меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Летает — не летает

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

__________________________________________

По материалам кн.: Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения

(Серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)

Летает − не летает

___

Традиционная детская игра на внимание. В.И.Далем был запи­сан такой старинный вариант этой игры:

Полетушки. Все дети садятся вокруг стола и кладут по пальцу на стол.

Вожак начинает игру. Называет птицу либо летучее насекомое, а назвав его, подымает палец вверх и быстро опускает его на стол.

Дети должны делать то же. Если же кто прозевает лететь, то есть поднять или опустить палец, или полетит тогда, когда вожак обма­нывает, называя нелетучую тварь или вещь, то дает залог. Залоги после разыгрываются.

Вот пример. Вожак, подымая палец, говорит:

— Сова летит, летит!

Дети подымают и опускают пальцы.

—Петушок летит, кочеток летит!
Пальцы подымаются и опускаются.

—Козелок летит! — говорит вожак, подымая и опуская палец.

Кто из детей полетел с козелком, тот дает залог. (По кн.: Кедри­на Т. Я., Гелазония П. И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. М, 1992.)

В современных школах эта игра выглядит иначе: учитель-веду­щий называет существительные, а ученики выполняют заранее уста­новленные движения. Например, на летающий предмет хлопают в ладоши (или встают, или машут руками), на нелетающий — не хло­пают или прижимают руки к сиденью стула или вдоль тела.

Акцент в игре лучше всего делать на скорость реакции, произно­ся слова с минимальными паузами. Чем старше школьники, тем труднее ведущему удерживать скорость.

Кто ошибся, тот выходит из игры, отдав ведущему свой фант.

Менять в игре можно не только набор движений. Само условие «летает-не летает» можно заменить, например, на «одушевленное-не­одушевленное» «склонение первое-непервое» (на уроке русского языка), «четные-нечетные» числа ответов при устном счете, «делится на три-не делится» (на уроках математики или алгебры).

В начальных классах распространен простой вариант, требующий свободы для широкого движения рук. Учитель «машет крыльями» на каждое слово, дети же отвечают имитацией полета только при назы­вании летающего предмета.

Учителю следует приготовить разнообразный перечень того, что летает, чтобы дети при желании (и это стоит поощрять) могли имитировать разные способы полета: муха, синица, ТУ-134, журавль, комар, ракета и т.п. На «нелетающие» слова рук не поднимать и не повторять движения учителя. Кроме летающих и нелетающих можно ввести третью категорию — «и так и этак»; например, парашютист, страус, акробат, тополиный пух и т. п., — до­говориться о том, как обозначать слова этой категории (например, сесть на стул, поджав ноги, или сесть на пол, спрятавшись за стул).

Для уроков в начальной школе можно предложить другие по­сильные варианты этого задания: «растет и не растет», «двигается — не двигается», «больше или меньше», «живое-неживое». Движения при этом следует выбирать другие. Например, «летает — машем ру­ками», «не растет — садимся на корточки и обхватываем свои колени двумя руками», «ходит — пантомимическая походка скольжением ног» и т. п.

Очень важно, чтобы при произнесении слова учитель сам посто­янно проделывал бы оговоренное движение, а ученики делали его только в нужный момент. Ведущим может быть не только учитель, но и вызвавшийся ученик.

Для усложнения можно совместить сразу несколько заданий: ле­тает — растет — живое. Тогда ученики сталкиваются с тем, что пра­вильных ответов может быть несколько. Например, синица и летает, и растет, и живая. Ученики будут делать разные движения, и поведе­ние их будет верным. Особенно трудно будет тем ученикам, которые на слово «синица» не стали махать руками, как учитель, а решили показать движение «дышит» или «растет». На слово же «бревно» эти движения никто делать, кажется, не должен.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика