меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Козьма ПРУТКОВ: Плоды раздумья

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаДом ЛИТЕРАТУРНОГО творчества«Комната» СМЕХА
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ

__________________________________

ПЛОДЫ РАЗДУМЬЯ: МЫСЛИ И АФОРИЗМЫ (фрагменты)

Портрет Козьмы Прутков
был создан к несостоявшемуся
изданию 1853/54 годов
тогдашними студентами Академии художеств
Левом Михайловичем Жемчужниковым,
будущим профессором Александром Егоровичем Бейдеманом
и Левом Феликсовичем Лагорио

‹◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊›

Козьма Прутков — псевдоним
творческого содружества литераторов.
Его создали и под этим именем писали
Владимир Михайлович Жемчужников,
Алексей Константинович Толстой,
Алексей Михайлович Жемчужников
и Александр Михайлович Жемчужников
при участии Петра Павловича Ершова
(автора сказки «Конек-горбунок»)

ДОСЬЕ АВТОРОВ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА

‹◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊›

ПЛОДЫ РАЗДУМЬЯ

Самый известный и любимый интеллектуальным читателем жанр творчества Пруткова — афоризмы — впервые материализовался в 1854 году в переплетах журнала «Современник», №2 и №6, но этим не ограничился. Неистощимость афористической мысли сочинителя с новой плодоносностью взросла в 1860 году в «Искре», №26 и №28, и в «Полном собрании сочинений» 1884 года, радуя ценителей острой шутки, как новыми раздумьями, так и свежими версиями старых.

По цитируемости афоризмов и влиянию на развитие жанра Козьма Прутков не имеет себе равных, как в традиционных издательских форматах, так и виртуальной реальности: он значится в первой сотне самых популярных в политике, науке, спорте, искусстве имен русскоязычного Интернета, среди таких титанов пера или острой мысли и прочего, как Пушкин, Грибоедов, Толстой, Достоевский, Гоголь, Чехов и т.д.

По материалам www.kozma.ru

‹◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊›

ПЛОДЫ РАЗДУМЬЯ: МЫСЛИ И АФОРИЗМЫ
(фрагменты)/ Козьма Прутков

1. Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни.
2. Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою,
на поверхности которой плавает челн, иногда укачиваемый тихоструйною
волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый
о подводный камень. — Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на рынке
скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?
3. Никто не обнимет необъятного.
4. Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною еще
большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы еще меньшая.
5. Смотри в корень!
6. Лучше скажи мало, но хорошо.
7. Наука изощряет ум; ученье вострит память.
8. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
9. Самопожертвование есть цель для пули каждого стрелка.
10. Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо,
а иногда дурно.
11. Слабеющая память подобна потухающему светильнику.
12. Слабеющую память можно также сравнивать с увядающею незабудкою.
13. Слабеющие глаза всегда уподоблю старому потускневшему зеркалу,
даже надтреснутому.
14. Воображение поэта, удрученного горем, подобно ноге, заключенной
в новый сапог.
15. Влюбленный в одну особу страстно — терпит другую токмо по расчету.
16. Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.

‹◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊›
64. На дне каждого сердца есть осадок.
65. Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так, от курящего табак
нередко пахнет духами.
66. Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;
но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
67. Никто не обнимет необъятного!
68. Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить.
69. Два человека одинаковой комплекции дрались бы недолго, если бы сила
одного превозмогла силу другого.
70. Не все стриги, что растет.
71. Ногти и волосы даны человеку для того, чтобы доставить ему постоянное,
но легкое занятие.
72. Иной певец подчас хрипнет.
73. Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима
канифоль смычку виртуоза.
74. Единожды солгавшы, кто тебе поверит?
75. Жизнь — альбом. Человек — карандаш. Дела — ландшафт. Время —
гумиэластик: и отскакивает и стирает.
76. Продолжать смеяться легче, чем окончить смех.
77. Смотри вдаль — увидишь даль; смотри в небо — увидишь небо;
взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.
78. Где начало того конца, которым оканчивается начало?
79. Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь.
80. Если хочешь быть счастливым, будь им.
81. Не в совокупности ищи единства, но более — в единообразии разделения.
82. Усердный в службе не должен бояться своего незнанья; ибо каждое
новое дело он прочтет.
83. Петух пробуждается рано; но злодей еще раньше.
84. Усердие все превозмогает!
85. Что имеем — не храним; потерявши — плачем.
86. И устрица имеет врагов!



‹◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊›

.
ДОСЬЕ
АВТОРОВ

Козьмы Пруткова
Владимир Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [11 (23)апр 1830 — 1884]
русский писатель, в отличие от других создателей Пруткова писавший только под его именем. Ключевая роль в создании образа Козьмы Пруткова принадлежит именно Владимиру Жемчужникову, не только предложившему писать вместе под вымышленным именем, но и сочинившему биографию псевдонима, и ставшему автором или соавтором почти половины творений с установленным авторством его создателей. После многолетних попыток опубликования собрания сочинений Пруткова, неоднократно срывавшегося в течении 30 лет по самым невероятным причинам, в последнем в своей жизни 1884 году он издал-таки том сочинений Козьмы Пруткова, сохранив для нас образ, вероятно, затерявший бы свою цельность в старых журналах. Его перу принадлежат «Немецкая баллада», «Разница вкусов», «Поездка в Кронштадт», «Мое вдохновение», «Аквилон», «Проект: о введении единомыслия в России» и т.д. Кроме того, значительную часть сочинений Пруткова написал с совместно с братьями и Алексеем Толстым. Единственное из написанного им и не относящееся к сочинениям Пруткова — его «Записки». Они опубликованы после смерти писателя.
Алексей Константинович ТОЛСТОЙ [24 авг(5 сент)1817 — 1875]
граф, русский поэт, прозаик, драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1873). Судьба самого известного из создателей Пруткова писателя не уступала в фантастичности книжным биографиям его персонажей. Его изящность сочеталась с силой богатыря, гнувшего подковы и вилки винтом, а эти молодецкие забавы не мешали высоким гражданским поступкам. Он организовывал ополчениние в Крымскую войну и вступил в стрелковый полк, где едва не погиб от тифа, а потом женился на своей спасительнице. Его заступничество спасло от ссылки его друга Тургенева, благодаря давней близости с царской семьей: с восьми лет он был друг детских игр наследника престола Александра (II), а в девять, сидя на коленках у старина Гете в Веймаре, видимо, получил благословение от творца Фауста в разгар его творения и еще в молодости стал родоначальником русского мистического триллера («Упырь», 1841, опубликован его другом Владимиром Соловьевым в 1900). Автор баллад, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»), сатирических поэм «Грешница» (1858), «Иоанн Дамаскин» (1859) и опубликованных посмертно — «Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева» (1878) и «Сон статского советника Попова» (1882), баллад и сказаний («Василий Шибанов»), исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). В соавторстве с Алексеем Жемчужниковым написал пьесу «Фантазия» — первое творение Пруткова, для которого им написаны самостоятельно «Эпиграмма № 1», «Юнкер Шмидт», «Письмо из Коринфа», «Древний пластический грек», «Память прошлого», «Мой портрет» и, предположительно, «Философ в бане». Остроумнейший «Путник» Козьмы Пруткова среди пародий не менее значителен, чем среди лирических стихов вдохновившие его популярные «Колокольчики мои» А. К. Толстого, получившие в автопародии неожиданное продолжение.
Алексей Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [10 (22) февраля 1821 — 1908]
русский поэт некрасовской школы, почетный академик Петербургской АН (1900), получивший это звание в числе первых четырех русских писателей вместе со Львом Толстым, Чеховым и Короленко. Литературной критикой считался совестью русской интеллигенции. Завершили творчество патриарха великого века русской словесности «Песни старости» и «Прощальные песни» спустя полстолетия после его дебюта в «Современнике» с комедией в стихах «Странная ночь» в 1850 году. В том же году в соавторстве с А. К. Толстым написана пьеса «Фантазия», запрещенная к показу после премьеры, — первое творение Козьмы Пруткова еще до возникновения этого псевдонима, для которого писал самостоятельно «Древней греческой старухе...», «В альбом N. N.», «Стан и голос», «Чиновник и курица» «Сродство мировых сил», «Помещик и садовник», «Помещик и трава», «Блестки во тьме», «Перед морем житейским» и написанное за год до смерти в возрасте 86 лет «Посмертное произведение Козьмы Пруткова».
Александр Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [13 (25) июня 1826 — 1896)
русский писатель. Отличался литературным озорством среди клевретов Козьмы Пруткова. Первая басня Пруткова «Незабудки и запятки», появилась еще без его подписи, придуманная Александром Жемчужниковым «для шутки». Творческие искания Александра во многом сделали самого Пруткова. Именно он научил «неудачника» драматурга писать стихи и басни, способствовал философизации мысли и одарил талантом мистика, сделав Пруткова первым литератором, вещавшим с того света. Публикация им своих творений под именем Пруткова без согласия других авторов вызывала протест брата Владимира, лоббировавшего в группе целостность псевдонима. Александру не хватало места под альмавивой образа, благодаря ему ставшего необъятно широким. Время показало, что эта широта смогла вместить все новаторское, не нарушая концептуальности, ибо необъятность и стала фундаментом концепта. Им написаны «Незабудки и запятки», «Азбука для детей», «При поднятии гвоздя близ каретного сарая», «Любовь и Силин», «С того света», «Простуда», «Я встал однажды рано утром...», «Сестру задев случайно шпорой...», «Некоторые материалы для биографии К. П. Пруткова», «Выдержки из моего дневника в деревне («На горе под березкой лежу...» и «Желтеет лист на деревах...»)».
Петр Павлович ЕРШОВ (1815 — 1869)

русский писатель. Автор знаменитой стихотворной сказки «Конек-Горбунок» (1834, полное издание в 1856). Во время Русско-Турецкой войны находившийся на службе Владимир Жемчужников был командирован в Тобольскую губернию и познакомился в Тобольске с жившим там П. Ершовым, а известный сказочник познакомился с Прутковым, и, в свою очередь, познакомил Владимира Жемчужникова с прежними своими шутками и передал ему свои куплеты — стихотворную сцену «Черепослов, сиречь Френолог» — и, сказав, что уже стар и ничего не напишет, просил куда-нибудь их поместить, что и было сделано. Пьеса «Черепослов, сиречь Френолог» с успехом шла на комедийной театральной сцене начала 20 века и не потеряла актуальности.

Сочинения Козьмы Пруткова, написанные коллективно 

Алексеем Толстым и Алексеем Жемчужниковым:
«Фантазия», «Осада Памбы», «Доблестные студиозусы», «Желание быть испанцем», «Звезда и брюхо»

Алексеем и Александром Жемчужниковым:
«Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки», «Червяк и попадья»

Владимиром, Алексеем Жемчужниковым и Павлом Ершовым:
«Черепослов, сиречь Френолог», 

Александром, Алексеем и Владимиром Жемчужниковым:
«Блонды»

Алексеем Толстым и Владимиром Жемчужниковым:
«На взморье»

Владимиром и Алексеем Жемчужниковым:
«Честолюбие»
По материалам сайта www.kozma.ru
Яндекс.Метрика