меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Многообр. млекопитающих (6кл)

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих достижениях в социо-игровой стилистике

Сам себе РЕЖИССЁРБИОЛОГИЯ
__________________________________

Анастасия Широкова
(факультет почвоведения МГУ,
отделение экологии, 4 курс)
о проведенном в школе уроке
по интерактивной технологии обучения

Письмо-отчет по курсу профессора В.М.Букатова
«Режиссура урока»

Сафари, или полет ученических душ на уроке биологии в 6 классе

Сразу поясню:  название – плагиат Дины Рубиной, смысл которого очень подходит к тому, о чём я собираюсь рассказать.

Мне предстояло проводить урок «Многообразие млекопитающих», для осуществления которого я с радостью вошла в свою школу – с намерением отыграть роль, но на другом поприще.  Договорилась со своим преподавателем биологии, отобрала у нее 6й класс. Правда, слух об этом проекте достиг иных ушей – и у нас была прибавка из параллельных классов в размере пяти человек (что меня уже порадовало – все-таки «прибавка» разрядит обстановку, да и «незнакомостей» станет чуть больше).

Когда ученики затолкались в класс после большой перемены, то долго не могли успокоиться. Поэтому мною был применен «Кто меня слышит…» Сначала  на меня уставились только ребята, сидевшие прямо передо мной. А я медленно ходить вдоль доски и тихонько приговаривала. И буквально через полминуты – когда я прошептала, чтобы те, кто меня слышат, взяли за руку своего соседа – на меня в полном молчании смотрело три ряда изумлённых учеников, держащих соседа за руку на манер ручейка.

Я представилась и объявила тему урока. Один мальчик спросил, что такое «сафари». Вместо ответа я стала выяснять, кто в классе может объяснить? Оказалось, что знающие сей момент все-таки есть. Желающих я  пригласила к доске – на крыльях с обратной стороны они должны были нарисовать значение слова.

Не сговариваясь, одна из вызванных нарисовала толпу разномастных животных и подписала их, а второй – нарисовал джип и человека с ружьем. Под такие картинки словесное значение слова запомнилось прекрасно (что прекрасно подтвердилось тем, что немало человек в течение занятия употребляли его абсолютно верно).

Следующим заданием были  «Колечки» – для чего попросила всех выйти на свободное место вдоль доски. Выходили достаточно шумно, но явно весело. В итоге я получила 4 команды (по 6-7 человек). Особо не передвигая столы, они сгруппировались вокруг двух парт (с перестановкой мебели в незнакомом классе я бы справиться не смогла).

По команде группы открыли книжки на заданной странице из темы про млекопитающих и разразилось «Видимо-невидимо».  В качестве примера – пять  слов, выбранных одной из групп:

Кошка
Позвоночник
Млекопитающее
Становление
Качественный

Эти слова были переплетены на листе, чтобы потом соседи, глянув на «арабеску», как можно точнее изобразили бы её.

Слова каждой командой изображались на листах формата А3. По времени всё задание заняло раза в 1,5 больше времени, чем надо. Но в увлеченности и активности работы ни одной из групп все равно отказать не могу.

Когда ребята закончили это упражнение, я раздала им отпечатанные на А4 черно-белую картинку с изображением огромного количества животных, спрятанных в зарослях, стоящих на полянах и т.д. И мы стали проводить сафари-эстафету, то есть «охотились» на животных, изображенных на рисунке.


Происходило это так. От каждой команды по очереди к доске выбегали посыльные и в хаотике (так как колонок для каждой группы с специально не выделяла) и любом направлении записывали названия животных. Но у каждой команды был свой цвет мела.

Ровно через 3 минуты (несмотря на то, что перечень животных явно не был исчерпан) прозвучал сигнал СТОП. Командам было предложено:

1) найти животных, название которых было записано а) мелками 4-рёх цветов (то есть их нашли все 4 команды) и б) только 1 раз;

2) найти орфографические ошибки (любых команд – кто больше?).

Справились. Тогда для разрядки и «разграничения» упражнений поиграли в «руки-ноги», вызвав бурю смеха над своими и чужими ошибками. У класса на удивление получалось всё неплохо.

Далее по конспекту я собиралась провести задание, в котором у утконоса мы бы искали признаки птицы, зная, что это млекопитающее. Однако поняла, что времени не хватит, и пропустила его.

Целых 3 минуты потратили, чтобы команды поменялись насиженными партами – тогда я еле выдержала, считая, что это было излишне… Сейчас я уже так не думаю, потому что «шапку вопросов» можно проводить и в индивидуальном и в командном выполнении. Учителя обычно предпочитают – индивидуальное, тогда как В.М.Букатов настойчиво рекомендует командное…

Итак, заключительным  номером была «шапка вопросов». С этой целью я притащила очень смешной колпак мага, в котором ребята увидели Шляпу Волшебника из Гарри Поттера и были в восторге. Поскольку класс получился немаленький, я предложила каждому в команде  по собственному выбору сочинить вопрос одной из трёх категории, указанных на доске:

1. Вопрос, проверяющий знание текста параграфа. (О, как же они рьяно восстанавливали то, что подзабыли к концу урока!)

2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать и мнение соседней команды. (Наибольшее количество)

3. Каверзный вопрос учителю. (Написал только один человек. Вопрос  забавный: «Почему почти у всех млекопитающих есть шерсть и их за это должны больше любить?», хотя в чем тут каверза я не догадалась. У него на уроке спрашивать я не стала, а потом – не получилось).

Командами мы проработали 7 вопросов – на что ушло 3 минуты и урок закончился. Я поблагодарила ребят за активность и попросила подровнять парты. Они быстро это сделали и вернули на место стулья, перетащенные командами  для удобства работы.

Ребятам понравился урок: уходя, они говорили «спасибо» так радостно, что мне хотелось петь от восторга. Через 2 дня у них состоялся следующий урок, после которого я созвонилась с учительницей. Она сказала, что ребята спрашивали – будут ли у них ещё такие «весёлые занятия». А еще, что она тоже поиграла с ними в «руки-ноги». Причем ребята сами перед уроком объяснили ей, как это делается. Надеюсь, что те «руки-ноги» были полезны для всех…

Не думаю, что я все грамотно провела с точки зрения социо-игровой «режиссуры урока» и(или) драмогерменевтики. Но у меня ещё будет возможность поработать в этом направлении. Вячеслав Михайлович, спасибо за знания!

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих достижениях в социо-игровой стилистике

Сам себе РЕЖИССЁРБИОЛОГИЯ

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика