меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Живой АЛФАВИТ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

__________________________________________

По материалам кн.: Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения

(Серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)

Живой АЛФАВИТ

___

Ведущий распределяет (устно) буквы алфавита между всеми уча­щимися (по одной или по 2-3, что завесит от количества присутствующих) и задает слово — младшим школьникам, например, грибок, а школьникам-подросткам что-нибудь посложнее: брошюра, терраса или параллелограмм. После этого по сигналу к доске должны выйти те ученики, буква которых входит в слово, и выстроиться в последо­вательности букв в заданном слове.

Если в слове одна и та же буква повторяется несколько раз (на­пример, буква О в слове окно или буква Г в слове галогены, а в слове терраса повторяются буквы и Р, и А), то ученики с интересом начи­нают выдумывать и обсуждать варианты, отыскивая самый для них приемлемый и (или) интересный способ построения. Эти же пробле­мы, но в более сложном варианте возникают, когда одному и тому же ученику при «раздаче» алфавита достались, например, две буквы, каждая из которых входит в «выстраиваемое» слово.

Построившись, ученики могут произнести слово одновременно или (что для них гораздо сложнее и интереснее) по слогам, когда каждый слог произносится только теми буквами-учениками, из которых этот слог состоит.

Ученикам более полезно и интересно, когда они сами тем или иным способом — например, жеребьевкой или по считалке — выбирают ведущего, который задает слово для построения и проверяет (с помощниками или с «судьями») результат.

Со временем выход к доске можно заменить тем, что ученики, оставаясь на своих местах, будут по очереди отхлопывать в ладоши свою букву. Если было задано слово биссектриса, то первым хлопает в ладоши тот, у кого буква Б, за ним И и т.д. Этот вариант часто называют «пишущей машинкой» — по сходству с упражнением, популярным в вузовской театральной педагогике.

Все варианты «Живого алфавита» сочетают в себе задачи чисто учебные (правописание терминов) с театрально тренирующими. Все участники заня­тий получают роль-букву, одну, две, три (когда алфавит раздается ученикам одного ряда). Если сначала буквы раздает учитель, то потом это может делать выбираемый по считалке (по жребию) ученик.

Когда ученики нетвердо знают алфавит (например, французский на уроке иностранного языка), то вариант с хлопками можно делать в упрощен­ном виде: для отхлопывания «раздается» не весь алфавит, а только те буквы-роли, которые входят в отхлопываемое слово.

Любая разновидность «Живого алфавита» может быть использована для тренировки терпения и выдержки, стоит лишь договорить­ся, что нельзя торопить и подталкивать друг друга. Если кто-то забыл, что сейчас его очередь, все терпеливо ждут. Педагог вызывает «букву», если пауза очень затянулась.

Варианты:

— встать друг за другом по номерам домов (квартир, дней рождения), а не в той последовательности, в которой буквы расположены в слове;

— к доске (или в центр комнаты, в которой идут занятия) вызываются, например, буквы а, б, в, к, у, и они решают, может ли из этого набора букв или части набора сложиться какое-нибудь слово (см. игровую «разминку» По алфавиту).

Особо подчеркнём, что Клавиатура («Пишущая машинка») — самый трудный вариант алфавитных за­даний-упражнений.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

.

.


оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика