меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Рождественский ВЕРТЕП с уличным фейерверком

Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»

________________________________

Учебно-воспитательный комплекс ДАВЫДОВО
православной общины «Преображение»
при храме Владимирской иконы Божьей Матери села Давыдово
(Ярославская обл., Борисоглебский р-он)

Традиционный
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП
с
праздничной вечёркой
и уличным фейерверком

в селе Давыдово

с о д е р ж а н и е

1.  И снова случилось чудо (о давыдовском Вертепе в 2011 году). Алина Бадаева

2.  Письменный отзыв Вовы Архипова (зритель, 10 лет)

3.  Письменный отзыв Даши Литвинчевой (зритель, 16 лет)

4.  Что такое вертеп? Олеся Гладкова (регент храма и этномузыколог)

◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊

И снова случилось чудо
(о давыдовском Вертепе в 2011 году)

Алина Бадаева

 

К Вертепу готовились долго!
Поясню, что вертеп — это переносной кукольный театр для показа мистерии Рождества Христова.

Специалистам известно много разновидностей вертепов, но в основном это были довольно большие (в рост человека или чуть меньше) ящики, обтянутые материей, оклеенные разноцветной бумагой или расписанные затейливыми узорами. У нас в Давыдово вертеп достаточно простенький, но «многоразовый» и как положено – двухэтажный.

К показу спектакля настраиваться мы начинаем заранее. Учим слова и песни. Шьём куклы. Подновляем украшение ящика.

Но вот, наконец, 8 января в нашей трапезной собралось много-много людей — и своих и гостей и друзей! Зрители расселись по лавочкам, а за сценой артисты, волнуясь, последний раз повторяли текст и зажигали свечи.
В яркой шапке с бубенчиками вышел вперед Сеня-скороход и звонко продекламировал:

Почтеннейшая публика!
Ешьте пряники, жуйте бублики!
Сегодня Великое Торжество –
Христа Бога Рождество!
А мы вам покажем в лицах:
Трех царей персидских,
Царя Ирода грозного и безобразного
И еще много разного!

Начинаем-начинаем!
Наш театр открываем!


«Почтеннейшая публика» прекратила возиться, а просто-таки замерла в ожидании. Торжественно прозвучал тропарь праздника, в зале воцарилась полная, почти звенящая тишина. За кулисами — собранность и порядок. Казалось, что вся жизнь сосредоточилась в маленьком деревянном ящике, освещенном гирляндой и свечами.


«Я умом ходила в город Вифлеем…» – тихо запели девочки, а в деревянном ящичке, снова, как и каждый раз зимой, в эти святые вечера, и так же, как и две тысячи лет назад началась разворачиваться радостное и страшное событие.


И снова случилось чудо — народился Спас роду человеческому! И опять шли поклониться Ему волхвы и пастухи, и снова страшный царь Ирод приказал истребить всех младенцев сущих первенцев.

Снова причитала Рахиль, оплакивая своего убиенного ребеночка. И снова каждый получил свое — убиенные дети оказались в раю, а Ирод проклятый отправился гореть «у аду»!

– Не успел Ирод царь погубить Христа!
Его матерь унесла в потаенные места.
А мы вместе со звездою поедём!
Христу младенцу славу воспоём!

– провозгласил Сеня-скороход, и все радостно вздохнули. А за сценой заиграла гармошка и запели: «Радуйся Адама племе! Бог родился в Вифлееме».

Исполнители с персонажами, которых они «водили» и озвучивали


Но представление на том не закончилось.

– А вот Давыдово село!
Хоть оно и не велико,
Но со всем миром празднует Рождество!

И на маленькой сцене появились куклы, так похожие на жителей Давыдово! Вот тетя Фая «со своей балалаей», вот Горде.., простите, Сергей! Вот «Константиновна» зычно запевает: «Хазбулат удалой, бедна сакля тво-о-оя!» Тишины в зале, конечно уже не было! Смеялись зрители, хихикали за кулисами артисты, особое оживление вызвала кукла, состоящая из целых 9 фигурок — мужской, женской и семерых маленьких — детских: «Здравствуйте, а мы из Рязани! У нас в Рязани грибы с глазами! Их ядять, а они глядять!»
Общее веселье и радость завершились пением любимой колядки, прославляющей Рождество: «Добрый вечер, тоби, пане господаре! Радуйся! Ой, радуйся земле! Сын Божий народился!»

И все отправились на улицу любоваться рождественским фейерверком.Чтобы потом вернуться в нашу трапезную на праздничную вечёру.


А за сим, за словом, бувайте здоровы! До следующих святок!

◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊

Письменный отзыв Вовы Архипова (зритель, 10 лет):

У нас был вертеп, потом мы пошли на фейерверк, фейерверк был не очень интересный.
А потом у нас была вечёрка.
После мы ели, обсуждали и пошли домой. Всё было хорошо.

◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊

Письменный отзыв Даши Литвинчевой (зритель, 16 лет):

Вертеп в этом году был обновлён новыми куклами, поэтому актёрам было тяжело сразу к ним привыкнуть, но они справились (хотя, конечно, репетиции мне было смотреть интересней).
Вертеп получился очень оригинальным, потому что куклы по отношению друг к другу были очень несоразмерными. Но это не мешало, потому что голос, который говорил за куклу, имел для слушателей наибольшее эмоциональное ощущение.
Фейерверк в этом году тоже был, но для меня он показался не таким грандиозным. Потому что мне  нравится, когда он более разнообразный.
Уезжать из Давыдова, как всегда не хотелось…

◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊

.

Что такое вертеп?

Олеся Гладкова
регент храма и этномузыколог

Вот уже шестой год наши давыдовские дети играли старинный рождественский спектакль «вертеп». Что означает это слово (для нецерковных людей имеющее чаще неприличную окраску)? Откуда пошла эта традиция и почему она стала так любима в христианском мире? Ответы мы находим в книге известного театроведа Александра Грефа «Театр кукол».

Вертеп (само слово означает пещеру, в которой родился Спаситель) — не только спектакль, представление театра кукол, но и особая конструкция театральной ширмы в виде многоэтажного ящика. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

Возникнув где-то в глубинах XVI века (древнейшие известные нам вертепные ящики относятся к XVII веку), вертеп, пройдя от Польши к России, через Украину и Белоруссию за три века существования остался почти неизменным: тот же сюжет и те же действующие лица, освященные Священным Писанием и Священным Преданием.

На верхнем этаже «вертепного ящика» изображается Святое семейство, на нижнем — покои Иродового дворца.

Изображение Святого семейства — одна из трогательных картин христианской культуры. Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, склонившиеся над яслями с младенцем Иисусом, волы, овцы, ослик, заглядывающий в окна или робко теснящиеся у входа, коленопреклоненные пастухи, волхвы с дарами, ангелы, парящие над вертепом, и, конечно, сияющая Вифлеемская звезда, все это тысячи раз изображалось, описывалось, воспевалось всеми христианскими народами! Чудо театра вертепа в бесконечном повторении и вариациях одного и того же знакомого и важного действия.

Традиция православия не допускает каких-либо сценических действий с прямым участием Святого семейства: диалогов, манипуляции куклами и прочего.

Святое семейство лишь объект поклонения, шествующих по дуге верхнего этажа пастухов, волхвов, животных.

От имени Господа говорят ангелы, которые напрямую вмешиваются в сценическое действие и определяют его течение. Также играют спектакль и во всем христианском мире — в Испании, Бельгии, Италии, французском Провансе, Чехии, на Балканах, в Польше, Белоруссии…

Большая часть вертепного действа происходит на нижнем этаже во дворце Ирода. Даже само представление вертепа, описанное исследователями народного театра рубежа XIX и ХХ веков, носило название «Смерть царя Ирода». В этом видится особая традиция православной культуры, не позволяющей прямого, а лишь косвенный сценический рассказ о событиях Священного писания.

Вертепные куклы лишены пластики, все их действия построены на диалогах, точнее сказать монологах, поскольку куклы даже (не поворачиваются друг другу, а смотрят в зрительный зал). Вертепное представление опирается на древнейшие театральные приемы античной трагедии, подразумевающие минимум действия при огромной концентрации страстей: рождение Спасителя, избиение тысяч детей на глазах Матери, умерщвление злодея, раскрытые врата ада — все это изображается в вертепе самыми скупыми средствами.

Можно сказать, что вертепное представление существует в воображении зрителей, ибо цель его не повествовать о событиях Библейской истории, которые и так известны каждому в контексте христианской культуры, а вызвать в памяти их образы. В этой скупости, наивности действия, напрямую обращенного к «тайнам сознания», и скрыта его уникальная сила.

.

Рождественский ВЕРТЕП
с праздничным фейерверком в селе Давыдово
(янв. 2011)

.

Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»

____________________________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика