меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Рассказы Чехова: Чуть было не пала духом

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

________________________________________________________________________

Из рабочих материалов научно-методического архива В.М.Букатова

Рассказы Чехова: Чуть было не пала духом

Из письма Татьяны Лилиной , учительницы русского языка и литературы (г. Красноярск)

____Недавно «режиссура урока» помогла мне утвердиться в своем учительском профессионализме. Вот как было дело.

____Месяц назад меня попросили заменить серьезно заболевшего учителя русского языка и литературы в соседней гимназии. Подумав, я согласилась вести уроки в 7-8 классах.

____Гимназия непростая, элитная (естественно, платная — со всеми вытекающими отсюда нюансами). Поэтому ровно через две недели администрация стала интересоваться, как я провожу уроки. Это все вполне, как говорится, понятно, но вот форма анализа уроков в основном сводилась к фразе: «Вы все делаете не так».

____Не скрою, обиделась: не вчера в школу пришла да и вообще… Чуть было не пала духом, но вспомнила про «режиссуру». А тут как раз открытый урок нужно давать. Я уже себе представляла, как меня будут по косточкам разбирать, но решила не сдаваться.

ВОССТАНАВЛИВАЕМ ТЕКСТ

____Урок назывался «Творческая мастерская: тайны рассказа», и проводился он после изучения Чехова в седьмом классе.

____Итак, начинается урок. Пока гости занимали места, класс (15 человек) разбивается на три команды. Посыльные получают разрезанный на части рассказ Чехова «Размазня» (без указания названия). Команды приступают к восстановлению текста.

____Ни разу за все время использования социо-игровой режиссуры я не сталкивалась с отказами учеников работать. Благодаря герменевтическим процедурам работа закипает тут же. Конечно, становится шумно. Конечно, иногда слишком активно. Но зато всегда азартно, радостно и увлеченно.

____Звенит колокольчик — окончен первый этап работы. Группы обмениваются двумя экспертами для проверки результатов. Они записывают на отдельных листочках свои заключения (не ставя отметок).

____Вновь звенит колокольчик. Теперь группы оценивают работу экспертов, используя лексику типа «корректно», «тактично» и так далее. Гимназисты достаточно успешно справляются с этим, хотя становится ясно, что хвалить на уроке друг друга им непривычно (критиковать и порицать гораздо проще!).

ПРИДУМЫВАЕМ НАЗВАНИЕ

____На следующем этапе группам предлагается придумать название рассказу и записать его на доске. Появляются версии: «80 рублей», «Гувернантка» и «Несправедливый расчет». Естественно, что каждая группа свое мнение попыталась защитить, по ходу чего выяснилось, чем тематическое название отличается от смыслового.

____Затем мы сравнили придуманные названия с чеховским. Опять возникла дискуссия: чье же название вернее отражает суть рассказа? Начали вспоминать названия других рассказов Чехова: «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник»… Завязался разговор об их лаконичности, меткости и вместе с тем многозначности.

ПРОБЫ НА БЛАГОВОСПИТАННОСТЬ

____Новый этап. На столе — наборы карточек с элементами композиции и их определениями. Команды, разложив карточки по порядку — экспозиция, завязка, кульминация, развязка и заключение, — приступили к поиску в восстановленном рассказе этих элементов.

____Несмотря на присутствие высоких гостей, во всех группках, возникали жаркие споры и принципиальные разногласия. Так что мне то и дело приходилось напоминать классу то о такте, то о выдержке, то о деликатности.

____В конце урока дискуссия развернулась вокруг личного отношения учеников к случаю, рассказанному Чеховым. Увы, надо признать, что никто из детей не захотел пожалеть гувернантку, попытаться понять причины слабости ее характера. Ученики явно одобряли тот жестокий урок, который преподал ей хозяин. И не желали замечать, что хозяин извинился за свою вынужденную жестокость. Что, выходит, ему было все же неловко. Видимо, подрастающему поколению, как и в чеховские времена, не хочется быть ни слабым, ни великодушным.

____Подводя итоги урока, я задала традиционный вопрос: «Какие же тайны рассказа мы сегодня раскрыли?» Ученики, к удовольствию гостей, наперебой начали называть элементы композиции, перечислять парадоксы в структуре текста и заглавии, раскрывать значимость сюжета для современного читателя.

____На дом ученикам было задано сочинить и записать начало «неизвестного чеховского рассказа».

АБСОЛЮТНО ВСЕ!

____Звонок с урока. Дети — довольные, возбужденные, что-то бурно обсуждающие — выходят из класса.

____А что же администрация? Что скажет про урок? Слов, оказывается, нет. Поскольку в ортодоксальную схему привычных этапов урок не втискивался, то воспользовались общими фразами одобрения: дескать, «интерактивная методика говорит сама за себя». Про себя же я подумала: «Это режиссура урока говорит сама за себя».

____Но все же без ложки дегтя председатель методобъединения обойтись не смогла. «Но я такие уроки все же не люблю!» — заключила она.

____И не надо! А я считаю, что только на таких уроках и понимаешь, что достучаться можно до каждого: все ученики становятся и умными, и способными, и все всё могут, и работать хотят абсолютно все.


перейти к содержанию подшивки «Учительские РАССКАЗЫ»

..

ДО и ПОСЛЕ открытого урока Учительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

.


2 comments to Рассказы Чехова: Чуть было не пала духом

  • Использование герменевтических и социо/игровых методов действительно позволяет учителю выйти из сложных ситуаций – отсутствия интереса к литературе у детей и непонимания руководства. Описанный урок продемонстрировал это. За что большое Вам Спасибо!
    Однако имеются некоторые комментарии относительно проведения урока и возможных вариантов.
    1) жаль, что отсутствует описание принципа разделения детей на группы. Можно предположить, что дети самостоятельно разделились на группы, которые уже существуют в классе (дети, общающиеся между собой, имеющие общие интересы). На обычных уроках (то есть не на «открытых уроках») это впоследствии может вызвать межгрупповые конфликты, препятствующие реализации социо/игровой модели урока.
    Предлагаем возможные варианты: учитель может предложить детям разделиться случайным образом. Например, по второй букве того места, где они отдыхали летом (способствует сближению ребят).
    2) звон колокольчика является слишком резким способом уведомления детей о переходе от первого этапа урока к следующему, что может нарушить рабочую и творческую атмосферу, в которую были вовлечены дети.
    В качестве альтернативного способа перехода: Вы можете подходить к группам, узнавать, на какой стадии работы они находятся, а также предупреждать ненавязчиво, сколько времени у них осталось (как это делает В.М.Букатов).
    Так как «смена всего и вся» была слабо выражена, то состав команд оказался не динамическим, а постоянным. Для того чтобы привнести элементы движения можно тихим голосом («Кто меня слышит…» – см.: http://www.openlesson.ru/?p=504 ) попросить группы встать и, стоя, продолжать обсуждение, которое постепенно (в течение 2 минут) должно завершиться.
    Для соблюдения ТРЁХ «золотых правил» целесообразно переход от этапа к этапу урока осуществлять как физический переход, как перемещение из-за столов, за которыми они работали к соседним столам (по В.М.Букатову – «смена гнёзд»)
    Относительно принципа «не учить» – действительно присутствует минимальное участие учителя! Это способствует активному вовлечению детей к самостоятельной работе на уроке.
    Спасибо за урок! Спасибо за «педагогическое поле» для читательских размышлений.
    Татьяна Олеговна Иванникова – вып. ф-та Политологии МГУ
    Александр Юрьевич Иванников – вып. ф-та Политологии МГУ
    Андрей Сергеевич Новиков – вып. фак-та Почвоведения МГУ

  • «Урок назывался «Творческая мастерская: тайны рассказа»»
    «разрезанный на части рассказ Чехова «Размазня» (без указания названия). Команды приступают к восстановлению текста.»
    «предлагается придумать название рассказу и записать его на доске.»
    «экспозиция, завязка, кульминация, развязка и заключение, — приступили к поиску в восстановленном рассказе этих элементов»
    «В конце урока дискуссия развернулась вокруг личного отношения учеников к случаю, рассказанному Чеховым.»
    ««Какие же тайны рассказа мы сегодня раскрыли?» Ученики, к удовольствию гостей, наперебой начали называть элементы композиции, перечислять парадоксы в структуре текста и заглавии, раскрывать значимость сюжета для современного читателя.»
    ««Но я такие уроки все же не люблю!» — заключила она.
    И не надо! А я считаю, что только на таких уроках и понимаешь, что достучаться можно до каждого: все ученики становятся и умными, и способными, и все всё могут, и работать хотят абсолютно все.»

    Эх, Антон Павлович, хорошо, что вы это не видите! Хотя… сюжет вполне достоин вашего рассказа…

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика