меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Из учительского ДНЕВНИКА: Мне сорок пять…

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»

________________________

Елена Александровна ИВАНОВА

Эксперимент на себе

Из дневниковых записей учительницы-стажёра

факультета педагогического образования МГУ,

посещавшей курс профессора В.М.Букатова

«Режиссура урока»

Мне сорок пять лет.  Из них я пять лет проработала учителем географии. В силу профессии на занятиях в МГУ мне нравится всё.  Поскольку в данный момент я на стажировке и не могу проводить уроки, то я решила проверять результативность узнаваемого на себе самой.

После первого посещения занятий

курса по социо/игровой «Режиссуре урока»

В результате возраста уже нет ни быстрой реакции ни острой памяти. Поэтому я решила  воспринимать всё открыто – не обдумывая и не сопротивляясь. Итогом явилось то, что не всё было понятно. А из понятого не всё было принято головой.

Поэтому просто поразительно, что  после занятия в памяти что-то осталось*.  Причём достаточно капитально: на всю ночь.

*На первой половине занятия – это была уже третья встреча из восьми запланированных (раз в неделю по четыре часа)– 60 человек (студенты, аспиранты, учителя-стажёры) работали с материалом §64 учебника физики для 10 кл: блуждание=обживание; восстановление деформированного текста, рисование иллюстраций, поиски странностей и т.д. ; то есть на практике осваивали премудрости драмогерменевтикиприм ред.

А утром, чуть открыв глаза, я подробно расспросила знатока физики (моего супруга), о параллельных и последовательных сопротивлениях, о лампочке накаливания, постоянном и переменном токе. Темы эти  мне представились необычайно интересными и удивительными.

Весь день от обновленных знаний было очень хорошее настроение. И сам день мне показался особо удачным.

После объяснений супруга я открыла интернет и много прочитала о герменевтике (хотя с компьютером я не дружу!).  Пока мне так и не ясно, какие же это рычаги были задействованы на занятии. Но результат меня удивил!

Во-первых, четкое осознание  желания побольше и поточнее узнать о затронутом на занятии. Однако здесь одно «но» – мне было у кого и где удовлетворить возникший интерес.  А если не у кого и негде, то что?..

Во-вторых, у меня уже имелась база знаний.

В-третьих, к сожалению, в замешательстве я не успела как следует запомнить технику подхода к заданиям.

В-четвёртых,  я поняла, что утром без труда очень просто и понятно смогла сформулировать вопрос. А это, судя по ответам, у меня часто не получалось совсем или получалось с трудом. В итоге я утром получила простой, короткий и понятный ответ (чего не могла добиться от мужа много лет).

После второго посещения занятий: об игре «Колечки»

Придя на занятие, я настроилась внимательно слушать и усваивать. Весь мой настрой был сломлен и разбит в ту же секунду – бесконечными пересаживаниями, вставаниями и дружным хлопаньем.

Мозг  сопротивлялся, но я твердо решила только сидеть и смотреть со стороны. Но уже через пять минут я (как ненормальная!) вместе со всеми менялась командами и местами! ..

В конце концов в голове появилась ясность и легкость восприятия. Материал начал схватываться на лету. И почему-то быстро усваиваться. Вставать, ходить,  менять места, привыкать к новым соседям – мне крайне не нравилось (сначала я написала «не нравится», но подумав, решила исправить). Но факт эффективного восприятия новой информации был налицо.

После третьего посещения занятий: об игре «Японская машинка»

Мы хлопали по коленям, щелкали пальцами, проговаривали цифры (10-10, затем, 10-13) первым называя свое число, последним – число того, кому передаем эстафету. Мне эта игра очень понравилась [см. Японская машинка].

Уже после курсов, играла дома на троих человек (муж, сын и я). Ничего не получалось. Муж изменял темп игры, мы его с сыном сильно ругали: заставляли играть медленнее.

Почему же на занятии все были довольны?..

Вечером, за обсуждением, пришли к выводу, что у всех день удался.

На следующий день на занятии у другого преподавателя я опросила рядом сидевших студенток, участвовавших в «Японской машинке». Мнения разделились. Одна: «это концентрация счастья в жизни», вторая: «сложились разные ощущения».

После четвёртого посещения занятий: об игре «Ай, да я!»

Главное правило расчета по цепочке: вместо чисел, которые делятся на три (то есть 3; 6; 9; 12 и т.д.) или оканчиваются на цифру три (то есть 3; 13; 23), нужно говорить «Ай, да я!». Игра увлекательная, входишь в азарт, концентрируется внимание. От высокого напряжения получаешь удовольствие.

Весьма интересный эффект – мир открылся перед глазами. Как будто человек шел долго в темном туннеле и бах – перед ним открылось синее море с голубым небом…

После перерыва разбирали стихотворение «Вишня» Исаковского. Проверяла дома на муже (он директор). При медленном прочтении он сразу обо всём догадался и подробно нарисовал всю картину происходящего своими словами. Сын (студент медицинского университета) – открыто хохотал.

На следующий день решила провести эксперимент на другой категории людей:  на продавщицах дорого бутика, в котором периодически бываю, и они меня знают. Женщины долго смотрели на текст стихотворения. Я не выдержала и наперекор тому, что герменевтика хлопочет о появлении у каждого читателя своего собственного понимания, сама всё «расшифровала». Улыбалась только одна из них, остальные так ничего и не поняли. Вспомнила, Маленький факт: у всех них есть дети школьного возраста.

На предмете «Мотивация учебной деятельности» услышала термин из «Режиссуры урока». В докладе о том, как в подготовительной детской школе, используя метод «сто тридцать три зайца» [см.], развивают детей и как им это нравится. По словам студентки-докладчицы мальчик пяти лет при разборе картины «Три богатыря» с восторгом произнес: «…ребята, у нас тут настоящий мужицкий клуб».

После пятого посещения занятий

Занимались разбором рассказа «Лев и собачка» Л. Толстого. И студенты (3-5 курсы), и аспиранты, и учителя-стажёры – все как один были увлечены цепочкой драмогерменевтических процедур…

Больше всего меня удивила кем-то высказанная мысль,  что лев – опекун.

Поразило, сколько у студентов пониманий и видений одного маленького рассказа. Как у всех по-разному работает голова. Ни у кого не было повторений в рассуждениях (для меня это загадка).

«Послевкусие» на Клязьме

Действие разворачивалось через неделю после занятий на курсах Букатова. В доме отдыха «Клязьма» проходил фестиваль МГУ. В Программе: ролевые игры в сочетании с танцами «Хастл».

Завтрак; после – игра и танцы.

Обед; после – игра.

Ужин; после – игра и танцы.

Всего – два с половиной дня.

Съехались студенты психологического факультета МГУ, их друзья и знакомые.

Дмитрий Сергеевич Шутько
(сын, медик, фотография на «Клязьме»)

Приехали, поужинали, дискотека-знакомства: «Познакомился сам при помощи глаз, познакомь с другими».

Первый день: завтрак, после него знакомая по «Режиссуре урока»  игра «Колечки». Пришла одна треть студентов. Почему-то было двое ведущих.

Потом играли в «Японскую машинку». Все сидели, хлопали и ничего не понимали (!).

После обеда те, что были, рассказали другим. Поэтому народу пришло побольше – одна вторая часть. Снова разминка, затем игра «Ай, да я!».

Неожиданное задание: из бумаги формата А4 каждой команде нужно собрать пирамиду (чья будет выше!?), да так, чтобы при сдувании соседней командой постройка не разрушилась. Азарт, увлеченность, выдумка и необъяснимая радость  занятия  у людей абсолютно не знакомых друг с другом.

Команда победителя радовалась так, словно выиграла «мерседес». (Месяц назад на «Режиссуре урока» все тоже радовались, но это в конце концов было связано с новыми и неожиданными ракурсами  понимания того или иного параграфа обычного школьного учебника.)

Второй день: после завтрака пришли уже все (и даже более: рядом проходил съезд «Молодежи единой России»). Короткая разминка и – трудные задания на сообразительность. На полдня (с продолжением после обеда). Пример: дается набор цифр и набор не связанных слов – нужно определить номер комнаты, где лежат ключи. Найдешь – даётся следующее задание. Например: полторы курицы несут полтора яйца в полтора дня. Сколько снесут яиц три курицы за два дня? (Заведомо существует правильный вариант ответа, а в заданиях «Режиссуры урока» у Букатова правильных вариантов всегда было много – при желании могло хватить каждому. В результате стимулы на Клязьме были совсем другие, чем на курсе у Букатова. Хотя внешне одно от другого мало чем отличалось.)

Правда, на Клязьме выигравшему, например, полагался приз – «золотой слиток». На «Режиссуре урока» ничего подобного и близко не было и быть не могло. Там всем было почему-то просто интересно…

Но надо отдать должное, что на Клязьме за два с половиной дня никто не выбыл, не отказался, не гулял – только играли, танцевали, снова играли… В результате все довольны. За окнами клязьменское водохранилище, водные просторы, прекрасная осень: «Что происходит с нашими студентами?» – «Они играют!»

А потом? работать? учиться? Чтобы в перерыве опять удалиться в какой-нибудь дом отдыха и поиграть? А ведь на драмогерменевтике Букатов и студентам и преподавателям показывал как можно играючи и работать и учиться, не противопоставляя эти виды деятельности друг другу…

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика