Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

[V] Об умелой руке и её МАРКИРОВКЕ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрМАСТЕР-КЛАСС: Как организовать импровизированный театр теней

___________________________________________

.

.

В.М.Букатов

доктор педагогических наук

Пять экскурсов-приложений для особо заинтересованных читателей блока МАСТЕР-КЛАСС: Как организовать импровизированный театр теней

Экскурс ПЯТЫЙ: Об умелой руке и её МАРКИРОВКЕ

В 1989 году Натали Роджерс проводила в Москве арт-тренинг, на котором я наглядно увидел, что рисование мелками на листах лежащей на полу бумаги не только весьма доступно, но и несёт в себе завидный потенциал как психотерапевтический, так и креативный.

Н.Рождерс – руководитель арт-тренингов

Правда, на тренинге мелки были особые – очень яркие, многоцветные (более 30 оттенков) и явно старательно сгармонированные по гамме. Назывались они восковыми и были изготовлены в Японии. Рисовать ими было одно удовольствие. Равно, как и любоваться рисунками, которые получаются у соседей…

После тренинга я обратился к Евгению Евгеньевичу Шулешко (который в то время стал привлекать меня, как специалиста по театральной педагогике, к проведению арт-занятий на его семинарах для воспитателей детских садов) с идеей включить в свои занятия «рисование на полу» (мелками по бумаге). Шулешко предложению не только обрадовался, но тут же его и утвердил. Ведь в двадцатом веке в отечественных детских садах дети на полу мало когда что-нибудь делали, а уж воспитатели – тем более.

Но мелков ярких, красивых тогда днем с огнем было не сыскать. Во время тотальной разрухи даже обычных белых мелков ни в самих школах, ни в магазинах найти было невозможно. И тогда Шулешко привез мне из Донецка два набора мелков, называемых художественными. По цвету они были более сдержанными, чем японские, но это было даже лучше – картины получались более естественными. В наборах хоть и было всего по 16 цветов, но тогда это представлялось настоящей роскошью.

Тогда же Шулешко и попросил меня для семинара в Лесосибирске разработать технологию использования рисования на занятиях с воспитателями. Чтобы меня озадачить, он сказал примерно следующее:

– Как правило, одни воспитатели рисуют очень хорошо и прекрасно знают об этом. Тогда как другие любят то и дело настойчиво сообщать всем вокруг, что рисовать они не умеют. Исходные установки и тех и других гарантированно обеспечивают мощную защитную ревность: всё, что будет делаться их соседями, они будут воспринимать не иначе, как скептически. И вся проблема в том, как им перепутаться в своих уверенностях.

Зная, что в художественной педагогике в противовес рисованию одной рукой есть методика рисования и двумя руками сразу, я решил организовать работу таким образом, чтобы все специально рисовали не «по привычке», то есть правой рукой, а только левой. Евгению Евгеньевичу это очень понравилось. Но он тут же меня поправил, заметив, что есть правши, а есть левши. Поэтому дело не в правой или левой руке, а в умелой или неумелой руке. И воспитателям очень полезно знать о том, какая рука у них умелая, а какая неумелая, чтобы более внимательно относиться к проблеме правшей/левшей у детей.

1989. Е.Е.Шулешко и В.М.Букатов на Енисее под Дивногорском (Красноярский край)

– И потом, – продолжал Шулешко, – допустим, вы предложили воспитателям рисовать неумелой рукой. Всё идет замечательно. Но вот вы отвернетесь. Или сама воспитательница задумается, засмотрится или заговорится с другими, забудет о задании и по привычке переложит мел в удобную руку…

Тогда я предложил устроить маркировку. То есть ту руку, которая умелая, – чем-нибудь маркировать. Например, ленточкой, привязанной на большом пальце или на запястье.

Шулешко этот вариант одобрил, потому что сразу увидел в нём двойное дно. Ведь человек сам себе привязать ленточку на умелую руку не сможет, и ему обязательно нужно будет обратиться к кому-нибудь из соседей. А это для развития и тренировки коммуникативности обоих очень даже хорошо.

С тех пор вот уж двадцать лет я нет-нет, да и пользуюсь приёмом рисования неумелой рукой при изоляции умелой с помощью особой маркировки.

На мастер-классе в Муроме ленточек у нас не было, но была шерстяная пряжа красного цвета. Каждый отрывал от клубка кусок нити, наматывал её колечком вокруг указательного пальца и просил кого-то из соседей по тройке завязать нитку бантиком, чтобы колечко не размоталось.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрМАСТЕР-КЛАСС: Как организовать импровизированный театр теней

.

Яндекс.Метрика