меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Салтыков-Щедрин: «БЛУЖДАНИЕ» (8кл +р.я.9,11кл)

Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА
Сам себе РЕЖИССЁРРУССКИЙ ЯЗЫК

____________________________________

МОУ «Оболенская  средняя общеобразовательная школа»
Серпуховского района Московской области

Как герменевтическое
«блуждание» на литературе
помогает готовиться
к ЕГЭ по русскому

Рассказ Л.П.Скирневской об уроке с  восьмиклассниками, на котором они «133 зайцев» ловили, работая над сложной статьёй из учебника Коровиной В.Я. о творчестве Салтыкова-Щедрина (+ о ЕГЭ и ГИА в 9и11кл)

Скирневская
Людмила Павловна

Вячеслав Михайлович! Здравствуйте! Хочется очередной раз сказать спасибо и поделиться некоторыми соображениями.

◊›‹◊›‹◊›‹◊

Когда спрашиваю у 9 и 11-классников, почему допустили ошибки при выполнении ГИА, ЕГЭ, часто слышу: «Невнимательно прочитали задание», «Не все примеры нашли» и т.д. Решила проверить внимательность и сообразительность учеников в 8 классе. Обратилась не к привычному словарному диктанту, а к тексту №7 на стр.59 пособия Егораевой Г.Т. для подготовки ГИА.

Предложила найти в тексте все слова с НЕ – за 2 мин. В тексте 10 таких слов. Нашли от 9 до 6 (!)…

Теперь предлагаю сгруппировать их по частям речи. И опять трудность – в определении частей речи…

Вспоминаем. А потом уж объясняем слитное и раздельное написание.

◊›‹◊›‹◊›‹◊

Учимся выполнять задание: найти слово с приставкой ПРЕ, где написание «е» зависит от лексического значения. Всего 3 предложения. Предлагаю выписать все слова с  ПРЕ. Их три.

Называют невпопад. Например, «прибывать». С трудом находят слово «беспрерывно». Анализируем значение приставок и выбираем нужное слово.

И знаете, что тогда я в очередной раз поняла? Блуждание-обживание по тексту – вот то, что поможет справиться с этой бедой!

Поэтому на литературе, как только появляется возможность, «блуждаем» (см. таблицу-бабочку) .

◊›‹◊›‹◊›‹◊

12 января, 8 класс. Знакомимся с Салтыковым-Щедриным. Учебник Коровиной В.Я. На стр. 3-5 помещена сложная для восприятия статья о творчестве писателя. У самой с первого прочтения мало что в голове остаётся…

Класс дежурит, на уроке 10 человек…

На команды решила не делиться. Работали в парах.

Задание 1

Предложила ученикам высказать свои предположения, сколько будет в статье абзацев. Предположения разные: от 5 до 9.

Полезли проверять. Оказалось, что всего 3!

Возник вопрос «Почему?», ведь в статьях учебников почти всегда по 6-7 абзацев. А здесь всего 3.

Посыпались предположения:

– не было ничего интересного в жизни

– малоизвестный писатель.

Посмотрели на годы жизни. Оказывается, что жил долго. Событий случилось много. Издаётся часто, не даром считается классиком.

Значит, выдвинутые предположения не оправдались. Пытаемся сыскать ответ в тексте статьи.

Задание 2

– Посчитайте количество слов, которые пишутся через дефис.

Посчитали и назвали. И тут Женя, спохватившись, дополняет:

– А ведь Салтыков-Щедрин тоже через дефис пишется.

Возникло недоумение: «А почему?». К нему добавился новый вопрос: «А в записи годов жизни – это дефис или тире?»…

Дальше – больше!..

– Посчитайте, сколько предложений, в которых употребляются однородные члены.

Сначала ступор. Потом до восьмиклассников дошло, что эта тема только что изучалась на русском…

Для разминки вспомнила и социо-игровую «классику»:

– Найдите на стр.4 самое длинное предложение.

И опять – полный энтузиазм (вот уж от восьмиклассников не ожидала!), со всеми «133 зайцами»

Задание 3

– Посчитайте количество слов, которые пишутся в кавычках? Почему?

– Какие знаки препинания используются на последней стр. статьи? Каких больше? (В последнюю очередь вспоминаем о точке)

– Найти предложение соответствующее схеме ( ­…не только…, но… ).

Задание 4

Опять «классика»:

– Найдите, что ЕСТЬ и в тексте статьи и в классе вокруг вас (то есть – похожего, одинакового,  «одного и того же»).

И опять к моему удивлению 10 восьмиклассников (пять пар) с большим интересом берутся за выполнение и этого задания. [Ворчалка от Вяч.Бук.: надо было 3-4 примерчика привести, а то я, статьи Коровиной В.Я. в руках не держал и поэтому представить, какие же у вас могли найтись «пересечения», не могу! А жаль.]

Смотрю на часы: 25 минут урока прошло, но время потрачено явно не зря.

Задание 5

Даю 5 минут, чтобы записать в тетрадях то, что запомнилось из статьи.

И вот тут самое интересное. Опешили, округлились глаза:

– Мы не запомнили – установки ведь не было.

Я напоминаю, что с текстом на уроке работали все (за исключением двоих сильно опоздавших, которые присоединились к десяти присутствующим на уроке).

– Кто что запомнил, то в своих «рабочих парочках» и записывайте.

Стали писать. Кто только одни словосочетания (например, А. Мысенко), у кого – отдельные предложения появляются. А у некоторых даже вполне связный (!) текст получился.

Через пять минут заслушали всех, даже тех двоих, кто был крайне удивлен предложенной работой (они опоздали и в блужданиях не участвовали, но кое-что сумели-таки написать).

Потом все эти варианты сравнивали с самим тестом статьи…

Свою работу каждый из восьмиклассников оценивал самостоятельно. Отметки оказались такими: «5» – две, «4» – четыре, «3» – четыре.

◊›‹◊›‹◊›‹◊

Я удовлетворена. Надеюсь, что они тоже. Но скрытая польза проявится не сейчас, а потом. Уверена, что положительные результаты обнаружатся при подготовке к ГИА и ЕГЭ (ох уж эти рамки, в которые поставлены и мы сами и наши ученики…).

С уважением,

Скирневская Людмила Павловна

.

Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА
Сам себе РЕЖИССЁР
РУССКИЙ ЯЗЫК

.


оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  


*

Яндекс.Метрика