меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Из ЖИЗНИ художника Петрова-Водкина

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»Бим-Бад: ПРОСТО о сложномОтношение к БЕДНОСТИ (в семье и школе)
Сам себе РЕЖИССЁР
МХК и уроки РИСОВАНИЯyчительская ПОДСОБКА

______________________________

Из жизни
К.С. Петрова-Водкина

(1878 —  1939)

Автопортрет (1897)

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, один из крупнейших русских художников ХХ столетия, родился  в семье сапожника (Хлыновск, 1878 ), что не помешало ему стать талантливым живописцем и графиком, автором великолепных мемуаров. Признано, что в его творчестве над всякой изобразительной материей преобладает активное, одухотворяющее эту материю содержание.
Уже в 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба портрета – в Третьяковской галерее).
Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; Смерть комиссара, 1928, Русский музей). Но картина 1919 год. Тревога (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) – на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт.

По материалам Википедии

Калейдоскоп интересных фактов из жизни художника

Биографические материалы  взяты отсюда
в редакционной версии блога «Дневник Парашутов»

Российский и советский живописец-символист, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930) – Кузьма Петров-Водкин родился в семье сапожника.

Известно – если кто сильно “набрался”, про него говорят: пьян как сапожник. А уж когда сапожник носит фамилию Водкин, это и вовсе вызывает улыбку: мол, Бог шельму метит. К шестнадцати годам Сергей Петров-Водкин, будущий отец будущего живописца, а в те времена ученик сапожных дел мастера Акундина, по питейной части не уступал ни учителю, ни собственному легендарному деду Петру, когда-то известному на весь Хлыновск пьянице, прозванному Водкиным (детей Петра нарекали то Петровыми, то Водкиными, а в конце концов образовалась и закрепилась за семьей двойная фамилия). Но тут с Акундиным стало твориться неладное: что-то мерещилось, слышались какие-то голоса. Однажды он взял кроильный нож да и зарезал собственную жену, и сам вскоре скончался в страшных муках. Сергей Петров-Водкин был не глуп и запомнил урок навсегда. И сделался единственным сапожником на весь Хлыновск, в рот не бравшим водки.
Ну а его сын, окончив четырехклассное приходское училище, в 1893 году пошел работать ремонтщиком волжских судов. Потом Кузьма поехал в Самару поступать в железнодорожное училище. Провалив экзамен по сочинению, он, увидев на улице вывеску: «Классы живописи и рисования Ф.Е.Бурова», решил попытать счастья там, и… был принят. Проучился художник в этой школе с 1895 по 1897 год.

Одна из первых картин Кузьмы была сделана по особому случаю. В тот день Кузьма заплыл чуть не на середину Волги, а вернуться обратно не сумел – силы вышли. К счастью, тонущего мальчишку с берега заметил перевозчик Илья Федорович Захаров – лучший пловец в Хлыновске. Он спас Кузьму, а через неделю сам утонул при попытке вытащить из воды еще какого-то бедолагу.
Кузьма взял новую жестянку и нарисовал качающуюся на волнах лодку, головы тонущих людей и небо, пересеченное зигзагами молнии. В углу – надпись: “Погибший за других! Вечная тебе память!”.

Поворот в судьбе будущего художника начался с приезда в Хвалынск знаменитого петербургского архитектора Романа Фёдоровича Мельцера. Он прибыл на Волгу по просьбе его старой знакомой — помещицы Казарьиной, которая хотела попросить Мельцера выстроить для неё очередной особняк. Мать Петрова-Водкина, Анна Пантелеевна, работала у Казарьиной в доме поломойкой, а сам Кузьма – помощником садовника. Однажды мать показала архитектору рисунки своего талантливого сына.
Мельцер был весьма поражён такой живописью и увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где дал хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. Сама барыня Юлия Михайловна Казарьина взялась оплачивать его учение в Петербурге, и потом еще целых восемнадцать лет, до самой своей смерти в 1912 году, выплачивала Петрову-Водкину по двадцать пять рублей в месяц. Кузьма считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».

В Европу художник попал так: получив от Казариной очередные 25 рублей, он уговорил продавца новомодных дорогущих машин – велосипедов – сдать один в аренду. И, перекинув через плечо ремень дорожной сумки (в ней — географическая карта, смена белья, чайник, ящик с красками и маленький револьвер вельдог, специально придуманный для велосипедистов, чтобы защищаться от собак), отправился путешествовать в Варшаву, Прагу, Мюнхен, Геную, Париж… Везде он смотрел во все глаза, слушал какие-то лекции, и не только по живописи… Его вдруг стали интересовать проблемы геофизики и космогонии, и Кузьма из кожи вон лез, чтобы разобраться во всем этом – он, имевший за плечами лишь четырехлетний курс природоведения и арифметики в приходском училище. А кончилось тем, что одно французское астрономическое общество избрало Петрова-Водкина своим почетным членом!
Проехав Европу, половину Африки и четверть Азии, отучившись в нескольких академиях живописи, а также прослушав сотню лекций по геофизике и космогонии, Петров-Водкин вернулся в Петербург и первым делом отправился знакомиться со своим коллегой, художником Бенуа, о котором был много наслышан. Утонченный эстет Бенуа посмотрел на визитную карточку, поморщился и не велел принимать:
– Ну что, право, за фамилия такая – Водкин! А имя-то, имя-то какое! Подумать только: Кузьма! Ему бы в сапожники идти, а ведь тоже мнит себя человеком искусства…

В советское время Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Деятельность в театре начал в 1913 году в театре Незлобина. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913), «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1935, Ленинградский театр драмы им. Пушкина). Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием.
Петров-Водкин. Автопортрет 1926-27. Русский музей
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. Если в 1910–1915 годах он преподавал в частной школе Е.Н.Званцевой, то с 1918 по 1933 г. Петров -Водкин преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских в Петрограде (Ленинграде) и в Академии художеств.
Не считая эпизода, когда Кузьму Сергеевича вместе с Пришвиным и Блоком чуть было не расстреляли по подозрению в причастности к левоэсеровскому бунту (дело кончилось двумя днями ареста), жаловаться на революцию художнику не приходилось.

Петров-Водкин занял ответственный пост в ленинградском совете по делам искусств, сделался профессором Академии художеств и председателем правления Ленинградского союза художников. И долгих пятнадцать лет с упорством и жестокостью диктатора насаждал в качестве единственной методики свою трехцветную систему.
Некоторые преподаватели ненавидели эту систему и называли её  “трехплёткой”. В конце концов, из-за неистового Кузьмы Академию были вынуждены покинуть такие корифеи  рафинированного искусства, как Бакст и Добужинский. Близкий к ним Сомов в своё время говорил про Кузьму Сергеевича: “тупой, претенциозный дурак”. Но и это не помешало Петрову-Водкину стать одной из весьма значимых фигур в искусстве ХХ века.

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»Бим-Бад: ПРОСТО о сложномОтношение к БЕДНОСТИ (в семье и школе)
Сам себе РЕЖИССЁР
МХК и уроки РИСОВАНИЯyчительская ПОДСОБКА

.

Яндекс.Метрика