-то “самым-самым” главным словом. Слова эти мы записывали и прикрепляли к бумажной змее, которая превратилась в гусеницу с ножками – два-три события, объединенные одним “самым-самым” словом – “ножкой”, которое стало названием эпизода.

 

Новинки. Среди ребят всегда находятся те, кто постоянно помнит о сундучках персонажей и других подталкивает поглядеть, что нового туда положили. Некоторые сундучки просто ломились от рисунков, стихотворений и даже подарков. Ребята часто вынимали из сундучков то, что накопилось в них, и обсуждали между собой, понравится ли это персонажу, подойдет ли ему. На занятиях мы всегда использовали то, что накапливалось в этих сундучках.

 

Две цепочки. В этом задании ребята работали в двух командах. В каждой обсуждалась одна из “гусениц” со словами. Потом “посланник” бежал к доске и записывал самые точные слова. Для этой команды данное слово становилось названием эпизода.

И вот на доске появились две цепочки названий эпизодов. Потом каждый на доске отметил эпизод, который ему нравится больше всего. Из отмеченных большинством составили на доске новую – общеклассную – цепочку, и все перенесли ее в свои тетрадки. Так у нас появился основной костяк инсценировки, ее хребет. И все ребята точно знали, что придумали они его сами.

 

Скажет – не скажет. Ребята объединились в две команды. Каждая придумывала ситуацию, в которую мог бы попасть персонаж. Причем ситуации могли быть любыми – фантастическими, сказочными, реальными.

Из “шапки” капитаны вытянули имена персонажей. Команды обменялись придуманными ситуациями. И начали обсуждать, что мог бы сказать в подобной ситуации их персонаж. Вслед за этим они придумывают, что персонаж в такой ситуации не скажет никогда.

Например, одна из команд придумала ситуацию, когда кто-то приходит в гости и случайно выливает горячий чай на брюки хозяину. Из шапки вытянули имя персонажа – девочка Линда. Значит, противоположная команда решала, что скажет Линда в такой ситуации и что она никогда не скажет. Другая команда вытянула имя персонажа Котенок. Они решали, что скажет и не скажет Котенок в ситуациях, которые придумали их соседи.

 

По-разному. А вот еще одно игровое задание по составлению словаря персонажей. Ведущий говорит какую-либо фразу, ребята поочередно вытягивают имена персонажей из “шапки” и изменяют фразу применительно к своему персонажу.

Например, девочка Линда, извиняясь, говорила: “Извините меня, пожалуйста, я не хотела”. А бесстрашный Щенок у кого-то говорил: “Пардон, я не хотел!” А у кого-то вместо извинений он же говорил: “Сам виноват!”

Найденные словечки персонажей, которые понравились ребятам, мы записывали (в ход пошли орфографические словари) и клали в сундучки персонажей.

 

Ремарки. В сундучки складывались и замечания насчет интонации, скорости речи каждого персонажа. Например, “говорит быстро”, “слегка заикается”, “растягивает слова” и так далее.

Эти записки в дальнейшем и послужили основой для сочинения и написания диалогов в нашей инсценировке. После обоймы таких игровых заданий ученикам легко приступать к окончательному оформлению текста. Обычно дети с удовольствием пишут не только реплики своих персонажей, но и какие-то сценки целиком, а некоторые махом и всю инсценировку. Так что вариантов инсценировки у нас оказалось много.

Юлия Витковская

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 3: Задания для ТВОРЧЕСКОГО самоутверждения

[2] Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ

[3] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика