Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Воротá с «перетянýшками»

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

______________________________________

Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)

Воротá с «перетянýшками»

В книге Якуба С. К. «Вспомним забытые игры» автор, обращаясь к юным читателям, пишет следующее (текст приводится с небольшими сокращениями):
«Думается, мало кто из нынешних ребят слыхал об этой игре. А между тем, это очень старая и весьма любопытная игра. В неё часто играли в прошлом веке, да и во времена моего детства ещё помнили и любили её.
Играть в «Воротá» можно и мальчикам, и девочкам разного возраста и в любом месте, И число участников не ограничивается, лишь бы вас было не меньше двенадцати человек».

«Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые буду изображать из себя «ворота». Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто как будет называться. Мы чаще всего брали себе названия цветов или деревьев, например, «василек» и «ромашка» или «сосна» и «елка». А иногда и что-нибудь другое придумывали «день» или «ночь», «яблоко» или «груша», «солнце» или «луна» (и почему-то часто брали «луна» и «месяц», как будто это не одно и то же!). Но главное – чтобы названия были красивые и приятные на слух. Называться «крапивой», «лопухом» или какой-нибудь «редькой» не советую – наверняка проиграете.

Потом они должны условиться, за кем из них будет «рай», а за кем «ад». Здесь необходимо некоторое пояснение. Раньше ведь люди верили, что на небе находится рай и там живут ангелы, а под землей – в аду – черти обитают. «Ворота» – игра старинная, и придется вам поиграть и за ангелов, и за чертей.

Пока идет сговорка, остальные ребятa становятся друг за дружкой гуськом и каждый кладет свои руки на плечи стоящего перед ним. Постарайтесь при этом встать приблизительно по росту, чтобы маленькому не пришлось класть руки на плечи большого. Первым в цепочке будет самый младший. Он называется «маткой», потому что будет водить всех остальных. А если все ребята примерно одинакового роста, то впереди становятся девочки, а позади – мальчики. Почему так, вы поймете из дальнейшего описания игры.

Затем надо сделать «ворота». Те двое становятся лицом к лицу на расстоянии шага и берутся за руки. Игра может начинаться.»

«Матка подводит цепочку к воротам, останавливается и говорит:
Просим вас,
Пропустите нас
через ворота!
«Ворота» хором спрашивают:
– Что дадите?
Матка предлагает:
– Последнего хотите?
«Ворота» милостиво соглашаются:
– Ну, идите…
И поднимают руки, открывая ворота.

Руки надо поднимать повыше и, конечно, не расцепляя их.
Матка проходит в ворота первой и влечет за собой всю вереницу. Ворота честно всех пропускают, но когда проходит последний, опускают руки так, чтобы он оказался между их руками. Вереница уходит вперед, а пойманного «ворота» потихоньку спрашивают: «К клену или к березе?» Отвечать надо тоже тихо, чтобы в цепочке не услышали.

После того, как выбор сделан, пойманного выпускают из кольца рук, и он становится сзади «клена» или «березы». Очень бывает приятно, когда угадаешь и попадешь к тому, к кому хотелось!

А цепочка в это время не останавливаясь делает круг, и матка, увидев, что пойманный уже встал на место, снова ведёт всех к воротам. Говорятся те же слова, и ещё один последний из вереницы убавляется.
Так цепочка и ходит через ворота, с каждым разом становясь все короче и короче. Но за то по одну и по другую сторону ворот ребят все прибавляется. Наконец матка одна подходит к воротам и после выбора отправляется направо или налево…

Вот тут «ворота» и объявляют, кто из них был раем, а кто – адом. Ну и, соответственно, кто из играющих попал в ангелы, а кто в черти!

Дальше начинается самая веселая часть игры.
Так как черти и ангелы терпеть друг друга не могут, между ними должна произойти борьба: кто кого перетянет (по-нашему – «перетянушки»).

Для этого «ворота» проводят между собой по земле черту и крепко берутся за руки. А все остальные обитатели рая и ада прицепляются за своими предводителями, причем каждый охватывает стоящего перед ним за талию. Как только встали, «ворота» командуют: «Давай!». И начинается перетягивание. Перетягиваться надо до тех пор, пока одна партия не перетянет всех других за черту. А когда все черти попадут в рай или всех ангелов черти утащат в ад, игра заканчивается.»

«Теперь несколько необходимых добавлений. Как вы уже заметили, сначала отделяются и становятся за воротами ребята из хвоста цепочки, то есть самые большие, а под конец – маленькие. В таком порядке и надо сцепляться для перетягивания. Иэто очень правильно, ибо если сцепиться как попало, то впереди может оказаться слабый игрок, руки у него не выдержат, расцепятся, и все, кто был сзади, повалятся на землю. Поэтому и надо, чтобы заворота ухватился самый сильный из мальчиков за ним послабее, а последней была самая маленькая девочка.
Помните «Репку»? «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут…»
Мудрая сказка, ведь только так и можно было вытащить репку!
Впрочем, ещё Пушкин написал:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Далее. Когда с одной стороны набирается гораздо больше ребят, чем с другой, то торжествующие вопли победителей раздаются очень скоро. А вот если силы окажутся примерно равными, борьба идет не на шутку! Все кричат, тащат изо всех сил, то туда на шаг сдвинется вся орава, то в другую сторону подастся. Предводители подбадривают, упрашивают: «Тащите же, черти!» или «Давай, давай, ангелы! Наша берет! Ура-а-а!..»
При такой упорной борьбе главное – крепко держаться. Самые большие усилия приходится выдерживать «воротам», поэтому они должны руки сцеплять «в замок», то есть схватить своими ладонями запястья другого, причем руки у них будут крест-накрест, так удобнее. А всем остальным надо переплести свои пальцы на животе у предыдущего, крепче будет. Тем более, что если один из игроков не устоит на ногах и упадет, вся его партия считается проигравшей.»

«Если захотите сыграть ещё раз, то новые «ворота» вам выбирать уже не надо – ими становятся двое самых больших ребят из райских обитателей, независимо от того, выиграли они или проиграли. Понятно, что новые «ворота» всегда должны менять свои названия.

Вот и все. Попробуйте поиграть, и, уверяю, что шуму, крику и веселья вам будет достаточно, даже слишком!» (Материалы из книги С.К.Якуба также см.: Горелки, Растеряхи (змейка), Выбор водящего (разные виды жеребьёвок) и др.)


Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

Яндекс.Метрика