Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Сочинение фразы (предложения) в выбранном литературном СТИЛЕ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

_______________________________________________________

По материалам кн.: Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения

(Серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)

Сочинение фразы (предложения) в выбранном литературном СТИЛЕ

___

Эта, цепочка игровых заданий первоначально была сконструирована для уроков в начальной школе. Но апробация показала ее эффектив­ность в самых разнообразных аудиториях.

Участники сидят на ковре полукругом. Ведущий (учитель, воспи­татель): «Сейчас мы все встанем (все встают) и стоя вспомним вче­рашний день. А из того, что нам запомнилось о нем, выберем самое, самое, самое. И если вы подберете слово, обозначающее предмет, который связан с этим самым, самым, самым, то это значит, что вы уже готовы работать дальше. Тогда садитесь на свое место и ждите, когда и другие будут готовы, то есть когда и они сядут».

Участники стоя вспоминают. Кто-то почти сразу садится, кто-то переспрашивает соседей о задании, не осмеливаясь довериться свое­му пониманию и памяти.

Наконец ведущий выборочно спрашивает трех сидящих. Первый называет: «Гости». А второй говорит, что еще не вспомнил. Ведущий: «Но ведь ты уже сидишь! Значит, ты готов! Или скорее вспоминай и говори слово, или вставай и тогда уже не спеша выполняй задание, а когда будешь готов, тогда и сядешь». Ученик выбирает неспешное выполнение задания стоя, поэтому вторым становится другой участ­ник, который произносит: «Забор». Третий называет: «Холодильник».

Ведущий: «А теперь опять все встанем, и тот, кто придумает предложение, всего одно, но в котором были бы эти три слова — «гости», «забор», «холодильник», — тот садится на место».

Ученики начинают сочинять. Кто-то уже сел. Кто-то говорит, что у него не получается.

Ведущий: «Те, кто уже готов, помогите тому, кто стоит рядом с вами».

Трем последним, кто никак не может придумать предложение, ведущий дарит свой вариант: «Я долго выдумывал предложение, в котором были бы слова «гости», «забор», «холодильник», но все же не выдумал его». На лицах участников появляются улыбки, и остав­шиеся наконец садятся на ковер. Когда все готовы, ведущий говорит: «А теперь давайте вспомним, какие бывают предложения». «Длин­ные», «смешные», «обычные», «нормальные», «древние», «военные», «скучные», «фантастические», — начинают предлагать участники. Ведущий: «Спасибо. А теперь опять все встанем и каждый решит, какое же у него предложение сочинилось? Смешное, сказочное, скучное или нормальное, обычное? Кто готов — садитесь».

Когда все готовы, ведущий выборочно спрашивает у участников диагнозы собственному предложению. Некоторые пытаются вместо диагноза произнести само предложение. Но ведущий неумолим: он ждет только диагноза. А они оказываются, к удивлению многих при­сутствующих, очень однообразными: «нормальное», «обычное», опять «нормальное» и т. д. (чем взрослее участники — тем однооб­разнее!).

При переборе диагнозов ведущий наталкивается и на парочку исключений: «веселое» «военное». Ведущий: «Ну вот, мы теперь знаем, какие у кого сочинились предложения. А какие бы вы хотели послушать?» Все сразу называют «веселое» и «военное».

Ученики-авторы произносят свои предложения: «За то, что гости полезли в холодильник, хозяин выгнал их за забор»; «Гости вынесли все вещи и холодильник к забору и отправились на войну».

Ведущий опять предлагает всем встать и выбрать теперь уже стиль, который им больше всего нравится. Выбрать из четырех: страшное, смешное, сказочное, фантастическое. Когда все участники сели, ведущий спрашивает у нескольких участников, какой стиль им нравится. Ученики называют то, что они выбрали. После этого трое из класса опять называют свои слова, которые они припомнили по просьбе ведущего: «потолок», «часы», «стол»., И все стоя сочиняют предложения с этими новыми словами, но уже в задуманном стиле.

Когда большая часть участников справляется с заданием и садится, ведущий предлагает им объединиться по стилям в четыре группки и внутри группок выбрать самое-самое лучшее предложение. Учени­ки начинают объединяться и выяснять: одни — самое веселое, дру­гие — самое страшное, третьи — самое сказочное и четвертые — самое фантастическое предложение с заданными словами.

Участники с интересом выслушивают в группке варианты, по сути дела, учась друг у друга. Часто они коллективно улучшают вы­бранный вариант, открывая для себя «стилевые секреты» как сочи­нения, так и произнесения предложения вслух. Например, что страшное предложение лучше произносить низким голосом, сказоч­ное — таинственным, веселое — равнодушным и т.п.

В заключение группки рассаживаются в единый полукруг, и, когда каждый из представителей произносит свое предложение, члены других группок отгадывают задуманный стиль и высказывают свои соображения.

Обращаем внимание читателей на то, что такие дополнительные задания, как выбор стиля и сочинение предложения в выбранной стилистике, поиск тех, у кого выбранным оказался тот же стиль, самостоятельный выбор наилучшего варианта в каждом стиле, явля­ются усложнениями, доступными трудностями, которые стимулиру­ют интерес участников.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

.


оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика