Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Превращение предмета

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

_________________________________________________________________________

Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)

Превращение предмета

Воспитатель спрашивает у расположившихся на полу детей, показывая карандаш:

– Что это такое?
– А теперь? – произносит он, стряхивая карандаш, как медицинский градусник.
– Кто ещё может превратить этот карандаш в какой-нибудь предмет?

«Превращая» карандаш, дети начинают завинчивать шурупы, подпиливать ногти, пускать мыльные пузыри и т.д.
Мальчик: «А как мне быть, я придумал, а показать не могу?».
Воспитательница: «Попробуй придумать то, во что ты сможешь превратить».
Девочка: «Я выдумала, а это уже показали».
Воспитательница: «Выдумай другое или, если то же самое ты будешь показывать по-другому, то обязательно покажи!».

«Превращения» тренируют смелость и будят фантазию, развивают сообразительность.
Хотя без разговоров при развитии фантазии не обойтись, желательно стремиться к тому, чтобы разговоры, по возможности, сводились к минимуму. Для социо-игрового подхода гораздо полезнее, когда у ребёнка проблемы возникают и решаются в ходе реальных проб.

Любой предмет из обихода развивающих занятий полезно «превратить» в нечто другое, но не с помощью слов, а через целесообразные движения (действия). Например, линейку – в расческу (причесываться), в эскимо (есть мороженное), в зубную щетку (выдавливать пасту и чистить зубы) и т.п. Кроме карандаша и линейки, может быть использована тетрадь, книга, пенал, ножницы, стакан, стул.

Воспитателю следует помнить, что превращение может быть непонятным в двух случаях: если ребёнок неточен в выполнении действий и если он кривляется. В обоих случаях воспитателю следует помочь исполнителю ненавязчивым советом. Тогда «превращения» будут развивать детское воображение и фантазию.
Игровые усложнения могут подчиняться такой динамике:

I этап – превращение-загадка и его разгадка (словесное определение);
II этап – продолжение превращения до момента, когда все смогут его отгадать.
III этап – превращение предмета с дополнительным заданием (ночью, в жару, в дождь и т.д.).

Варианты «Превращения предмета» см. в комментариях к игровому заданию «Помощь в превращении».

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

Яндекс.Метрика