Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Письма Рачинского к Штевен

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические мастерские«Кабинет П.М.ЕРШОВА»

[2] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ

___________________________________________________________

«УСТНЫЙ СЧЁТ. В народной школе С.А.РАЧИНСКОГО»

Художник: Богданов-Бельский Н.П., 1895

Из семейного архива Ершовых

Письма

С.А.Рачинского

к А. А. Штевен

(в замужестве Ершовой)

[1893-1895]

.

◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊

Портрет С.А.Рачинского

Рисунок Богданова-Бельского Н.П.

[…] 20.

Татево, 8 дек.93.

Многоуважаемая Александра Алексеевна,
_______Настоятельно советую Вам ехать в Петербург к К.П.Победоносцеву и не ехать в Москву на зов Комитета Грамотности.
_______О личном составе, средствах и деятельности этого последнего учреждения не имею точных сведений. Но из попадавшихся мне в газетах отчетов вынес впечатление, что это – одна из наших многочисленных говорилен, никакого существенного дела не делающих. Шаховского не знаю. Но дух Весьегоневского уезда ничего общего с Вашим духом не имеет.
_______К.П.Победоносцев – человек редкой глубины убеждений и широты взгляда. Он уже расположен к Вам, имеет желание и возможность оказывать Вам постоянную помощь. Ручаюсь Вам, что он будет рад личному знакомству с Вами. О возможности Вашего приезда он будет предупрежден.

А.А.Штевен. 1896 // Фотограф: Левицкий, СПб

_______Но не одною материальною помощию может он быть Вам полезен. Для всякого, кому близки интересы школьные и церковные, знакомство с ним драгоценно. Из наших государственных людей никто многостороннее и глубже не вдумывался в вопросы, которые мы пытаемся разрешать на практике.
_______Что касается до Вашей личной деятельности, могу советовать Вам только делать то, что Вам сподручнее, что в данный момент исполнимее, никогда не теряя из виду недоделанного. Ибо всего одному человеку переделать невозможно по недостатку сил и времени. Но предсказываю Вам, что лет через пятнадцать Вы будете окружены легионом союзников. Начинаю это испытывать – только теперь.

Да хранит Вас Бог
преданный Вам
С.Рачинский.

◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊

21.

Портрет К.П.Победоносцева.

Художник: Маковский А.В., 1899

Татево, 10 февр. 1894 г.

Многоуважаемая Александра Алексеевна,
_______Радуюсь тому, что Вы довольны Вашею поездкою и сблизились с лучшим моим другом К.П.Победоносцевым.
_______Сблизились, впрочем, недостаточно, чтобы его понять. С чего Вы взяли, что он хочет отдать начальную школу в руки духовенства? Если бы он этого хотел, это было бы давно сделано. Он хочет совсем другого: привлечь к школьному делу духовенство, и это необходимо, чтобы упрочить повсеместное развитие начального образования.
_______Вы скажете, что это невозможно, а я скажу, что Вы ошибаетесь. Вы молоды, а я стар. Гораздо больше Вас пострадал от косности, лицемерия, лживости нашего духовенства. Но я вижу в нем поворот к лучшему. Имею право это сказать, ибо состою в переписке с сотнями сельских священников, разбросанных по всем углам России. Как Вам известно, я сам занимаюсь потихоньку фабрикациею дьяконов и священников, и результаты моих трудов доказывают мне, что если бы мы вместо того, чтобы осуждать наше духовенство занялись его воспитанием, движение к лучшему пошло бы несравненно быстрее.
_______Какие же мы, после того, с Победоносцевым – пессимисты? Мы только опытны и стары, и знаем, что внезапного перерождения нашего духовенства ожидать нельзя, но что содействовать ему мы обязаны; что отдавать в его руки начальную школу неуместно, но что возбуждать его школьную деятельность необходимо. Заведывание школами грамотности уже теперь ему посильно. Согласитесь, что эти школы, изъятые из ведения духовенства, остались бы без малейшего руководства. Такие счастливые случайности, как Вы, я и tutti quanti, – капли в море, и нельзя сказать, чтобы кто-либо мешал нам делать наше дело.
_______Радуюсь и увеличению Ваших денежных средств. Но один item возбуждает во мне недоумение – 500 р. от Пашковых. Каких Пашковых? Семьи Василия Александровича? Они – очень милые люди, но ослепленные сектанты, тратящие деньги исключительно в виде пропаганды. Нет ли тут недоразумения?
_______О том, почему Победоносцев считает желательным закрытие комитета грамотности, не имею понятия. В отчетах этого учреждения, попадавшихся мне на глаза, меня поражали только гомеопатические размеры его деятельности, довольно бесцветной…
_______В Вашем письме Вы упоминаете вскользь о намерении Вашем посетить Татево с Шаховским. Это дает мне смелость сказать Вам письменно то, что мне следовало бы сказать Вам устно – в Яблонке (увы! путешествия становятся для меня невозможными). Сестра моя, знавшая Вас ребенком в Дрездене, была бы сердечно рада приезду Вашему в Татево – во всякое время. Мы – абсолютные домоседы!
_______Ваша прелестная записка давно в моих руках. Я уже разослал ее множеству моих корреспондентов. На днях получу новый транспорт, который так же будет разослан. Ждите по этому поводу писем от людей, Вам не знакомых.

Да хранит Вас Бог
преданный Вам
С.Рачинский.


_______Неплюев – человек очень интересный и симпатичный. К сожалению, он одержим религиозностию протестантского пошиба и совершенно личной окраски, вовлекающею его во множество странностей, в русской школе нежелательных.

◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊

22.

Татево, 18 апр. 94.

Многоуважаемая и дорогая Александра Алексеевна.
Христос воскресе!
_______Благодарю Вас за Ваше письмо нараспашку. Так и следует нам писать друг другу.
_______Вопрос о том, кому в будущем будет принадлежать руководство начальною школою, не может быть разрешен властию сильных мира сего. Будет он разрешен силою вещей. То ведомство, та общественная группа, которая примется за дело способом наиболее практичным, в духе наиболее разумном и народном, и сделается хозяином сельской школы.
_______Продолжаю думать, что таким хозяином окажется именно сельское духовенство. Это – единственная общественная сила, прочно организованная, равномерно распределенная, заинтересованная в религиозном характере школы, без коего бытие ее у нас немыслимо. Духовенство наше не хуже и не лучше прочих наших, сколько-нибудь образованных сословий. Недостатки его только разительнее по контрасту с его высоким призванием. Важно и то обстоятельство, что оно теперь переживает период подъема, чего нельзя сказать о прочих наших общественных группах.
_______Ваши упреки за мое молчание очень для меня лестны, но проистекают от преувеличенного мнения и моих способностях и влиянии. Кругозор сельского учителя слишком ограничен, чтобы позволить ему гласно вмешиваться в решение вопросов государственных. Известность моя – самая скромная. Из сильных мира сего те, которые знают о моем существовании, видят во мне не больше, как милого чудака, и, быть может, они правы…
_______Очень был бы рад, если бы нам удалось повидаться и переговорить лично о вопросах неизмеримой важности, о коих можно исписать книги, а не листки почтовой бумаги. Впрочем, надеюсь и письменно поговорить с Вами об этом подробнее. Сегодня я обременен корреспонденциею.
_______Очень радуюсь тому, что моя мнительность насчет Пашковских денег оказалась излишнею. Но – берегитесь брошюр протестантского пошиба, которые Пашковы великие охотники распространять.
_______Да хранит Вас Бог. Сестра очень радуется Вашему полуобещанию приехать в Татево.

Преданный Вам
С.Рачинский.

◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊

23.

Татево, 3 июн. 94.

Многоуважаемая Александра Алексеевна,
_______Что сказать мне Вам в ответ на Ваше одушевленное письмо, что не было бы повторением уже сказанного мною? Вы знаете, что я не менее Вас желаю размножения добрых школ в России. Вы знаете также, что лучшим вкладом в этом деле, посильным нам с Вами, я считаю деятельность подобную Вашей (и прежней моей), т.е. интенсивную работу в сфере наших сил и средств. Такая деятельность дает нам право, возлагает на нас обязанность делиться результатами наших наблюдений и опытов с другими, в той скромной мере, как это делаете Вы, и которую я, быть может, преступил.
_______Решение же общих вопросов об организации школьного дела в России считаю для нас непосильным. Кругозор наш слишком тесен, мы слишком завалены мелочною работою.
_______Это и мешает нам иметь перед глазами руководящий идеал. Мой – Вам известен: это – школа церковная. А так как понятие о Церкви для меня отнюдь не исчерпывается понятием о духовенстве, я пока мирюсь с теперешнею нелогичностию школьной организации, дающей простор и министерству Нар<одного> Пр<освещения>, и земству, и духовенству. Многоначалие это нередко ведет к борьбе, в школьном деле нежелательной, но вместе с тем дает возможность разнообразить опыты, и дает простор деятельности индивидуальной. Я на своем веку устроил одну школу министерскую (2 – классическую), немало школ земских, несколько школ ц<ерковно>-приходских и много школ грамотности, и меня радуют разнообразные успехи этих школ и школок. Но самыми разительными успехами радует меня одна школа ц<ерковно>-приходская (de facto – учительская), именно дровнинская (в Братском уезде). Надеюсь добиться в скором времени оффициального признания этой школы учительской и соответствующей дотации – ибо эта школа (с 170 учениками, 120 интернами, учительскими курсами, etc.) пока в материальном отношении висит на бескорыстии местного священника и его сына, бывшего моего помощника В.А.Лебедева.
_______Вы не разделяете моих надежд на нравственный подъем нашего духовенства. Сообщить я Вам их не могу, ибо надежды эти основаны не на фактах, а на вере в несокрушимость Церкви; факты служат для меня лишь иллюстрациями того, что будет, ибо быть должно. Ни до чего, для всех убедительного, в этом отношении не доживу. Но считаю долгом помогать, по мере сил, тому, что есть.
_______По Вашим воззрениям, по наличности местных сил, Вы находите желательным в районе Вашей деятельности размножение школ земских. Буду радоваться успехам Вашим в этом направлении, ибо в церковную школу будущего, как она носится в моем воображении, должна быть вложена сумма усилий и правительства, и местных обществ, и духовенства, и частных лиц, – насколько все эти разнообразные силы и деятели не отпали от Церкви…
_______Извините мой скверный почерк и слог. Я только что начинаю оправляться от тяжкого нездоровья, не давшего мне докончить мои поездки по экзаменам, и я еще очень слаб.
_______Очень хорошо Вы делаете, что пишите Победоносцеву с полною откровенностию. Он этого заслуживает, и по вопросам общей школьной организации может давать Вам указания, несравненно более основательные, чем я.

Да хранит Вас Бог
преданный Вам
С.Рачинский.

◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊

24.

Татево, 5 авг.94.

Многоуважаемая Александра Алексеевна,
_______Все прекрасные вещи, которые говорят и пишутся о Церкви (православной, ибо о ней шла речь в моем письме), сами по себе бессильны: они не вразумили до сих пор ни католиков, ни протестантов, ни атеистов, ни агностиков. Вразумляет жизнь и деятельность между людьми, эту Церковь составляющими, любовь к ее членам, живым и умершим. Теоретические рассуждения ставят только sci pointi sur sci i. Поэтому я Вас от них избавлю, в полной уверенности, что именно Ваши настоящие занятия и полная искренность Ваших стремлений приведут Вас к полному пониманию сущности Церкви, и вместе с тем к сознанию, что в ней одной – источник всякого истинного образования. Поймете же Вы уже теперь, почему мне представляется желательным привлечение, в возможно широких размерах, служителей Церкви к делу образования масс, почему меня радует пробуждение в нашем духовенстве образовательных стремлений. Нисколько не отрицаю великих заслуг земства в школьном деле. Но не вижу в нем той руководящей силы, того единства стремлений, которые в этом деле необходимы. Не мог я составить себе ясного понятия о той организации школьного дела, которая составляет Ваш идеал. По-видимому, Вы придаете великое значение частной инициативе, подобной Вашей и моей. Полагаю, что мы в этом ошибаемся. Нас слишком мало, и каждый из нас легко может впасть в самые странные заблуждения, чему ярким примером служит столь симпатичный мне лично Неплюев. Между тем, каждый из нас в союзе с Церковию может принести полную меру посильной ему пользы.
_______Не совсем понятны мне Ваши жалобы на Победоносцева. Он ли Вас не выслушивает? Он ли Вам не помогает по мере крайне скудных средств, коими он располагает на школьное дело? Требовать же от него, чтобы он во всем с Вами соглашался, невозможно; ибо, повторяю, кругозор его несравненно шире нашего, и он не может изменять своих общих воззрений сообразно с данными, почерпнутыми из районов, крайне ограниченных.
_______О запрещении открывать земские школы там, где уже существуют церковные, в первый раз слышу. В нашем уезде такие случаи бывают сплошь и рядом. Редко приносят они пользу. Обыкновенно одна школа вытесняет другую. – Что касается школ грамотности, заведывание ими земства положительно непосильно. Это – дело приходское, поручение коего местному священнику вполне естественно и столь же естественно участие в этом деле всякого образованного прихожанина, понимающего необходимость вести эти школы в духе церковном.
_______Вот все, что могу пока я сказать Вам по поводу Вашего письма. Бог даст, когда-либо увидимся и тогда до чего-нибудь договоримся.

Да хранит Вас Бог
преданный Вам
С.Рачинский.

◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊

25.

Татево, 29 авг.94.

Многоуважаемая Александра Алексеевна,
_______Быстрым ответом на последнее Ваше письмо я угодил Вам совершенно случайно. На все получаемые мною письма всегда отвечаю немедленно; но правильные наши почтовые сообщения столь редки, что большинство адресованных мне писем залеживаются во Ржеве, ответы же на них – на моем письменном столе.
_______Вы продолжаете жаловаться на всех и на вся. Видно, Вы еще не привыкли к тому, что в жизни земной неизмеримо больше зла, чем добра, и полагаете, что отношения между тем и другим в наших силах изменить к лучшему. Между тем, всех наших усилий хватает только на то, чтобы земная жизнь, которая далеко – не рай, не обратилась в ад. Было бы от чего приходить в отчаяние, если бы эта земная жизнь не была бы лишь переходом к жизни иной, вечной. Но смотря на нее с этой точки зрения, нельзя не признать, что существенное в ней – не массы подавляющего нас зла, но крупицы затерянного в ней добра.
_______Так и в отдельных людях. Какой бы разряд Вы их не взяли, Вы в нем найдете разительное большинство недостойных своего звания. Мало достойных священников, но много ли бескорыстных врачей, неподкупных чиновников, безупречных земских деятелей? Есть ли это достаточная причина, чтобы желать устранения врачей от лечения, земских деятелей от общественного хозяйства, священников от школьного дела? В среде последних ныне замечаются движения добрые, замечается пробуждение сознания их просветительных обязанностей. Вы этого не видите, Вы этому не верите, и поэтому Вас раздражает слабый поворот общественного мнения в пользу школ церковных.
_______Не стану Вас разуверять, не стану ссылаться на статистические данные, Вам и без того известные. Скажу только о том, что у меня на глазах. В Бельском уезде 46 школ земских (2 500 учен<иков>) 20 школ ц<ерковно>-п<риходских> и 70 школ грамотности (1500 учен<иков>). Качество их очень неровно. Хорошие школы обоих разрядов стоят на высоте одинаковой; плохих школ между церковными гораздо больше, чем между земскими, что вполне объясняется совершенным отсутствием средств.
_______Это – в десятилетие церковной школы, совпадающее с тридцатилетием земской. Двадцать же лет тому назад у нас земских школ не было вовсе, и 1000 р. pro forma ассигновавшиеся на нар<одное> образование, в конце года оказывались нетронутыми. Не виню земства. У него было много иных забот. Но то, что без гроша сделало духовенство за десять лет, доказывает, сколь естественно и плодотворно привлечение его к школьному делу.
_______Полагаю, что со временем и Вы обратите внимание на этого естественного союзника и найдете именно в среде духовенства самых прочных пособников. Вашей деятельности.
_______Вы пишите об учителе Великанове, желающем меня посетить. Скажу Вам откровенно, что посещение это мне нежелательно. Не считаю общества странствующих толстовцев (у меня их перебывало немало) полезным для моих учеников и юных учителей. Мнение мое о Толстом-проповеднике В<еликанов> мог бы приблизительно угадать: считаю его самым вредным из теоретиков анархизма. Но если ему нужно узнать это мнение от меня самого, пускай мне напишет: отвечаю на все получаемые мною письма.
_______Неплюев, конечно, не принадлежит к принципиальным врагам Церкви и государства. Но по своему протестантскому складу мыслей и наивному самодовольству он без Церкви просто обходится, и все более уходит в социалистические утопии и эксперименты. Не думаю, чтобы все это отразилось благоприятно на будущности его питомцев.
_______Да хранит Вас Бог, да даст Он Вам сил на труды предстоящей зимы, и да пошлет Он Вам добрых помощников, ибо дело Ваше так разрослось, что в скором времени станет Вам одной непосильным!

Преданный Вам
С.Рачинский.

◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊

26.

Татево, 16 февр.95

Многоуважаемая Александра Алексеевна,
_______Боюсь, что письмо Ваше от 7-го февраля – последнее, которое я от Вас получаю, что было бы для меня истинно прискорбно, так как меня живо интересует Ваша школьная деятельность. Дело в том, что я очевидно принадлежу к тому разряду людей, который Вы предаете анафеме – к людям, не способным восхищаться ни болтовнею комитетов грамотности, ни конституционными вожделениями земств, – к людям, несказанно обрадованным (вместе со всем грамотным крестьянством) ясным и твердым словом Государя, не удостоившимся Вашего одобрения. Я полагаю, что обо всем этом Вы могли догадаться по прежним моим письмам, но вижу теперь, что все это нужно подчеркнуть, чтобы не оставить Вам на мой счет ни тени заблуждения.
_______Из людей, на которых Вы так горько жалуетесь, знаю только двух. Т.И.Филиппов – чиновник, исполненный мелочных слабостей; но заподозрить искренность его религиозных и церковных убеждений не имеем ни малейшего права. К.П.Победоносцев – самый широкий государственный ум России, и поэтому немудрено, что по двум-трем разговорам Вы его оценить не могли. Согласитесь, что совпадение во взглядах на вопросы государственные между молодою девушкою, до сих пор занимавшеюся только начальною школою, и государственным человеком, уже 15 лет стоящим всех ближе к кормилу правления, было бы явлением странным, едва ли для последнего лестным. Полагаю, что от подобных людей каждому из нас можно многому научиться…
_______Думаю и я на днях, если позволит здоровье, съездить в Петербург; конечно, не для того, чтобы влиять на министров по вопросам государственным, а чтобы уладить некоторые местные церковно-школьные дела. Из них главное – окончательное обеспечение дровнинской школы, разросшейся de facto в учительскую семинарию. Пришлю Вам из Петербурга интересную записку В.А.Лебедева об этом деле.

Да хранит Вас Бог
преданный Вам
С.Рачинский.

Александра Алексеевна у бокового подъезда своего дома в Лебяжьем и конь Ветерок. 1913 год

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические мастерские«Кабинет П.М.ЕРШОВА»

[2] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ

.

1 comment to Письма Рачинского к Штевен

  • Александр

    Прекрасная подборка писем! Раскрывает глубину и чуткость С.А. Рачинского.
    Спасибо за материал

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика