Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Закрепление (Египет, Двуречье, Финикия, Индия) и начало новой темы (Китай) в 5 кл.

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУЧИТЕЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ об открытых уроках…

________________________________________________________________________

Закрепление пройденного (Египет, Двуречье, Финикия, Индия) и начало новой темы (Китай) на «открытом уроке» в 5 классе

Письмо учительницы истории Татьяны Алексеевны Кузьминой (село Павловичи Талдомского района Моск. обл.) с рассказом о своём «открытом уроке», поведённом в школе №3 Талдома.

__В ноябре я давала «открытый урок» в 5 классе Талдомской средней школы №3. Кроме сельских учителей, знакомых с «режиссурой урока», были приглашены и городские учителя, которое решили на своих уроках внедрять социо-игровые технологии. Передо мной стояла задача показать гостям некоторые из социо-игровых приемов. И преимущества работы учеников в малых группах.


.

Пришлось им помочь

__Для урока в неизвестном классе я наметила провести повторение и закрепление пройденного материала (а в оставшееся время начать изучение новой темы).

__Я знала, что в классе — 20 человек. Поэтому решила, что объединяться в группы пятиклассники будут по фрагментам четырёх разрезанных картинок.

__Я выложила на учительский стол заранее разрезанные картинки. И тут произошла небольшая заминка. Я уже привыкла, что в моей школе все классы сразу понимают как нужно собираться в рабочие группы. А эти ребята не сразу догадались, по какому-такому принципу им нужно собраться в отдельные группы. Пришлось им помочь и более подробно объяснить, для чего у каждого из них по одной детали разрезанной картинки.


.

Ребята обменялись листками

__Итак, у нас получилось четыре группы. По содержанию собранной картинки ребята определили, представителями какой страны будет их команда (Египет, Двуречье, Финикия, Индия).__

__Потом посыльные от каждой группы должны были из разложенных на учительском столе вещей выбрать для своей команды талисман. С этой задачей все группы справились хорошо. На столе я приготовила комок глины (керамической), шахматную фигурку, алую ткань, закладку из папируса с египетскими иероглифами. Все посыльные должны были подробно объяснить другим командам, почему они сделали свой выбор.

__Следующее задание было таким. На доске были написаны разнообразные понятия, имена и географические объекты, относящиеся к разным странам. Каждая группа ровно за 2 минуты должна была на отдельном листочке выписать те слова, которые имели особое отношение к истории их страны.

__Потом ребята обменялись листками для коллективной проверки. В целях экономии времени делали так: я зачитывала по каждой стране нужные слова, а ребята в проверяемых списках или обводили (вписывали) услышанные слова, если правильно, или вычеркивали, если не правильно [ворчалка от В.Букатова: Уважаемая Татьяна Алексеевна, жаль, что вы на своём замечательнейшем «гостевом уроке» поспешили своё «правильное» мнение ученикам зачитать, ведь экономия времени — всего лишь отговорка… — В.Б.]. Затем листки вернули и группы увидели свои ошибки..


.

Справились прекрасно

__Потом каждая группа из своего исправленного списка загадывала по одному слову. Мимикой и жестами команды показывали задуманное, а все отгадывали, что это. Получилось очень здорово, ребятам было интересно и загадывать и отгадывать. (Во время подготовки я все думала, справятся ли они, ведь я у них впервые и подобные задания на уроках они ещё не выполняли — справились прекрасно!)

__Следующее задание: открыть учебники на странице, где начинается §20 (пройденный материал). В первом пункте этого параграфа командам нужно было выбрать главное на их взгляд предложение. Потом это предложение нужно было крупно и разборчиво написать на отдельном листе. Чтобы потом разрезать его на 6 частей. Времени отводилось строго 2 минуты (которые засекались по часам).

__Посыльные побежали к учительскому столу, чтобы взять всё необходимое (листы, фломастеры, ножницы). Все группы уткнулись в учебники и пустились в обсуждения…

__Когда две минутки истекли, все группы поменялись местами. На новых местах они сложили разрезанное соседями предложение и дружно вслух прочитали его всей группой.

__В результате оказалось, что три группы выбрали одно и то же предложение (оно действительно выражало главную мысль первого пункта). А вот четвёртая группа решила выбрать самое большое предложение. Они долго его писали. Но так и не уложились по времени. Зато другая группа смогла это предложение сложить (и дописать) по смыслу.


.

Карточки со словами и билетики с «расшифровками»

__Далее я проверила, как ребята знают географические объекты, понятия, даты, имена великих людей. Каждый из класса взял с моего стола крупную карточку, на которой было ярко и крупно написано какое-то слово.

__Разобрав карточки, все расселись по своим привычным местам. Затем всё пошло по цепочке. Один ученик подошёл к учительскому столу и из особой коробочки достал один из билетиков с «расшифровкой» (объяснением, определением одного из изученных понятий, терминов, имён). Ученику нужно было отгадать какое понятие «расшифровывает» его билетик и найти соответствующую карточку (все карточки класс держал перед собой «лицом» к отгадывающему ученику).

__Ученик, нашедший нужную карточку, садился на место того, у кого была карточка с нужным ответом. А тот отправлялся к коробочке, чтобы вытянуть себе новый билетик и сесть на то место, где окажется карточка с нужным ответом.

__В результате весь класс опять «поменял мизансцену». То есть все ученики основательно перемешались, хотя внешне класс сидел как обычно — в три ряда. И вот каждый ряд выбрал себе по репортёру.


.

Ровно за две минуты

__Репортеры ровно за две минуты должны были набрать со своего ряда как можно больше слов, которые ассоциируются у ребят с Индией. Предлагаемые слова репортёр записывал себе на листочек.

__Потом эти репортеры у доски составляли связанный рассказ об Индии, используя набранные со своего ряда слова.

__Все три рассказа у ребят получились просто отличными. И каждый из них отличался от других и по-своему был интересен.


За один кусочек мела взявшись вдвоём

__И вот мы подошли к изучению новой темы (хотя мне можно было обойтись и без этого, но уж очень хотелось показать, как дети сами могут работать с новым материалом).

__Сначала мы образовали новые 4 группы (чтобы у ребят открылось «второе дыхание»). Быстро развернули и объединили по две парты — рабочие «гнёзда» для команд.

__Посыльные получили задание для группы: впишите недостающие слова, используя атлас и текст §22 учебника.

.

Китай расположен на материке ________________________,  в его _____________________________ части.

В Китае протекают две главные реки: ________________ и ___________________.

Китайцы расселились по ___________________   ________________ равнине.

.

__Пока ребята работали в своих командах, я успела на доске четыре раза написать заданный им текст (со всеми пропусками). Когда вышло время, была объявлена проверка.

__Для этого каждая из групп отправила к доске по два представителя. Там они, взявшись за один кусочек мела, вписывали в пропуски нужные слова. В результате такого приёма,  всё внимание было направленно на доску. И проверка всем ребятам очень понравилась.

__В завершение желающему ученику было предложено выйти к доске, чтобы проверить своё понимание прочитанного. Одна девочка, выйдя к карте, показала все объекты и обстоятельно рассказала о местоположении Китая… [Реплика-ворчалка от В.Букатова: появление  на «открытом уроке» подобного ученика вполне может оказаться «роялем в кустах»… Вот если бы желающих было бы, например, трое-пятеро, и они по считалочке определили, кому жребий испытывать своё понимание прочитанного, то такая режиссура безусловно была бы более социо-игровой, ради знакомства с которой и были приглашены, как  учителя из других школ Талдома, так и вы — учитель Павловической школы — для ведения «открытого урока» в рамках семинара, проводимого районным Комитетом образования. — В.Б.]

__В конце урока каждая группа получила очень красивый, большой воздушный змей, на котором были зашифрованы изобретения китайцев. (Эти «змеи» у меня остались от бинарного урока «ИСТОРИЯ+ИЗО». Знаю, что Вячеслав Михайлович говорит, что не надо учителю увлекаться такими «излишествами», но мне очень захотелось порадовать ребят. Да и не пропадать же таким интересным и красочным «заготовкам», пусть даже и придуманным для проведения совсем другого открытого урока если очень хочется, то, конечно, МОЖНО! — Вяч.Букатов).

__В итоге я успела сделать все, что запланировала. Урок прошел в быстром темпе. Задания охватили все пройденные страны. И мы успели начать изучение новой темы.

__Правда, я явно перенервничала, и поэтому то и дело торопила детей. Всё боялась не успеть. Ведь социо-игровой стиль обучения показывался для других учителей, которым всё должно было быть понятно и интересно. Что в результате, кажется, и получилось.


.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Из впечатлений учителей Павловической школы, присутствовавших на «открытом уроке» в шк. №3 Талдома, проведённого в рамках семинара по социо-игровой «режиссуре урока», организованного районным Комитетом образования.


__А еще я побывала на уроке истории у Кузьминой Т.А. в 5 классе. Татьяна Алексеевна умеет завлечь ребят, и ей сегодня это удалось даже в незнакомом классе.

__Работа с терминами прошла интересно   (хотя, на мой взгляд, немного затянуто, впрочем, все новые слова были проверены).

__При закреплении была проведена работа с текстом учебника. Были выписаны ключевые предложения. Которые потом были разрезаны на части, чтобы команды, поменявшись местами, заново собрали чужое предложение. В результате оказалось, что была проведена не только проверка предложений, но и защита командного мнения проверяющих.

__По ходу открытого урока ученики что только не делали: и заполняли кроссворды, и определяли набор значимых «для государства» слов, и даже подбирали талисманы… И постоянно проходила защита своего выбора.

__Всем хотелось ответить, выйти к доске, выбрать слово или нужный предмет.

__Глядя на все это, я думала о том, как незаметно прошло время, необходимое для того, чтобы Татьяна Алексеевна смогла непринуждённо в нужное время и нужный момент урока это все организовать, применить и использовать.

__Желаю удачи всем учителям, кто уже захотел или будет хотеть применять  социо-игровые приемы во время проведения своих уроков! Разочарований у них — уверена — не будет!

Фомина Ольга Львовна
учитель географии Павловической ср. шк.
Талдомского района Моск. области

.

.

перейти к содержанию подраздела «Учительские РАССКАЗЫ»

.

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУЧИТЕЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ об открытых уроках…

.


оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика