Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Рассказ-рисунок о том, что вижу

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 2: Игровые РАЗМИНКИ

____________________________________________________________________________

В.М. Букатов, А.П. Ершова _«Хрестоматия игровых приемов обучения» (серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)

Рассказ-рисунок о том, что вижу

___Учитель просит описать то, что находится у него за спиной так, чтобы он (учитель) хорошо себе представил, а затем, при проверке, не увидел ничего нового, ничего, не названного детьми.

___Играющие впервые обычно коротко перечисляют предметы: сзади Вас доска, мел, губка, линейка, плакат… Постепенно наводящие вопросы учителя помогают детям полнее выполнить это задание: «Сзади Вас доска темно-зеленого цвета … очень длинная и широкая…». Появляются сравнения, эпитеты, фразы становятся сложнее и богаче.

___Описывать картину за окном, за спиной можно несколько раз; роль учителя может быть поручена по жребию любому ученику, от которого требуется запомнить все, что ему расскажут.

___Возможный вариант: «Визави». К окну выходят двое учеников и встают визави так, чтоб один был спиной к окну. Первый, глядя в окно, рассказывает второму, который стоит к окну спиной, что можно увидеть сейчас на улице, и рассказывает до тех пор, пока, по его мнению не опишет всего. Описание должно быть понятным, четким, связным и по-правдашним, иначе слушающий его ученик не сможет дать отчет в том, что он представил себе по рассказу партнера. Если у слушающего еще не сложилось полного представления о том, что видит его партнер, то он задает ему уточняющие вопросы, пока не уяснит все детали (или пока не истекут три отведенные минуты, отмеряемые секундомером).

___Затем слушавший отчитывается в том, что он себе представил по рассказу первого ученика. После такого отчета ему разрешается повернуться, посмотреть и рассказать так, как это сделал бы он сам. Но перед этим все сидящие в классе, глядя в окно, могут сами задавать разнообразные вопросы тому, кто стоит спиной к окну.

___Второй ученик, опираясь на сложившийся из рассказа первого ученика образ, отвечает на вопросы класса, восполняя собственной находчивостью пробелы в представлении (например, класс спрашивает: «На окне какого этажа сидела кошка?». Ученик помнит, что его партнер отметил, что в одном из окон видна кошка, но партнер не сказал, на каком этаже, а сам ученик не догадался спросить). В это время первый ученик вместе со всеми смотрит в окно и видит, о чем он не рассказал. Но теперь ему уже нельзя подсказывать.

___Второго ученика можно ставить спиной не только к окну, но и к доске, тогда первому нужно будет подробно рассказывать про классную стену, доску, пособия.

___Репродукция художественной картины, повешенная на доску, также может в задании-упражнении заменить вид из окна или за спиной, которые после двух-трех раз ученикам так запомнятся, что они смогут обходиться и без рассказов первых партнеров, что сделает задание бессмысленным.

(О модификации этого игрового задания, созданной для проведения психологических тренингов, и обсуждение некоторых психологических особенностей игровой  дидактики и социо-игрового стиля обучения см. в блоке «ПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактики» статью «За спиной у дидактики»)

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 2: Игровые РАЗМИНКИ

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика