меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Агапова: АВТОРЕФ….канд. культурологии

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические мастерские«Кабинет П.М.ЕРШОВА»

[2] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

________________________________________

Ирина Анатольевна АГАПОВА

Личность и творчество А.А. Штевен (Ершовой) в социокультурном контексте конца XIX – начала XX века

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

На правах рукописи

Саранск – 2010

Работа выполнена на кафедре культурологии, этнокультуры и театрального искусства ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»

Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Наталья Ивановна Воронина

Официальные оппоненты: доктор философских наук Любовь Александровна Поелуева,

кандидат культурологии Елена Владимировна Секотова

Ведущая организация: Средне-Волжский (г. Саранск) филиал ГОУВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции РФ»

Защита состоялась 20 октября 2010 на заседании диссертационного совета Д.212.117.10 при Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева (Саранск)


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Открытие «неизвестных величин» – явлений культуры, новых имён её творцов – остаётся актуальной проблемой социогуманитарного знания. Серебряный век представляет особый научный интерес для исследователей: и как историко-культурная эпоха, атмосфера которой близка современной действительности, и как неисчерпаемый источник изучения богатого наследия её созидателей.

Александра Алексеевна Штевен (Ершова) (1865-1933) в середине 1880-х и в 1890-е гг. прославилась педагогической и просветительской деятельностью среди крестьянства: открыла в Нижегородской губернии около 50 школ, в которых азы грамоты получили более тысячи крестьянских детей;  сформировала несколько библиотек; организовала курсы для подготовки учителей народных школ. Помимо этого, Штевен обладала литературным даром. Она описала свой педагогический опыт в книгах и статьях. Вся деятельная, насыщенная событиями жизнь, на которую пришлось эпохальное для России время, была запечатлена ею на страницах дневника. В 20-30-е гг. XX в. на основе дневниковых записей она оформляет ряд произведений мемуарно-автобиографического характера.

Однако имя А.А. Штевен, столь популярное у современников на рубеже XIX-XX вв., в советское время было незаслуженно забыто. Из общего контекста русской жизни и культуры выпала оригинальная, высокоодарённая личность женщины и её своеобразное творчество. Ещё не получила в науке адекватную оценку культуросозидательная роль Штевен: до сих пор нет отдельной монографии, посвященной жизненному и творческому пути писателя, специальных исследований, ориентированных на анализ её литературного наследия, педагогических взглядов и просветительской деятельности. Всё это свидетельствует об актуальности данной работы.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование носит многоплановый характер, поэтому осуществлялось на основе изучения нескольких групп разнообразных источников.

Прежде всего, это ряд философских и культурологических работ, посвящённых проблемам истории, теории и философии культуры. В их числе труды А.И.Арнольдова, М.М. Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С. Библера, Н.И.Ворониной, И.М. Гревса, Л.Н. Гумилёва, И.А. Ильина, М.С. Кагана, Л.П.Карсавина, Э.Кассирера, Л.Н. Когана, Г.С.Кнабе, Д.С.Лихачёва, А.Ф.Лосева, Ю.М. Лотмана, В.С.Соловьёва, Ф.А.Степуна, Г.П.Федотова,    Д.К. Фейблмана, А.Я. Флиера, К. Леви-Стросса, Х.Ортеги-И-Гассета,              Э. Фромма, З.Фрейда, М.Хайдеггера, Й.Хейзинги, О. Шпенглера и др. отечественных и зарубежных мыслителей, раскрывающие противоречия и трагизм общекультурных процессов в современном мире.

Важное место в работе отведено философским, культурологическим, историческим и литературоведческим исследованиям, выявляющим культурное своеобразие Серебряного века (Б.В. Аверин, А. Белый, Н.А.Бердяев, В.Я. Брюсов, М.Л.Гаспаров, Л.К. Долгополов, В.К. Кантор, В.Б.Катаев, А.А. Кузнецова, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Д.С. Мережковский, В.М. Пискунов, В.В.Розанов, Ю.Н. Тынянов, В.Е. Хализев).

В диссертации исследуется мемуарно-автобиографическое и эпистолярно-публицистическое наследие А.А. Штевен, что обусловило обращение к многочисленному корпусу работ, посвящённых изучению этих жанров. Автобиография как культурный феномен рассматривается в трудах учёных Л.М. Баткина, М.М. Бахтина, Ю.М.Лотмана, С.И. Митиной, И.Л.Сиротиной. Богатым опытом изучения мемуарно-автобиографической прозы располагает отечественное литературоведение (С.С. Аверинцев, М.М.Бахтин, Л.Я.  Гинзбург,   О.Г.Егоров, Г.Г. Елизаветина, Т.М. Колядич, Ю.М. Лотман, Ю.В. Манн,   С.А. Машинский, Н.А. Николина, В.Д.Оскоцкий, Т.Г. Симонова, А.Г. Тартаковский, Ю.Н.Тынянов, И.О. Шайтанов).

Однако до сих пор актуальными для науки остаются проблемы смысла жанровых форм мемуаристики, их классификации,  соотношения факта и вымысла, функций документального начала, роли образа автора, формирования устойчивой модели организации текста. Сложности подхода к изучению этого жанра объясняются наличием в его структуре трех начал: художественного, предполагающего образное описание автором собственной жизни, воссоздаваемой по канонам художественной прозы, документального, тяготеющего к фактографичности, хронологической последовательности воспоминаний о минувшем, а также культурологического, рассматривающего через указанные материалы культурные срезы эпохи, типы личности, уникальность созданных ценностей и др.

Жанрово-стилистические особенности эпистолярно-публицистической литературы стали предметом анализа исследователей А.Г. Бочарова, Л.Я.Гинзбург, С.Д. Гурвич-Лищинер, Р.Т. Киреева, С.Н. Коневец, Н.В.Логуновой, К.Д. Муратовой, Н.Л.Степанова, Е.В. Суровцевой, Д.М.Урнова, В.В. Ученовой, Л.В. Чернец, Н.В. Шевцовой. Чрезвычайно важна для нас отмеченная учёными мысль о том, что эпистолярий и публицистика относятся к жанрам, в которых на первый план выдвигается личностный характер восприятия, свободная композиция и художественные средства, способствующие выразительности речи.

Следующий круг изученных нами источников – материалы непосредственно по теме исследования. Литература, посвящённая А.А.Штевен, немногочисленна и носит преимущественно биографический либо публицистический характер. В Интернет на специальной страничке представлены документы семейного архива Штевен-Ершовых. Однако эти материалы дают самое общее представление о специфике личности, сфере интересов, писательском даровании Штевен и ее вкладе в культуру России.

Одарённая личность Штевен послужила предметом обращения к разным граням её наследия в диссертационных исследованиях последних лет. В связи с педагогическим «амплуа» упоминание имени писателя находим в работах Н.И. Пономарёвой[1], И.Н. Фузейниковой[2]. Внимание историка Г.Н.Мокшина привлекла позиция С.Н.Кривенко в отношении педагогической и просветительской деятельности Штевен[3]. Искусствовед К.А. Александрова использует в качестве одного из источников «Открытое Письмо императору Николаю II»[4]. Однако  в названных работах, по существу, лишь зафиксирован факт присутствия А.А. Штевен в истории культуры Серебряного века. Попыток же оценки её подвижнической деятельности в культуре, на ниве педагогики или литературного творчества до сих пор не предпринималось.

Научная гипотеза исследования. Личность и творчество А.А. Штевен – одно из уникальных явлений отечественной культуры Серебряного века.  Социокультурная деятельность Штевен в крестьянской среде рассматривается как одна из форм общественного патриотического служения, характерная для представителей интеллектуальной элиты России в 1870-1890-е гг. Творчество Штевен, вобравшее неординарный автобиографический опыт, напряженные поиски смысла жизни, истины, добра и красоты, органически связано с культурными процессами порубежной эпохи.

Объект настоящей работы – социально-культурный контекст рубежа XIX – XX вв. Предмет исследования – личность и творчество А.А. Штевен в социокультурном контексте конца XIX – начала XX вв.

Целью диссертационной работы является  выявление и характеристика своеобразия личностного и творческого феномена              А.А. Штевен, его общественно-эстетической ценности в  отечественной культуре  Серебряного века, внесение его в актуальное пространство современной культуры.

В соответствии с поставленной целью определяются задачи исследования:

1. Выявить социально-культурные доминанты эпохи рубежа XIX–XX вв.:

  • исследовать особенности мировоззрения А.А. Штевен, обусловившие социально-культурную и творческую деятельность в контексте идейных исканий «переходного» времени;
  • осмыслить связи творческих поисков А.А. Штевен с рядом важнейших тенденций культурных процессов рубежа  XIX – XX вв.;

2. Проанализировать культурное наследие А.А. Штевен:

  • рассмотреть своеобразие  мемуарно-автобиографической прозы А.А.Штевен как текста культуры;
  • выявить оригинальность авторской позиции и её художественного воплощения в эпистолярно-публицистических произведениях;

3. Обозначить перспективные направления дальнейших исследований  творчества А.А. Штевен.

Теоретико-методологические основания исследования.

Специфичность цели и задач обусловила междисциплинарный подход, так как исследование осуществлялось на пересечении культурологии, истории  и литературоведения. При рассмотрении феномена личности А.А. Штевен в социокультурном контексте Серебряного века учитывались теоретические положения культурологии, философии культуры, истории отечественной литературы, истории педагогики, что позволило приблизиться к целостному восприятию личности писателя и общественного деятеля.

При решении конкретных задач исследования использовались следующие методы:

метод реконструкции, позволивший воссоздать социально-культурный контекст Серебряного века;

историко-типологический, дающий возможность выявить культурный тип личности переломной эпохи рубежа XIX – XX вв.;

биографический метод, способствующий культурологической реконструкции жизненного пути А.А. Штевен;

культурологический, дающий возможность вписать исследуемые произведения в культурное пространство;

литературоведческие методы, с помощью которых в исследуемом творчестве были  выделены черты  авторской индивидуальности Штевен, изучены смыслы, заложенные в художественных текстах,  восприятие  произведений писателя современниками;

– интегративный, позволяющий применить знания, полученные различными гуманитарными науками, к решению задач, поставленных настоящим исследованием.

Важными для автора оказались приёмы текстологической работы по отношению к литературным произведениям (анализ, синтез, обобщение).

Источниками исследования стали архивные документы, позволившие воссоздать жизненный и творческий путь А.А. Штевен, обстоятельства её педагогической и просветительской деятельности: документы Архива Российской академии наук (РАН), отдела рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки (ОР и РК РНБ, г. Санкт-Петербург), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Государственного учреждения Центральный архив Нижегородской области (ГУ ЦАНО), Государственного учреждения Государственный архив Нижегородской области (ГУ ГАНО) №2 г. Арзамаса.

Соискатель обращается к эксклюзивным документам, не имеющим опыта научного изучения: текстам воспоминаний, записок, мемуарной прозе и переписке Штевен, редким литературно-критическим материалам, имеющимся в семейном архиве Штевен-Ершовых, личном архиве автора.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первое монографическое исследование феномена личности и творчества А.А.Штевен на фоне социокультурных реалий рубежа XIX–XX вв. В актуальное пространство современной культуры впервые вводятся архивные материалы, касающиеся личности, педагогической и просветительской деятельности Штевен; малоизвестные, труднодоступные и практически забытые, хотя и некогда опубликованные литературные произведения писателя, часть неизданного наследия, документы литературного, публицистического, эпистолярного содержания, предлагается новое, свободное от конъюнктурных искажений, прочтение художественных произведений А.А. Штевен, что  служит обогащению целостной картины развития русской культуры Серебряного века.

Личный вклад автора работы состоит в культурологическом анализе личности и творчества А.А. Штевен. Особое значение имеет выпущенный в ходе исследования в соавторстве с Г.А. Пучковой сборник произведений    А.А. Штевен «Литературно-мемуарная проза»[5]. Диссертант благодарен кандидату филологических наук, профессору Арзамасского педагогического института им. А.П. Гайдара, которая помогала автору систематизировать материал и издать эту книгу. Диссертант участвовал в поиске и подготовке текстов, является автором примечаний, библиографического списка, одним из составителей и авторов  вступительной статьи.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Социально-культурная деятельность А.А. Штевен была обусловлена особенностями мировоззрения, типичного для представителей эпохи Серебряного века:  ощущением «переломного» исторического момента, особым интересом к социальной проблематике, «бунтарским» духом, напряженными философско-этическими поисками. Художественное сознание Штевен, с одной стороны, отражает традиции отечественной реалистической литературы XIX в. с её принципами правдивого и достоверного изображения жизни конкретного общества, героя, типичного для данной среды. С другой стороны, творчество писателя отмечено трагичностью мироощущения, стремлением художественно осмыслить свою жизнь, на которую пришлись эпохальные события, общение с великими современниками, что отражает органическую связь творческих исканий Штевен с культурными процессами Серебряного века.

2. Новаторским для отечественной культуры является созданный Штевен в художественно-документальной книге «Из записок сельской учительницы»: а) автобиографический образ сельской учительницы-дворянки, сознательно отдающей свой досуг приобщению крестьян к образцам культуры;  б) собирательный образ русского народа – не «инертной массы», а динамично устремившегося к более достойной жизни.

3. Мемуарно-автобиографическая проза А.А. Штевен несёт в себе сам «дух и понятие времени» (Г.Г. Елизаветина). «Мои воспоминания» являются, с одной стороны, своеобразным «человеческим документом», воссоздающим историю жизни автобиографической героини, с другой – представляют свидетельство уходящей в прошлое дворянской культуры второй половины XIX в. Анализ пространственно-временной организации воспоминаний позволил прийти к выводу о: а) концептуальном характере противопоставления этих важнейших категорий, относящихся к периоду до и после Октябрьской революции (1917); б)  основной теме произведения – трагической утрате России, которая представляется автору «потерянным раем»; в) типологическом сходстве произведения с автобиографическими книгами писателей Русского зарубежья (И.А. Бунин, Б.К. Зайцев, И.С.Шмелёв), дневниками В.Г.Короленко, М.М.Пришвина; г) убедительности образа великого писателя в «Моих воспоминаниях о Л.Н. Толстом». Штевен на основе довольно близкого знакомства с писателем  живописует «отважного былинного героя», мудрого «монаха-старца», мужа, отца многочисленного семейства и идейного вдохновителя нового религиозно-философского учения. События происходят в атмосфере ушедшей эпохи и представляют  ценный материал о ней.

4. Особенностью творческой личности А.А. Штевен является нераздельность её как писателя и гражданина, проявившаяся в умении связать автобиографическое начало с высоким гражданским пафосом художественных произведений, что нашло воплощение и в эпистолярно-публицистической прозе. «Письма из Вандеи» и «Открытое Письмо императору Николаю II» объединяет: а) особая актуализация, обращение к острым проблемам русской жизни: реформированию государственного аппарата, отношению интеллигенции к нуждам народа, осмыслению «итогов» Русско-японской войны 1904-1905 гг. и первой русской революции 1905-1907 гг.;    б) своеобразие авторской позиции, заключающееся в совмещении точек зрения обеспокоенного дворянства и мыслящего народа на судьбоносные события российской истории. (Образ Вандеи, ассоциирующийся читателями с событиями Французской революции конца XVIII в. и символизирующий неприятие революции, является художественной находкой Штевен).

5. Поиски национально-духовных приоритетов предопределили поэтику и жанровую специфику произведений: эпистолярная форма позволила непосредственно обратиться к читателю-современнику;  жанр эссе – высказать своё мнение по животрепещущим вопросам русской жизни; нравоописательный очерк использовался для характеристики современных крестьянских типов; лирико-философская проза – для выражения чувств и переживаний автора по поводу  забвения частью общества исконных духовных ценностей. Диссертант выявляет специфику авторского стиля, который  характеризуется риторичностью, эмоциональностью, присутствием контрастных образов и понятий, способствующих выразительности текста.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что изучение личности и творчества А.А. Штевен открывает новое имя деятеля культуры и талантливого писателя конца XIX – начала XX в., что дополняет сложившиеся представления об этом периоде.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования её положений в преподавании культурологии, общих и специальных курсов по истории отечественной культуры и литературы рубежа XIX–XX вв., литературного краеведения. Результаты диссертации могут быть учтены и использованы при создании учебных пособий, разработке семинаров и специальных вузовских курсов.

Апробация работы проходила на научно-практических конференциях: международных (Арзамас-Болдино, 2007; Нижний Новгород, 2007), всероссийских и региональных (Арзамас, 2006-2009). Результаты исследования отражены в 14 статьях, опубликованных в научных сборниках международного и всероссийского значения, 2 из них – в журналах,  рекомендованных ВАК РФ. Объём публикаций составил около 8,5 п.л.

Структура и объем  диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (240 наименований). Приложение включает краткую хронику жизни и творчества А.А. Штевен и список документов, имеющихся в личном архиве автора диссертации. Общий объем работы –  182 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении диссертант обосновывает актуальность темы, анализирует степень разработанности проблемы, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает научную новизну, формулирует основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Нравственное, гражданское и творческое становление  личности А.А. Штевен в контексте социально-культурных реалий рубежа XIX – XX вв.» состоит из трёх параграфов.

В первом «Россия конца XIX – начала XX в.: социально-культурные доминанты» соискатель рассматривает социально-культурную ситуацию, сложившуюся в России на рубеже ХІХ-ХХ вв., в которой жила и трудилась Штевен, выделяя наиболее содержательные черты, отражающие многогранность и сложность эпохи: напряжённость социально-политической обстановки и духовной жизни общества, обусловленные противоречивостью общественных процессов, социальными конфликтами, борьбой идей и революционными попытками изменить страну; актуальность разнообразных религиозно-философских теорий и направлений; развитие образования и просвещения, что привело к выходу на социальную арену огромных народных масс; успехи в развитии наук, как естественных, так и гуманитарных, что определило важные мировоззренческие сдвиги в общественном сознании; расцвет культуры и искусств, охвативший все виды творческой деятельности.

Диссертант отмечает, что культура Серебряного века отразила «рубежность» общественного сознания, резкую поляризацию умонастроений, возросший интерес к внутреннему миру личности и трагичность мироощущения. В то же время это была эпоха выдающихся художественных открытий, обновления видов и жанров творчества.

В ходе анализа социально-культурных доминант эпохи диссертант приходит к выводу, что наряду с новейшими модернистскими течениями заметным явлением культурного процесса остаётся реалистическое искусство, которое обогащается новыми темами, идеями и героями. Русскую культуру Серебряного века пронизывают темы России и свободы, интеллигенции и революции.

Во втором параграфе «А.А. Штевен – выразитель основных идейных исканий своего времени» автор работы обращается к культурологической составляющей личности Штевен, вобравшей и выразившей в творчестве приметы порубежной эпохи.

Во-первых, диссертант целостно воссоздает, опираясь на биографические сведения, архивные и литературные источники, непростую судьбу и формирование мировоззрения писателя на фоне важнейших исторических, социально-политических коллизий и культурных процессов. В формировании творческой личности Штевен, её философско-эстетических взглядов определяющая роль принадлежала  высоконравственной и интеллектуальной дворянской среде. Писатель появилась на свет в знатной дворянской семье, несколько поколений, которой были видными деятелями русской культуры и просвещения. Штевен получила воспитание и классическое образование, обычное для женщины её круга. Пребывание за границей обеспечило вхождение в русло мировой культуры, а собственное чтение и самообразование способствовало духовному и нравственному развитию, становлению творческих запросов личности.

Во-вторых, диссертант отмечает, что Штевен как писатель со своим неповторимым взглядом на мир «начинается» с педагогической и культурно-просветительской деятельности. В конце ХІХ в. педагогическое подвижничество в России была уникальным общественно-культурным явлением, особой формой патриотического служения. Автор приводит  собранные по крупицам в ходе научно-поисковой работы сведения и факты, воссоздающие детали и обстоятельства яркой крупномасштабной деятельности Штевен, привлёкшей в конце 1880-х–1890-е гг. внимание передовых кругов российской общественности, а позже столкнувшейся с рядом неустранимых в ту эпоху противоречий.

Вхождение Штевен в круг интеллектуальной элиты российского общества способствовало формированию высоких нравственных идеалов и гражданской  позиции писателя-патриота.

В-третьих, исследователь предпринимает попытку анализа фундаментальных представлений писателя о мире и человеке. Штевен, также как и многие представители отечественной интеллигенции, религию, православную веру считала силой, аккумулирующей духовные и нравственные ценности, преобразующей человека  и общество.

Пережитое в годы революций и гражданской войны вызвало желание оставить достоверное свидетельство о судьбоносном в истории России времени. Так проявилась ещё одна ипостась этой неординарной творческой личности, обнаружившей себя и как талантливый мемуарист.

Таким образом, по типу творческой личности и характеру социально-культурной деятельности диссертант считает А.А. Штевен подвижницей в сфере народного образования конца XIX – начала ХХ в.

В-четвёртых, соискатель подвергает творчество Штевен историко-функциональному анализу. Наибольшую известность автору принесла книга «Из записок сельской учительницы»[6]. На её выход отозвались популярные публицисты Сергей Атава, С.Н. Кривенко, писатель Ф.К. Сологуб. Так, С.Н.Кривенко отмечает простоту, живость  и сердечность манеры письма автора «Записок», ценность приводимых наблюдений из жизни деревни, С.Атава – «поэтическую натуру» Штевен, наблюдательность и глубокое знание «души народной». Герои романа Ф.К. Сологуба «Мелкий бес» дискутируют по поводу одного из эпизодов книги Штевен.

После выхода двух изданий «Записок …» автор получила десятки восторженных писем от читателей с одобрением её деятельности, творчества, предложениями о помощи и желанием сотрудничества. Диссертант приводит примеры известности деятельности писателя и «Записок» за рубежом. Всё это свидетельствует о том, что Штевен была введена в литературный процесс современниками, её творчество – знакомо просвещённым людям России и темы, поднимаемые автором (национального образования и воспитания, прав собственности), находились в русле общественных дискуссий в 80-90-е гг. XΙX в.

В третьем параграфе «Отражение культурного сознания эпохи в творчестве А.А. Штевен» соискатель раскрывает черты своеобразия авторской индивидуальности писателя, исследует проявления в её творчестве литературной традиции. Диссертант выделяет следующие характерные особенности творчества Штевен, отразившие культурные реалии «переходной эпохи»: особый интерес к теме крестьянства; использование «малых» эпических форм; публицистичность, чёткая гражданская позиция; создание произведений, жанровые каноны которых размыты; трагичность мироощущения; стремление художественно осмыслить свою жизнь, на которую пришлись эпохальные события, общение с великими современниками. Всё это позволяет сделать вывод о том, что художественные искания Штевен отразили органическую связь с искусством Серебряного века. Вместе с тем Штевен является наследницей традиций отечественной реалистической  литературы XIX в. Как и в  творчестве писателей-реалистов, её персонажи осознают свою общность с другими людьми, их поведение обусловлено не только индивидуальными чертами характера, но и всеобщей судьбой. Писатель использует характерные для реализма средства и приёмы  художественного изображения.

Таким образом, диссертант считает, что Штевен продолжила традиции отечественной литературы и публицистики в стремлении познать противоречия русской души и характера, выявить глубинные, многим невидимые закономерности развития русского общества, разобраться в важнейших исторических событиях своей эпохи.

Вторая глава «Литературное наследие А.А. Штевен: целостность автобиографического начала и гражданский  пафос», разделённая на два параграфа, посвящена культурологическому анализу литературного творчества писателя.

В первом параграфе «Своеобразие мемуарно-автобиографической прозы А.А. Штевен» исследователь предпринимает идейно-тематический анализ произведений писателя, созданных в этом жанре, рассматривая их как тексты культуры.

Во-первых, диссертант отмечает, что в книге разнообразных в жанровом отношении очерков «Из записок сельской учительницы» Штевен делится впечатлениями от наблюдения за бытом и бытием народа, казалось бы, не оставляющим места духовным потребностям. Автора поражает нищенский образ жизни учеников. Дети хорошо знают  брань и побои, они видят униженное положение в семье своих матерей и сестёр, становятся участниками пьяных застолий в праздничные дни, не осознают греховности воровства и употребления бранных слов. Вместе с тем в учениках Штевен подмечает неунывающую весёлость, добродушие, отзывчивость, сильное желание учиться.  Сельская учительница (автобиографический образ) убеждена, что её воспитанникам легко дать понять «безобразие» их нравственных изъянов и вселить к ним отвращение, а значение школы – в даваемом ею развитии.

Наблюдения за деревенской жизнью позволили Штевен сделать вывод: «Народ – уже не та инертная масса, какою он был еще недавно. Уже везде молодежь горячо стоит за школы, отношение к женам и детям стало несколько мягче, пьянство местами начинает казаться постыдным. Появился целый новый многочисленный класс мелкой деревенской полуинтеллигенции, кое-что читавшей и читающей, имеющей довольно живое чувство собственного достоинства…».

Охарактеризовав основные образы произведения, диссертант выделяет главную тему произведения – изображение духовно-нравственного состояния русского крестьянства 1880-х–90-х гг., для которого характерно высокое чувство духовной жажды, живущее в человеке, заставляющее нравственно совершенствоваться. Этому способствует выразительный приём противопоставления. Мир добра, света, учения, духовных радостей противостоит  миру темному, грубому, стремящемуся к удовлетворению телесных потребностей, который автор называет «житейским болотом».

Во-вторых, диссертант обращается к рассмотрению «Моих воспоминаний» А.А. Штевен как документа эпохи. Творческое наследие писателя несёт в себе сам «дух и понятие времени» (Г.Г.Елизаветина), времени, на которое пришлись значимые события отечественной истории. Штевен успела закончить четыре части воспоминаний: «До сентября 1883 г.» (ч. I), «За границей. 1883-1885» (ч. II), «В Яблонке.1885-1887» (ч. III), «В лагере. 1919-1920 гг.» (в 4-х чч.; не издавались)[7].  Первые три части воссоздают процесс формирования личности автора с рождения до сознательных юношеских лет. Последняя – рассказывает о времени её пребывания в заключении в большевистском концлагере в годы гражданской войны.

В мемуарно-автобиографической прозе, которая ориентируется на воспроизведение минувших событий в их временной протяжённости, особую значимость приобретает хронотоп. В ходе анализа категорий времени и пространства соискатель приходит к выводу о следующих содержательных характеристиках хронотопа в воспоминаниях: время детства, отрочества, юности героини – радостное, счастливое, гармоничное; время революции, гражданской войны – смутное, страшное, бесправное, безнравственное, безбожное, трагическое. Пространство, воссоздаваемое в произведении, многоаспектно: это и отдельные страны, и географические пункты, и родовая усадьба, и интерьер дома, и вагон для арестованных…  В результате мир, открывшийся автору, рисуется в присущем ему многообразии. Пространство Родины противопоставлено пространству чужбины; динамичное пространство периода детства и взросления – «неподвижному», замкнутому пространству пребывания в заключении.

Диссертант формулирует основную тему произведения – тему утраты России прежней, дореволюционной – богатой, счастливой, крепкой православной державы, которая представляется автору «потерянным раем»: «…Это уже не прежний «белый свет», прекрасный, сложный, полный жизни и развития, полный тайн и задач; это мир в моих глазах разбитый, опустошённый, заваленный мусором и развалинами, с населением одичалым, беснующимся, бедствующим…». Диссертант отмечает, что «Мои  воспоминания» А.А. Штевен обнаруживают очевидное типологическое сходство с автобиографическими книгами писателей Русского зарубежья: «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Путешествие Глеба» Б.К.Зайцева, «Солнце мертвых» И.С. Шмелева и др., также отразившими происходящее в стране «изнутри».

Семейно-автобиографическая «линия» «Моих воспоминаний», представленная  историями отцовского и материнского родов, типическими чертами бытового уклада провинциального дворянства, подчёркивает общую концепцию произведения.

В-третьих, диссертант исследует особенности создания художественного образа «властителя  умов и сердец … цивилизованного мира» в «Моих воспоминаниях о Л.Н. Толстом» Штевен[8]. Мемуары написаны на основе знакомства и встреч с писателем на протяжении 1894-1908 гг. Штевен признаётся, что открытие, постижение России началось для неё с увлечения русской литературой и, прежде всего, – Толстым. С восторгом читая и перечитывая творения выдающегося современника, Штевен училась «жить, чувствовать, наблюдать, действовать, желать, стремиться …с тою силой, глубиной, правдивостью, как это было свойственно ему – Толстому». Писатель использует традиционные приёмы для создания его образа: портретную характеристику, описание манеры общения, одежды, близкого окружения.  Толстой предстает и отважным былинным героем, и мудрым монахом-старцем, мужем и отцом многочисленного семейства, вдохновителем нового религиозно-философского учения. Реальные факты и обстоятельства жизни героя становятся поводом для изложения мыслей автора по важнейшим проблемам, занимавшим умы современников: взаимоотношения личности и среды, способам влияния интеллигенции на необразованную крестьянскую массу, восприятие идеи «толстовства» русским обществом.

Штевен было понятно и близко  стремление выдающегося писателя к поиску ответов на философские вопросы. Общение Штевен с Л.Н. Толстым дает нам возможность лучше понять эту необычную женщину, оценить ее вклад в культуру России.

Во втором параграфе  –  «Эпистолярно-публицистическое творчество: оригинальность авторской позиции и её художественного воплощения»диссертант обращается к анализу произведений, отражающих другую грань художественного таланта Штевен.

Во-первых, соискатель выявляет смысл названия, своеобразие образа и  гражданской позиции в автора «Письмах из Вандеи» (1906)[9]. Произведение создано сразу после завершения Русско-японской войны 1904-1905 гг., когда поражение России стало катализатором для революционных волнений. Всего «Писем» четыре: «Деревня и город» (I), «Война и мир» (II), «Земство и революция» (III), «Земля» (IV), каждое посвящено одному вопросу.  Диссертант раскрывает позицию публициста относительно взаимоотношений деревни и города, роли интеллигенции в обществе, недальновидности печати, земства в  отношении к революционным «беспорядкам», подведения «итогов» Русско-японской войны. Особенностью авторского взгляда на актуальные социально-политические проблемы является совмещение точек зрения передового дворянства и трудящегося крестьянского большинства. Символом неприятия насильственного способа решения проблем выступает Вандея, о которой современники в связи с интересом к Великой французской революции XVIII в. знали как о центре сопротивления революционным преобразованиям. Писатель убеждена, что «три четверти России окажутся Вандеей, если в ней произойдёт что-либо похожее на то, что произошло во Франции перед Вандеей».

Диссертант приходит к выводу о глубинной связи «Писем из Вандеи» с идейной направленностью знаменитого сборника «Вехи» (1909), в котором представители отечественной интеллигенции попытались осмыслить опыт первой русской революции, свои духовно-нравственные качества.

Во-вторых, соискатель выявляет жанровые доминанты произведения, среди которых: эпистолярий, эссе, нравоописательный очерк, лирико-философская проза, выделяет в тексте признаки, свойственные тому или иному жанру.

Рассмотрение используемых писателем изобразительно-выразительных средств позволило диссертанту сформулировать выводы о стиле произведения, отличительными чертами которого является риторичность, эмоциональность, использование контрастных образов и понятий.

В-третьих, диссертант предпринимает идейно-тематический анализ «Открытого Письма императору Николаю II» (1896)[10], рассматривает палитру речевых средств автора. Поводом к написанию публицистического произведения послужило важнейшее событие в жизни Российской империи – коронование на престол Николая II.  Штевен использует сильный по своему художественному воздействию приём антитезы, который композиционно организует произведение и поддерживается языковыми средствами. Условия жизни народа и описание тех мер, что предпринимает правительство для обеспечения безопасности высшего лица государства, ярко контрастируют с ожидаемыми торжествами. Россия торжественная, парадная, роскошная противопоставлена России нищей, обездоленной, в которой права людей беззастенчиво попираются армией чиновников, окружающих императора.

Писатель предупреждает о том, что «чаша народного долготерпения» может переполниться: «Берегитесь, Государь! Никакими полицейскими насилиями не остановите Вы неудержимого течения народной жизни. И чем больше Вы будете препятствовать освобождению России от гнёта чиновничьего произвола, тем страшнее будет взрыв народного возмущения и тем решительнее, тем опаснее для Вас будет поворот от старого строя к новому».

Представляет интерес и личность автора, позиционирующего себя как представителя «живых общественных сил» России, который хочет «послужить государству», но находится в положении вынужденного бездействия. Это характеризует публициста как патриота и гражданина своего Отечества.

В Заключении автор подводит итоги исследования, формулирует выводы и теоретические обобщения, обозначает перспективы дальнейшего изучения творчества А.А. Штевен.

Впервые воссоздана творческая судьба литератора, педагога, публициста и деятеля культуры Серебряного века А.А. Штевен. Диссертант характеризует процесс формирования мировоззрения писателя, широкий круг её личного общения. Впервые культуросозидательная деятельность Штевен получает адекватную оценку, как пример патриотического служения интересам России. В актуальное пространство современной культуры введены малоизвестные, труднодоступные произведения Штевен, часть неизданного наследия, что служит обогащению целостной картины развития русской культуры Серебряного века.

Проявление интереса исследователей к личности и творчеству Штевен, отмечаемое в последние годы, свидетельствует об актуальности проблематики её произведений,  глубине  авторского замысла и определяет её статус как литератора, шагнувшего в новое тысячелетие, подтверждая значимость личности А.А. Штевен в социокультурном контексте России конца XIX – начала XX в.

А.А.Ершова с мужем М.Д.Ершовым, его матерью Марией Васильевной, урождённой Ивлевой, и детьми  Митей и Маней. 1902 г.


Основные положения и выводы диссертации получили отражение в следующих публикациях автора:

Ведущие рецензируемые научные журналы:

1. Агапова И.А. Из записок сельской учительницы» А.А. Штевен (Ершовой) в контексте русской очерковой литературы конца XIX века / И.А. Агапова // Вестник Нов.ГУ. Серия «История. Филология. Искусствоведение». – 2009. – №51. – С. 46–49. – 0,4 п.л.

2. Агапова И.А. О своеобразии публицистики А.А. Штевен («Письма из Вандеи», 1906 г.) / И.А. Агапова // Вестник Челябинского гос. ун-та. Серия «Филология. Искусствоведение». – 2009. – Вып.34. – №27 (165). – С. 5–9. – 0,3 п.л.

Научные статьи:

3. Агапова И.А. Земская школа / И.А. Агапова // Нижний Новгород. – 2002. – №4. – С. 210–220. – 0,8 п.л.

4. Агапова И.А. Своя доля пользы / И.А. Агапова // Арзамасская сторона. – 2002. – №1(3). – С. 50–53. – 0,55 п.л.

5. Агапова И.А. Образ русской деревни в очерках А.А. Штевен / И.А.Агапова // Творчество М.С. Жуковой и русская беллетристика XIX – XX веков / Под ред. П.Г. Жирунова. – Арзамас: АГПИ, 2006. – С.126–135. – 0,5 п.л.

6. Агапова И.А. Православная Россия в творчестве А.А. Штевен (На материале книги «Из записок сельской учительницы») / И.А. Агапова //  Православие в контексте отечественной и мировой литературы / Под ред. Г.А.Пучковой. – Арзамас: АГПИ, 2006. – С.456–466. – 0,55 п.л.

7. Агапова И.А. «Привычки милой старины…». Жизнь и быт нижегородской дворянской усадьбы второй половины XIX века: по воспоминаниям А.А. Ершовой (Штевен) /И.А. Агапова //Пушкин на пороге XXI века: Провинциальный контекст. Вып. 9 /АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007.– С.5–17. – 0,5 п.л.

8. Агапова И.А. Л.Н. Толстой в восприятии нижегородской писательницы-педагога А.А. Ершовой (Штевен) / И.А. Агапова // Нижегородский текст русской словесности: межвуз. сб. науч. статей.– Н.Новгород: НГПУ, 2007. – С.291–300. – 0, 45 п.л.

9. Агапова И.А. Личность и судьба нижегородской писательницы-педагога А.А.Ершовой (Штевен) (по архивным материалам) / И.А. Агапова // Карповские чтения: сб. статей / Под ред. Е.П. Титкова и др.; АГПИ им. А.П.Гайдара.– Арзамас: АГПИ, 2007. – С. 135–147. – 0,65 п.л.

10. Агапова И.А. Мемуарно-автобиографическая проза А.А. Штевен – педагога, литератора, общественного деятеля / И.А. Агапова, Г.А. Пучкова // Штевен (Ершова) А.А.  Литературно-мемуарная проза: Мои воспоминания. Из записок сельской учительницы. Письма из Вандеи. О преподавании Закона Божия в школе. Письма / А.А. Штевен (Ершова); сост. и авт. вступ. статьи: Г.А. Пучкова, И.А. Агапова; ред. Г.А. Пучкова; АГПИ им. А.П.Гайдара.– Саров: СГТ, 2008.– С.5–52.  – 1,9 п.л./1, 5 п.л. – (В соавт. с Г.А. Пучковой).

11. Агапова И.А.  Проблемы сельской школы в автобиографической прозе А.А. Штевен (Ершовой) / И.А. Агапова // Актуальные проблемы и перспективы современного образования: Материалы ΙΙ Всероссийских Вахтеровских чтений / Под ред. Е.П. Титкова; АГПИ им. А.П.Гайдара; науч.-метод. центр им. В.П.Вахтерова. – Арзамас: АГПИ, 2009. – С.110–115. – 0, 4 п.л.

12. Агапова И.А. А. А. Штевен (Ершова) о детском чтении в православном воспитании: к характеристике литературно-эстетических взглядов писателя-педагога  /И.А. Агапова // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения: Материалы Всероссийск. науч.-практич. конференции.– Арзамас: АГПИ, 2009. – С.251–256. – 0, 3 п.л.

13. Агапова И.А. Изображение духовной жизни народа в творчестве А.А. Штевен (Ершовой) 1890-х годов / И.А. Агапова // Православие в контексте отечественной и мировой литературы: Сб. статей / Под ред. Г.А.Пучковой. – Арзамас: АГПИ, 2009. – С. 109–118. – 0, 6 п.л.

14. Агапова И.А. Александра Штевен: жизнь во имя добра /И.А. Агапова //Арзамасская сторона /АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2010. – С.566–584. –1, 1п.л.


П  Р  И  М  Е  Ч  А  Н  И  Я

[1] Пономарева Н.И. Реализация идеи национального воспитания в системе образования средствами народного искусства (Опыт возрождения Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны в Санкт-Петербурге): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /  Пономарева Наталия Ивановна. – Курск, 2001.– 220 c.

[2] Фузейникова И.Н. Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Фузейникова Ирина Ниловна. – М., 2007. – 222 с.: ил.

[3] Мокшин Г.Н. Общественно-политические взгляды и деятельность С.Н.Кривенко: (1847-1906): автореф. дис. …канд. ист. наук: 07.00.02 / Мокшин Геннадий Николаевич. – Воронеж, 1995. – 21 с.

[4] Александрова К.А. Император Николай II и художественные процессы в русской культуре рубежа XIX-XX веков:  дис. … канд. искусствоведения: 17.00.04 /Александрова Ксения Александровна.  –  М., 2009. – 301 с.

[5] Штевен А.А. (Ершова). Литературно-мемуарная проза: Мои воспоминания. Из записок сельской учительницы. Письма из Вандеи. О преподавании Закона Божия в школе. Письма / А.А. Штевен (Ершова); Сост. и авт. вступ. ст. И.А. Агапова, Г.А. Пучкова; Ред. Г.А. Пучкова; АГПИ им. А.П. Гайдара. – Саров: СГТ, 2008. – 430 с.: 8 с.: ил.

[6] Штевен А.А. Из записок сельской     учительницы /А.А. Штевен. – Санкт-Петербург: Тип.   И.Н.Скороходова, 1895. – 168с.

[7] Штевен А.А. Мои воспоминания //А.А. Штевен (Ершова). Литературно-мемуарная проза. Указ соч. –С.54-216.

[8] Штевен А.А. Воспоминания о Л.Н. Толстом / А.А. Штевен // Толстовский ежегодник 2003/ Под общ. ред. В.Б. Ремизова. – Тула: Дизайн-Коллегия, 2005. –  С.373-407.

[9] Штевен А.А. Письма из Вандеи  / А.А. Штевен.– Санкт- Петербург: Тип. Монтвида, 1906. – 51с.

[10] Штевен А.А. Открытое Письмо императору Николаю II / Русский [Псевд.].–Женева: Укр. тип., 1896.–12 с.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика