Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников
_________________________________________________________________________
Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)
Деление на команды (объединение в «малые группы»)
Через работу в постоянных и временных микрогруппах — игровых командах — уменьшается дистанция между детьми, которые начинают находить подходы друг к другу. В некоторых случаях они открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела, которым занята малая группа (команда).
Если воспитатель по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими детьми это может ощущаться как навязывание чужой воли. Тогда работа в такой назначенной «свыше» компании будет восприниматься некоторыми детьми даже негативно.
Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок (см.: Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)). На занятиях полезно использовать те виды жеребьёвок, которыми дети раньше пользовались во время своих игр во дворе.
Разрезанная открытка. Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.
Каждый из участников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно – оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» – книжки, рабочие альбомчики, карандаши и ручки, листы бумаги и т. п.).
Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии и посыльный рисует символ-эмблему на доске (или первую букву из названия, если может). После того как все компании выведут мелом первые буквы своих командных названий (пользоваться подсказками и заглядывать в книжки и Азбуки – можно!) или изобразят нужные эмблемы, воспитатель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).
Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к воспитателю.
Благодаря подобной форме объединения детей в микрогруппы (игровые команды), само объединение ученики воспринимают как абсолютно самостоятельное.
Вариант «Грибы и лукошки» см. в параграфе «Мудрость традиционных жеребьёвок» в статье «О педагогическом потенциале микрогрупп», помещённой в первом разделе Карманной энциклопедии.
В заплатки (способ деления на две команды). Все дети парами расходятся по комнате, чтобы тайком от других договориться о «выборе». Потом каждая пара подходит к ведущему и произносит зачин:
– Мати-мати, чьи заплати? (есть и другие варианты зачина)
Ведущий отвечает: – Мои!
После этого загадывающая пара предлагает ведущему свой «выбор»: солнце-или-дождик, поезд-или-самолет, капуста-или-лук и т. п. Причем договорившимся эти слова нужно произнести не только слаженно и громко, но и сыграть «сценку-фотографию» (один одно, другой другое – по уговору; вариант см.: Превратился сам).
Ведущий, отгадывая какое из произнесенных слов кем было сыграно, забирает одного из этой пары в команду № 1 и отправляет другого в команду № 2. И так, пока вся группа не будет разделена.
На занятиях в подготовительной группе можно условится, что сегодня все будут загадывать только одушевленное или неодушевленное. Или если один загадывает что-то из одушевленного, то другой – обязательно что-то из неодушевленного.
Подобных вариантов может быть очень много: и съедобное–несъедобное, и плавает–тонет, или только цветы, а может быть и даже события (обед-или-тихий час, Новый год-или-Пасха, день рождения-или-генеральная уборка) или названия книжек, стихов, сказок и т. п.
Подобный способ деления дает возможность каждому ребёнку что-то сыграть без боязни, так как подобное игровое перевоплощение нужно не само по себе (что некоторым детям может казаться страшным), а всего лишь как вспомогательное задание для объединения в команды.
Интересен способ деления на две команды, подробно описанный в книге «Вспомним забытые игры» (см.: Ворота с «перетянушками»).
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников