Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
_________________________________________
Оболенская средней общеобразовательная школа
Серпуховского района Московской области
Урок МАТЕМАТИКИ
на школьном дворе (2 кл)
Тема: «Умножение»
учитель: Е.В.Абрамкина
2 кл (24 человека)
◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊
Весна. Солнце щедро льёт своё тепло на землю. В воздухе аромат цветущей природы и … урок математики в душном классе. Всё. Хватит! Идём на улицу.
◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊
Быстренько переоделись, переобулись. И вышли из помещения школы на школьный двор. (После Экскурсии ЗА УГОЛ почему бы ЗА УГЛОМ не быть и нашему уроку? Тогда будет и ДВИЖЕНИЕ, и СМЕНА МИЗАНСЦЕН. Остаётся только работу ПО ГРУППКАМ организовать…)
Даю первое задание: за 1 минуту «найти» несколько своих чисел (то есть что-то посчитать из того, что есть на школьном дворе).
У каждого – мел. Все числа записываем на одной из плит у нас под ногами (наш школьный двор весь выложен бетонными плитами прямоугольной формы).
◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊
Сигнал (свисток) и следующее задание. Нужно подготовить себе «тетрадный разворот» (провести линию по середине плиты) и на одной из «страниц» записать различные неравенства, используя «найденные» числа.
Время ПОШЛО! (1 минута)
Вот так тетрадочки!
Все увлечены заполнением страницы в своей тетради
Свисток. ПРОВЕРКА.
Но вот незадача – 24 «тетради» и каждый хочет, чтобы сначала проверили именно его. Выручает считалка. Передвигаясь по клеточкам-тетрадям, хором произносим простенькую считалку: «Стакан, лимон, выйди вон».
Где остановились – там проверка. Обиженных нет. Всё по-честному.
Ошибки выискивали «всем миром». И к удивлению «исполнителей» они действительно обнаруживались!
Вот неравенства, составленные Алёной Б. Вроде бы всё правильно, а ребята не согласны. Ну конечно, Алёна оказывается невнимательно слушала задание и составила неравенства только из своих чисел, а не из найденных другими.
(Надо сказать, что требование точно следовать заданию только недавно стало выполняться большинством ребят в классе. А то ведь как: выслушал только половину задания, остальное додумал сам, вот «в среднем» и получается, что задание выполнил правильно. Отсюда трудности при выполнении контрольных работ, точнее при их оформлении. И главное море ненужных вопросов.)
◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊
Перед следующим заданием провожу игру: «Все, кто меня слышит, … поднимите одну руку… повернитесь к солнцу спиной… подпрыгните на месте три раза … и т.д.». Завершающим эту «тихую» цепочку подвижных заданий было: …кто меня слышит… встаньте в круг.
Объявляю «Похвалюшки». Я – в центре круга. Хвалюсь:
– А я знаю, что 2 умножить на 2 равно 4», – и бросаю мяч Полине.
– А я знаю, что 2 умножить на 9 – восемнадцать», – говорит Полина и возвращает мяч мне.
И так каждый получает возможность похвалиться своими знаниями таблицы умножения (хотя «официально» таблицу мы ещё не изучали)
Автокомментарий. Сейчас понимаю, что, возможно, контролирующей инстанцией должна была быть не только я, но и кто-то из детей, выбранных тем или иным способом…
– А теперь вспомним свои числа и выстроимся в порядке их возрастания!
После построения:
– На ПЕРВЫЙ-ТРЕТИЙ рассчитАЙсь!
Так мы объединились в 3 команды по 8 человек.
◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊
Началась математическая эстафета. На трёх лавочках лежат листы с примерами. Нужно подбежать, решить пример и передать фломастер следующему в своей команде.
Проверяли опять все вместе. И опять бальзам на душу. Когда начали пересчитывать примеры, реплика Даши остановила начавшийся процесс:
– Можно же сначала сравнивать ответы всех команд, а если будут несовпадения , то тогда и пересчитывать этот пример.
Всем классом взялись за дело: сравнивали, обсуждали, доказывали. Спорили все, но в результате все и остались довольны.
◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊
Следующее задание: посыльные получают по одному примеру на умножение
3•2 2•3 4•2
Прежде чем посчитать, нужно «живыми картинками» проиллюстрировать запись.
ВРЕМЯ: 1 минута.
Автокомментарий. Я-то думала, что дети умножение заменят сложением, то есть, например, дважды встанут по три и т.д. А они «хитрее» оказались. И проиллюстрировали не ход рассуждения, а саму запись (как и было мною сказано). Правда «живые» примеры получились очень выразительными. В одном команды даже ошибку заметили (цифра 6 смотрела не в ту сторону). Отлично!
«Живые» примеры (4•2=8)
◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊
Новое задание было уже для всего класса: «В 5 пакетах по 3 картошки. Сколько всего картошек?» Изобразите и найдите решение.
Руководство процессом составления живой иллюстрации берет на себя Надя Д.
Автокомментарий. Опять мне помешал страх, что ничего не успеем. Теперь вижу, что руководителя нужно было бы выбрать. В следующий раз обязательно продумаю этот щекотливый момент.
Потом тройки картофелин «начали» объединяться (см. фото).
Объединение картофелин из разных пакетов
Все вместе теоретизируем: как узнать общее количество картофелин в 5 пакетах? Выслушиваем варианты. Обсуждаем, как лучше: 3-жды пять или 5-ью три? Равнодушных нет. Высказываются, доказывают друг другу.
– А какой формы наш «пакет»? – спрашиваю я. И слышу дружный хор:
– Прямоугольной.
И тут Юля (обычно витающая в облаках):
– Можно мне доказать?
– Конечно. ( Ур-р-р-а!)
◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊
Опять объединяемся в свои команды. У каждой метровая линейка.
– А вот последнее задание сформулируйте-ка сами, – хитро улыбаюсь я.
«Сложить все стороны», «измерить длину», «найти сумму»… Помогаю :
– …сумму всех длин сторон прямоугольника. ВРЕМЯ: 2 минуты.
(С понятием периметра ребята познакомились совсем недавно, поэтому четко сформулировать задание пока не получилось. Ну ничего, главное суть уловили.)
Команды дружно берутся за работу. Удивительно! Нет криков, толканий, нечаянных обзываний и взаимных обид. Работают четко, быстро и слаженно. Я «на седьмом небе» от счастья!
Ого, какие большие числа получились: длина малой стороны 135 см, а большой – 277 см. Ну, думаю, сейчас войдут в ступор, ведь считать мы в пределах 1000 умеем только круглые сотни…
Нет, ничего! Считают, корпят, вгрызаются. Вот уж действительно: «глаза боятся, а руки делают».
Не могу удержаться, чтобы не подсказать: «Складывайте поразрядно». Зачем вмешалась? Просто сама так увлеклась этим счетом, что не заметила, как превратилась в самую настоящую второклассницу…
Ответы получились конечно разные (сама я тоже, кажется, ошиблась в нахождении столь неожиданной суммы). Огорченно вздыхаю. Вот он негативный результат технической революции – совсем разучилась устно считать. Дети утешают (интересно кого?):
– Вернёмся в класс, обязательно проверим на калькуляторе.
Кстати, действительно не забыли, проверили. Всё-таки один из ответов оказался правильным (!).
◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊
Из школьных окон доносится ЗВОНОК!
– Как, уже всё?
– А давайте всегда уроки здесь проводить!», – просят ребята.
И у всех глазки горят. А мордашки, перепачканные мелом, счастливо улыбаются.
Да и сама я в «замкнутое пространство» нашего класса возвращалась с явной неохотой.
Двор опустел. Остались только следы увлеченного ученического поиска. И хочется верить, что «следы урока» остались не только на асфальте…
Апрель 2011 года
Елена Владимировна
Абрамкина
___________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
Большое спасибо за интересный материал! Сегодня я решила, что ОБЯЗАТЕЛЬНО попробую провести такой урок математики и в нашем школьном дворе!
Уважаемый Вячеслав Букатов!
Спасибо Вам за слова “то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора”. Это очень актуально, как всегда.
Я автор технологии проведения уроков-экскурсий по математике (или математических экскурсий). И автор книги “Уроки-экскурсии в начальной школе” . – М.: Сфера. – 2005. Рада, что книга вдохновила учителей проводить здоровьесберегающие уроки математики вне школьного кабинета.
_ _ _ _ _ _ _ _
В.Б.: Уважаемая Татьяна Викторовна, спасибо, что вы обратили внимание на актуальность идеи «благодарить автора». Но в тексте своего комментария вы намекаете (может быть невольно), что в основе изложенного урока лежит ваша(!) технология(?). Я позвонил в Оболенск и уточнил: Елена Владимировна вашей книжки в руках не держала и даже не знала о её существовании. При подготовке того урока она ориентировалась на опыт своей коллеги (и фотографа) Людмилы Петровны (см. «Чистописание на школьном дворе» http://www.openlesson.ru/?p=3911) и на «золотые правила» социо/игровой «режиссуры урока» (http://www.openlesson.ru/?p=10618).
В свою очередь я «не поленился» и в Ушинке выписал для изучения вашу книжку. В ней две части: теоретические рассуждения (47 стр.) и конспекты проведённых уроков-экскурсий в 1-4 кл. (35 стр.). И хотя в первой части встречаются крупицы «живого подхода» к организации экскурсии (например, идея пускать кораблики, самолётики), зато во второй части среди конспектов – ни одного(!) живого урока (ни корабликами, ни самолётиками там вовсе не «пахнет»). Тогда как я считаю, что именно «живые» уроки являются здоровьесберегающими, а не наоборот.
Удивляет, что во всех помещённых в книге конспектах «учитель» говорит как правило много, а «дети» – мало. И язык их общения абсолютно неживой (он такой же формальный, как и на традиционных уроках в стенах класса).
Процитирую, например, консп. №16 (учитель Алексеева Г.Н.):
Учитель – В каких ситуациях люди проводят расчёт при помощи денег?
Дети – Люди обращаются к помощи денег, когда хотят приобрести какой-нибудь товар.
Или консп. №9 (учитель Бердюгина Л.А.):
Учитель – Давайте разделимся на 4 группы, и каждой из них я дам эталон одной из древних единиц измерения длинны, с помощью которой надо определить длину ступени на лестнице к школьному крыльцу […]
И после такой тирады (а мною приведена лишь её треть) в конспекте проведённого урока нет ни слова(!) о том, что же и каким образом ученики стали делать в ответ. То есть предполагается, что раз учительница что-то сказала, то дети – весь класс «как один» – тут же всё и поняли, и послушно выполнили, чинно ожидая дальнейших указаний. Но ведь так не бывает! И тем более на улице! А как было на самом деле – остаётся за скобками учительского рассказа (как и за скобками вашего «научно-методического» интереса; так что, уважаемая Татьяна Викторовна, до реальных ТЕХНОЛОГИЙ, об изобретении которых вы то и дело заявляете во многих своих публикациях, вам ещё далековато).
Уж как журю я своих учителей, когда в рассказах о проведённых ими уроках дети оказываются не живыми, а «абстрактными» (тогда как вы, Татьяна Викторовна, в своей книжке давно опостылевшую «педагогическую канцелярщину» на всю страну тиражируете, хоть и являетесь сертифицированным экспертом международных образовательных технологий «Step by step», «РКМПУ», «Образ и мысль» – ну и ну, да и только). Мой совет: в любом из своих образцовых конспектов посчитайте-ка все ГЛАГОЛЫ и сравните с количеством глаголов в рассказе об уроке «за углом» любого из моих учителей-экспериментаторов (я даже не о семантике глаголов, а всего лишь об их элементарной численности). Разницу вы легко обнаружите как правило достаточно большую (а если не учитывать прямую речь – ведь нам важно не что ГОВОРИТ учитель или ученик, а что тот или другой ДЕЛАЕТ, – то разница будет «в разы»)! И в этом отражается одна из существенных характеристик живых и скучных уроков. Если учителю есть что рассказывать, о том кто что и как сделал-подумал-показал, то такой учитель свои последующие уроки начинает уже вести всё менее и менее формально. И он старается не злоупотреблять своим лидерством, не читать детям нудные «лекции» и скучные наставления.
Особо подчеркну, что если учителю в рассказе о своём прошедшем уроке особо и не нужны глаголы, то скорее всего на этом уроке «двигательная активность» учеников – о которой вы печётесь в теоретической части своей книжки – была весьма незначительной, ординарной и/или формальной (как в стенах класса, так и на улице). И сколько бы вы в теоретической части своей “замечательной технологии” не упоминали о Дьюи, Базарном, Гальперине или Пиаже – для учителей (да пожалуй, и для вас самой!) это всё «как для мёртвого припарки».
Так что, уважаемая Татьяна Викторовна, если живость какого-нибудь рассказа одного из учителей-последователей моей социо/игровой «режиссуры урока» сподвигнет вас к внесению соответствующих поправок-изменений-дополнений (step by step!) в текст своей книжки, изданной 2005 году, то я готов буду от вашего имени передать этим учителям-авторам слова благодарности. – Вячеслав Букатов
PS: Впервые “Экскурсии за угол” я начал проводить с русскоязычными учителями в начале 90-х на семинарах в городе Таллин. Потом эти пробы в конце 90-х были углублены на занятиях в Красноярском институте повышения квалификации.
В 2003 году в разделе “Режиссура урока” газеты ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ №77[2003] в рубрике “Нешто попробовать?” была об этом опубликована статья (Вячеслав БУКАТОВ. Экскурсия за угол: Соревнование, в котором все 47 учителей вдоволь наошибались [ http://ps.1september.ru/article.php?ID=200307710 ].
Так что, если мой опыт вдохновил вас на написание книги о проведении экскурсий, то жаль, что многие в ней страницы вышли из-под вашего пера слишком дидактичными, формалистичными и(или) амбициозными – В.Б.
Замечательная идея! Молодец! Дети на таком уроке и порешали, и подышали. И материал усваивается, и здоровье сохраняется. Так держать!