меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Превращение комнаты

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

_________________________________________________________________________

Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)

Превращение комнаты

Игровое задание превратить комнату во что-то другое выполняется за счет правдивого исполнения соответствующих действий. Ребёнок что-то делает в комнате, и мы понимаем, что это уже не комната, а, например, лес или вокзал и т.д.

Этапы упражнения могут быть такими:

– начальные пробы;
– обсуждение получившегося, пожелания для более совершенных превращений;
– составление плана-заказа-задумки с перечнем (загибая пальцы) необходимых дел и участников;
– осуществление одного из замыслов всей группой;
– вычленение сценаристов, режиссера с помощниками, актеров, зрителей.

На двух последних этапах возникает новый уровень игры в превращения, так как «помощь» требует сохранения в игре единого замысла и согласованности действий (ср. с заданием «Помощь в превращении»).Один исполнитель может успешно справиться с превращением классав болото, в музей, в лес. Но в каждом случае можно представить себе и коллективное осуществление этой же задачи: один бродит по лесу, другой пугает его, прячась за деревьями, третий встречает его и спрашивает дорогу, четвертый играет зайца, пятый – птицу и т.п.

При переходе к совместным работам полезно обращать внимание дошкольников на разнообразие возможной помощи. Чтобы на глазах у всех произошло превращение комнаты, допустим, влес, можно помочь, изобразив соответствующий шум, можно – элементы декораций (стать деревьями, кустами, пеньками), можно «заселить» лес животными, наконец, превратиться в дедушку, брата, сестру, маму, друга, недруга главного действующего лица, исполнитель которого и задумал «превращение» комнаты в лес.

Обычно участники предлагают друг другу такие виды «помощи в превращении»: буду делать шумы (шумовое оформление); буду изображать деревья (кусты, дома – то есть декорации); буду в этом же месте тоже что-то делать (гулять в лесу, пробираться через болото); буду противником (медведем, директором музея…); буду дедушкой, который учит искать грибы (или мамой, которая в музее показывает и объясняет картины и т.д. – то есть прямым помощником-партнером). Все эти типы и виды «помощи» направлены на то, чтобы создать сверстникам условия для работы.

Превратить комнату в лес и превратить себя в дедушку – задания аналогичные, их связь легко усваивается, и отсюда легко создается представление о театральном искусстве перевоплощения.
После каждого показа группкой ребят своего превращения воспитателю полезно отмечать разнообразие в поведении, когда, превращая комнату в лес, один из показывающей группы собирал ягоды, другой пытался разжечь костер, третий искал сучья для костра и т.д. Особенно полезно это делать даже после не совсем удачного, однообразного показа.

Например, все участники показа во время превращения собирали ягоды в лесу, а воспитательница говорит: «Как хорошо, что вы показали, что ягоды можно собирать по-разному: один это делал увлеченно, другой кое-как (он, видимо, уже очень устал). Третий – рвал ягоды аккуратно, старательно. Четвертый нам показал, как неряшливый человек собирает ягоды… (и т.д.)».

Опишем один из примеров проведения этого задания-упражнения с учениками нулевого класса. Ученики самостоятельно разделились на пять группок, и представитель каждой из них «вытянул» билетик с заданием, во что нужно превратить комнату. Одной группке досталось довольно сложное задание: «превратить» комнату в бульвар. Что такое бульвар, знали не все дети в группке, поэтому они стали выяснять у соседей, что обозначает это слово. Затем ученики принялись подготавливаться к показу, по ходу выясняя, что они будут делать на площадке.
Началось колдовство над одеждой: кто-то менялся кофтами, кто-то прилаживал на голове старенькую косынку (в комнате для занятий желательно иметь «сундучок» с косынками, накидками-плащами), а кто-то носовой платок старательно завязывал бантиком на челке (см.: Костюм-превращение). Показ заключался в том, что «ряженые» вычурно прохаживались по классу, неестественно разговаривая. Все остальные группки участников в это время были зрителями. Им нужно было отгадать, какое задание было написано в билетике.

После показа сами исполнители остались довольны своей работой. Но они удивились, когда услышали, что для одних зрителей комната превратилась в фойе, для других – в палубу корабля, а один ребёнок даже решил, что ему показывают танцплощадку. После обсуждения желающие как из показывающей группы, так и из числа зрителей, показали сценки ещё раз.

В качестве дополнительного усложнения игрового превращения комнаты (в бульвар) может задаваться возраст определенных персонажей, профессии, события, время (зима, ночь, праздник, война). Опыт выполнения таких заданий помогает учащимся обращать внимание на особую, необычную, интересную целесообразность поведения людей в жизни.

Следует учитывать, что в ходе занятия собственные «открытия» происходят прежде всего у тех участников, которые, подготовив показ и дожидаясь своей очереди, работают в упражнении в качестве зрителей-судей.
Напоминаем, что любые усложнения следует предлагать детям не раньше, чем у воспитателя возникнет впечатление, что игровое задание начинает приедаться. Иными словами, когда дети вволю наиграются упражнением в его первоначальном варианте.

Когда задание начнет казаться детям слишком простым, тогда разного рода усложнения будут не только желанны, но полезны и эффективны.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

Яндекс.Метрика