меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Эстафета

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

_________________________________________________________________________

Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)

Эстафета

Все участники эстафеты садятся в большой круг. По сигналу воспитателя они по одному встают и садятся друг за другом в едином ритме – так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий.
Порядок вставания можно менять – по двое, или через одного или одновременно по одному с каждого края (двойная эстафета). Или сначала те, у кого есть в одежде что-то красное, потом те, у кого – жёлтое, и наконец, те, у кого есть, что-то зелёное (по принципу светофора).

Главное в задании – уговор: не подталкивать, не вызывать, не вмешиваться в работу другого человека. Когда уговор нарушается, то ведущий останавливает эстафету.

В упражнении тренируется самостоятельность в определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга. Для усложнения (см., например, последний абзац в комментарии к игровому заданию Животные) вставание можно заменить передачей хлопков.

Все разновидности «эстафет» являются заданиями, в которых у каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя. Это «вовремя» и является основной трудностью. Причем для каждого исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно встать или сесть. А для всех остальных – трудность заключается в том, чтобы суметь не вмешиваться в работу другого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать.

Терпеливое отношение друг к другу в таком простеньком заданьеце оказывается совсем не простым делом для участников. Особенно полезно оно для детей эгоцентрического склада, не умеющих дослушать, уступать, дожидаться.

«Эстафета» осваивается детьми с интересом, но нелегко. И это свидетельствует о её точном попадании в зону социальных и организационных трудностей. При работе над этим игровым упражнением, например, два раз в неделю, дождаться успешного выполнения эстафеты иногда удается только через два-три месяца.

Для социо-игрового подхода задания, связанные с эстафетной цепочкой, становятся ценными тогда, когда участники самостоятельно обнаруживают, что, видя в глазу другого «соринку», в своем глазу не замечают «бревна». Часто цепочка обрывается или путается потому, что один из участников, начиная высказывать свои замечания и советы другим, не замечает, как наступает момент, когда ему нужно было самому «вступать» в работу.

Детям полезно работать над скороговорками. Один из способов увлечь их этой работой заключается в «запускании» скороговорки по эстафете, а возможно ещё и на скорость между группками (рядами) учеников. Трудностью, которая состоит в быстром произнесении скороговорки, когда каждый участник эстафеты произносит только одно слово или отдельное словосочетание из текста, дети увлекаются охотно.

Например:

1-ый  – У Сени,
2-ой  – и Сани,
3-й  – в сетях,
4-ый – сом с усами и т.п.

Ребёнок в эстафете может тогда хорошо выполнить свою задачу, если он, дожидаясь своей очереди, внутренне произносит все предыдущие слова вместе с другими говорящими в цепочке. В этом варианте задания облегчается артикуляция и усложняется координационная работа.

Принцип эстафеты часто используется и в народных играх, Вот народный вариант эстафеты, записанный В.И.Далем:
КУЗОВОК. Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

– Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на «-ок», обмолвишься, отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на «-ок»: «Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок» и пр.
По окончании разыгрываются залоги (фанты): покрывают корзинку, один из детей спрашивает:

– Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ножке, или в четырех углах проделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть. (См.: Выкуп фантов).


Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

Яндекс.Метрика