Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Фраза (предложение) с ЗАДАННЫМИ словами

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

_______________________________________________

По материалам кн.: Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения

(Серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)

Фраза (предложение) с ЗАДАННЫМИ словами

___

Ведущий называет любой набор слов: «лестница, человек, часы» или «течет, шум, машина» (наборы лучше всего составлять по слу­чайному принципу). Участникам предлагается составить предложе­ние (картину из одного предложения), в котором были бы все задан­ные слова. Разрешается менять падежи и для глаголов — время, по­рядок заданных слов.

Затем можно дать задание посложнее, в котором одно из суще­ствительных в наборе (например, существительное «шум») закрепля­ется как обязательное подлежащее в выдумываемой фразе, то есть как главное действующее лицо.

Также для усложнения можно давать слова, непростые по своему значению для данного возраста. Например, подростков заставляет задуматься набор: «режиссер, драматург, актеры, пьеса, пауза». Или: «мощность, цилиндр, газовые, продолжается, клапан».

Когда учитель дает несколько слов, которые должны быть вклю­чены в предложение, в картину (составлять «мысль»), то ученики легко соединяют во фразы два, три слова. Труднее пять-шесть. Даже неожиданный набор слов складывается легко, если все слова легкие, из повседневного обихода (воробей, лестница, бант, холодно), и го­раздо труднее, когда привлекаются слова, которые учитель хочет ввести в обиход школьников.

Например, на уроке геометрии предлагается набор: «угол, гипоте­нуза, конус, квадрат». Учитель принимал все предложения с этим набором слов, даже когда их смысл был совсем не геометрический: «Угол договорился с конусом познакомить гипотенузу с квадратом». Перебор не геометрических смыслов приводит некоторых учеников (особенно при работе малыми группками) к конструированию гео­метрических смыслов, что всеми присутствующими воспринимается очень заинтересованно:

«Угол конуса был таким, что гипотенуза падающей на плоскость тени совпадала с диагональю квадрата, начерченного на той же плоскости». Возникают обсуждения — такое возможно или нет.

Взаимные деловые придирки внутри малой группки позволяют обсуждающим находить формулировки даже виртуозные, как, на­пример, такое предложение-вопрос: «Какой треугольник вращали, если его гипотенуза при этом образовала конус, центральный угол которого равен углу квадрата?» Ответ: «Вращали равнобедренный прямоугольный треугольник». (Когда загадочная формулировка во­проса была дана для «научного редактирования» старшеклассникам, которые уже начали изучать тему осевых сечений, то у них она стала звучать так: «какой треугольник вращали, если его гипотенуза при этом образовала боковую поверхность конуса, у которого угол при вершине в осевом сечении равен углу квадрата!»)

К сожалению, большей частью только в сочинениях старшеклассников можно встретить предложения с причастными и деепричастными оборотами. Поэтому для обогащения синтаксиса их речи предлагаемая форма трениров­ки бывает очень полезна.

Приведем пример конечного результата, сочинённого малой группкой по набору «Герой, дети, актёр, сказка, премьера»: «Дети, пришедшие на премьеру знакомой сказки, обрадовались встрече с любимым героем, которого играл из­вестный актёр». Когда было задано поменять главное действующее лицо, ос­тавляя содержание сочиненной фразы, то получилось: «Актёр с удовольствием играл героя знакомой детям сказки и имел на премьере большой успех у зрите­лей». Другая же группка предложила: «На премьере спектакля герой известной сказки в исполнении любимого детьми актёра был неузнаваем».

Когда ученики часто предлагают фразы, построенные на пере­числении, то желательно подводить их к более сложным и живым формам речи (а потом и к их стилистической трансформации).

Дополнительно см. Сочинение фразы (предложения) в выбранном литературном стиле

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика