меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Эстафета

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 2: Игровые РАЗМИНКИ

___________________________________________________________________________

В.М. Букатов, А.П. Ершова
«Хрестоматия игровых приемов обучения»
(серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)

Эстафеты

•Модификации простых эстафет
•Эстафеты «до кучи»
•Расчёт с двух концов (двойная эстафета)
•Кузовок


___Участники эстафеты по одному встают и садятся друг за другом в едином ритме — так, чтобы как только сел предыдущий, встал следующий. Порядок вставания можно менять — по рядам, от парты к парте, змейкой, через два человека, одновременно по одному с каждого края (двойная эстафета), по алфавиту и т.п. Главное в задании — не подталкивать, не вызывать, не вмешиваться в работу другого человека, иначе ведущий должен остановить эстафету, потому что предварительный уговор нарушен. Вставание можно заменить передачей хлопков.

___Различные модификации эстафет могут использоваться не только для разрядок-разминок, но и при проверке пройденного, и при изучении нового материала. Возможные усложнения: встающий называет находящийся в комнате предмет (определенного цвета, или определенного качества, или с определенной буквой в слове, его обозначающем), литературного героя, город или  т.п.

___В упражнении тренируется самостоятельность в определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга. «Эстафета» — упражнение, в котором у каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя. Это «вовремя» и является основной трудностью. Причем для каждого исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно встать или сесть, а для всего коллектива — умение не вмешиваться в работу каждого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать. Это терпеливое отношение друг к другу в таком простом задании оказывается совсем не простым делом для участников. Особенно полезно оно для детей эгоцентрического склада, не умеющих дослушивать, уступать, дожидаться.

___«Эстафета» осваивается детьми с интересом, но нелегко. И это свидетельствует о ее точном попадании в зону социальных и организационных трудностей. При работе над этим упражнением, например, раз в неделю дождаться успешного выполнения эстафеты иногда удается только к концу полугодия.

___Но иногда на уроке целесообразно проводить эстафету «до кучи». Например, всем написать на доске свои инициалы (или номер квартиры, дома, ответ в домашнем задании и т.д.). Подобная вариация используется в том случае, если нужно переломить пассивность класса его двигательной активностью.

___Возможный вариант: учитель дает задание классу, сидящему полукругом, рассчитаться по порядку номеров. Но ученикам предлагается вести расчет одновременно с двух концов (двойная эстафета).

___Справа встает ученик и произносит: «Первый», затем садится. За ним поднимается следующий, который называет номер «второй» и так далее до самого последнего человека слева. Но расчет идет одновременно как по часовой стрелке, так и против. Две цепочки расчета движутся навстречу друг другу. Где-то в середине они пересекаются и продолжаются дальше. Таким образом, крайний слева был первым при расчете в полукруге по часовой стрелке и последним при расчете в направлении против часовой стрелки. Крайний справа также был первым и стал последним. Они называют свои порядковые номера.

___Как правило, эти номера не сходятся. Так, 28 человек при одновременном расчете с двух концов могут получить по часовой стрелке 27-й номер и одновременно против часовой — 29-й. Такая несуразица сразу всех смешит (а она возникает не только у первоклассников, подростков или старшеклассников, но даже у студентов педагогических вузов), и участники с желанием берутся рассчитываться заново. Но и вторая попытка может дать смехотворный результат: 25-28 или 26-26 (при 28 рассчитывавшихся).

___Чтобы желание выполнять упражнение не исчезало, лучше всего при повторных рассчитываниях каждый раз менять сидящих в полукруге местами друг с другом. Либо начинать и заканчивать расчет не с краев полукруга, а где-то в середине.

___Задание-упражнение становится ценным для социоигрового подхода, когда участники самостоятельно обнаруживают, что видя в глазу другого соринку, не замечают «бревна» в своем глазу. Часто цепочка обрывается или путается потому, что один из участников, начиная высказывать свои замечания или советы другим, не замечал, как наступал момент, когда ему самому нужно было назвать свой порядковый номер второго направления.

___Когда дети рассчитываются по порядку номеров, то они еще с детского сада или начальной школы привыкают свой номер называть не столько следующему в цепочке, сколько учителю, проверяющему правильность расчета. В двойной же эстафете каждый ученик начинает понимать, что номер произносится для следующего в цепочке, и если не обращать внимания на то, слышит ли его тот человек, который должен передать свой номер дальше, — то вся цепочка порвется. И виноват в этом будет не только отвлекшийся участник расчета, но и участник, сказавший свой номер «никому».

___Когда на занятиях жизнь учеников и учителя протекает в социо-игровом стиле, то возникает возможность вести опросы не по журналу, не по поднятым рукам, а по эстафете. При этом дети не только помнят, чья очередь, но и с удовольствием ее выполняют в течение не только одного урока, одного дня, но и даже четверти.

___Л.К. Филякина на уроках начальных классов пользуется таким усовершенствованием «отвечающей» цепочки. Если при ответе ученик ошибся, то он продолжает стоять, хотя цепочка движется дальше, то есть на каждый появляющийся в классе вопрос поднимается и отвечает ученик со следующим по порядку номером. У того же, кто стоит, имеется право вклиниться, то есть ответить вне очереди. И если этот ответ будет верным, то он садится. Таким образом, у каждого ученика есть возможность найти такие вопросы, на которые он сможет верно ответить. А такой опыт помогает ему верно ориентироваться и в более сложных ситуациях.

___Детям полезно работать над скороговорками. Один из способов увлечь их этой работой заключается в «запускании» скороговорки по эстафете,  а возможно еще и на скорость между группками (рядами) учеников. Трудностью, которая состоит в расчлененном, но быстром произнесении скороговорки, когда каждый участник эстафеты произносит только одно слово или отдельное словосочетание из текста, дети увлекаются охотно. Например: 1-й — на дворе, 2-й — трава, 3-й — на траве, 4-й — дрова и т.п. Ребенок в эстафете может хорошо выполнить свою задачу, только если он, дожидаясь своей очереди, внутренне произносит все предыдущие слова вместе с другими, говорящими в цепочке. В этом варианте задания облегчается артикуляция и усложняется координационная работа.

___Принцип эстафеты часто используется и в народных играх. Вот народный вариант эстафеты, записанный В.И. Далем (по кн.: Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. М., 1992, стр. 133).

___КУЗОВОК. Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

___— Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на ок, обмолвишься — отдашь залог.

___Дети по очереди говорят слова в рифму на —ок: «Я положу в кузовок клубок; а я — платок; а я — замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, колобок» и пр.

___По окончании разыгрываются залоги (см: фанты): покрывают корзинку, один из детей спрашивает:

___— Чей залог вынется, что тому делать?

___Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ножке, или в четырех углах проделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку сказать, или песенку спеть.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 2: Игровые РАЗМИНКИ

.

.



оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика