Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Три вида СОПРОТИВЛЕНИЙ (11кл)

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
Разбор ПОЛЁТОВФизика

__________________________

СОПРОТИВЛЕНИЯ
В ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

.

Разбор урока
по изучению нового материала

в 11 классе

.

 

Письмо-отчет  учителя физики Е.Р.
с комментариями
«зачётной тройки» слушателей курса «Режиссура урока»

 

с о д е р ж а н и е

1. Письмо-отчет  учителя физики Е.Р

2. Мнение от «группы товарищей из зала» об уроке по физике, проведенном Е.Р.

2.1. Предуведомление от В.М.Букатова

2.2. Предисловие от «зачётной троицы»

2.3. О.Красякова, М.Суворов. А.Козлов: Наши впечатления

Комм.№1. «О счастливом билетике»
Комм.№2. «О трюке, достойном повторения»
Комм.№3. «Когда самостоятельность оказывается рисковой»
Комм.№4. «О знакомстве с новым материалом»
Комм.№5. «О контрольных карточках»
Комм.№6. «О вопросах на понимание»
Комм.№7. «О численности при переходе к соседям»
Комм.№8. «О смене ролей на уроке»
Комм.№9. «О деловой вариативности прятанья ключей»
Комм.№10. «Об индексации правильных ответов»
Комм.№11. «Об учебных  перспективах и углублениях»

◊◊◊◊

1. Письмо-отчёт  учителя физики Е.Р

Новое – это хорошо забытое старое. замечательная поговорка. Я не преминула воспользоваться ею и, когда начался новый учебный  год, провела урок  в 11 классе, объединив три урока в одном по схеме «режиссуры урока» Рузаевой Е.Г.[откр. в новом окне], за что ей большое спасибо.

Кто работает с применением социо/игровых приемов, прекрасно знает, что провести два одинаковых урока по одному и тому же сценарию  не то что в разных школах, но даже в одном и том же классе – невозможно.

В классе восемь человек, поэтому делаю три команды – в одной два человека, в двух по три. На команды объединяю при входе в кабинет – ученики тянут «счастливый» билетик  с названием команды [см. комм.№1: «О счастливом билетике»] и образуем свой дом, раскладывая свои тетрадки и ручки [см. комм.№2: «О трюке, достойном повторения»].

В роли посыльного от каждой мини-команды первым ко мне идет «самый-самый» (ученики самостоятельно решают по какому критерия и кто именно).[См. комм.№3: «Когда самостоятельность оказывается рисковой»]

Первое задание – с помощью карточек с мини-конспектами и учебника изучить один из видов сопротивлений в цепи переменного тока. Конспектов три и поэтому команды изучают разные темы.

____________________________

________________________________

___________________________________


На изучение темы даю 7 минут – изучение должно быть основательным, а мини- конспект должен быть переписан в тетрадь.[См. комм.№4: «О знакомстве с новым материалом»]

Время истекло. Прошу «самого-самого» принести мне карточку с конспектом и учебник. В обмен он получает  новую карточку. Посыльные приносят в свою команду курточку с вопросами по теме. На подготовку ответов даётся всего 2 минуты.[См. комм.№5: «О контрольных карточках»]

Карточка с контрольными вопросами
[см. комм. №6: «О вопросах на понимание]

.

1. Как называется сопротивление, о котором вы только что узнали?

2. По какой формуле можно найти данное сопротивление?

3. По какой формуле можно найти мгновенную силу тока в цепи в данным сопротивлением?


Думается, что по сравнению с классом Е.Г.Рузаевой этот класс не такой активный, однако занимаются с удовольствием. Кроме одного мальчика, который хочет показать, что ему всё абсолютно безразлично – надо вам, ну так и быть, сделаю, только бы от меня отстали и чтоб не переработать…

Время закончилось, собираю ответы. Объявляю следующее задание  –  выбрать самого коротковолосого и отправить его в соседнюю команду по часовой стрелке. Там он будет с помощью своей головы и тетради делиться знаниями, ещё неизвестными принимающей команде. На «обучение по часовой стрелке» даю 5 минут [см. комм. №7: «О численности при переходе к соседям»].

Затем повторяю тоже, но уже для самого длинноволосого и против часовой стрелки.

Таким образом через 10 минут  команды в полном составе оказываются на своих прежних местах. Теперь даю еще 7 минут, чтобы вся команда проверила знания друг друга по трём видам сопротивлений – знающие объясняют незнающим.

Время истекло и теперь надо проверить истинность знаний, вычитанных из учебника и услышанных в соседних командах. Предлагаю выйти ко мне того, у кого самые светлые носки. Здесь заминка – ребята слишком увлечённо бросились выяснить, у кого какие носки, и которые из них светлее. Разобрались, от каждой команды к доске вышел новый посыльный.

Каждая команда получает по «учебному тесту», в котором есть вопросы по всем трём сопротивлениям. На обдумывание отводится только одна минута.


И на самом деле выполнение заданий было скоростным. Секунд через 50 первая команда уже хлопнула в ладоши.

Все ждут проверки [см. комм. №8: «О смене ролей на уроке»]. Сообщаю, что «ключи тестирования» спрятаны в кабинете. Поиски поставили под угрозу целостность кабинета. Ребята постарались залезть  или заглянуть туда, куда я при всём желании не смогла бы дотянуться. И самым активным поисковиком был тот самый мальчик, который вначале урока так боялся перетрудиться. [См. комм. №9: «О деловой вариативности прятанья ключей»]

Через несколько минут скрупулезного поиска ответы были добыты. И ученики с тем же энтузиазмом принялись сличать правильность ответов.[См. комм. №10: «Об индексации правильных ответов»]


Ключ к ответам
на тестовые
задания
.
Ключ к ответам
на тестовые
задания
Ключ к ответам
на тестовые
задания
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
1   А 1   А 1   А
2   А 2   А 2   А
3   А 3   А 3   А

Результаты оказались достаточно хорошим: две  «пятерки» и одна «четверка».

Подвожу «итоги урока» [см. комм. №11: «О перспективах и углублениях»]. Звучит звонок. Ученики собирают портфели и выходят из кабинеты.

Старшеклассники довольны и счастливы. Один из детей говорит : «Почаще бы такие уроки. Мне понравилось!».

К сожалению, такие уроки в 11 классе проводить часто нет никакой возможности. Трое выбрали физику как единый экзамен в конце года. А ЕГЭ ни как не подразумевает творческого развития личности ученика, требуя только механического запоминания материала (извините, если кто из читателей со мной не согласится, но это мое личное мнение).

Октябрь

Е.Р.

◊ ◊ ◊ ◊ ◊

2. Мнение от «группы товарищей из зала»
об уроке по физике на тему

«Сопротивления в цепи переменного тока»,
проведенном Е.Р.

.

2.1. Предуведомление от В.М.Букатова

На факультете педагогического образования в МГУ я веду для студентов (3-5 курсов самых разных факультетов), аспирантов и учителей-стажёров курс «Режиссура урока», в котором 36 часов практико-ориентированных занятий заканчиваются ЗАЧЁТОМ.

Одна из форм сдачи зачёта заключается в том, что часть сдающих, объединяются в «зачётные троицы». Каждая троица получает один из отчётов (или из тех, что сдаёт часть студентов-слушателей, чтобы получить свой зачёт, или присылаемых мне учителями-последователями для экспертного комментирования). Затем троица сообща готовит свои педагогические комментарии, успешная защита которых позволяет этой тройке подать преподавателю свои зачётки. Вот и данный отчёт московской учительницы физики Е.Р. был отдан на «зачётное» комментирование.

Особо подчеркну, что сам отчёт появился как «ученическая проба», за основу которой был взят рассказ учительницы физики Оболенской средней школы (Серпуховского р-она Моск.обл.; экспериментальная площадка с 2006 года) Рузаевой Елены Григорьевны о своём уроке в 11 классе [открыть в новом окне].

 

 

 

.

2.2. Предисловие от «зачётной троицы»

Нельзя не отметить, что во-первых, радует тот факт, когда на уроках в 11 классе учитель своих учеников не только к ЕГЭ натаскивает, но и занимается реальным обучением. А во-вторых, когда тема урока – не из самых простых, что без всяких сомнений заставляет учителя приложить немало своих стараний к проведению урока.

Вместе с тем отметим и то, что знания о сопротивлении в цепи переменного тока – весьма полезный багаж. И для каждого хозяина дома, и для его сердечной подруге (или его семейной половине). И уж конечно знания эти совершенно незаменимы для будущих студентов-физиков и инженеров всех пород и мастей.

При этом фактический материал, который необходимо усвоить в данной теме, при всей кажущейся сложности на самом деле доступен любому школьнику. Который хотя бы раз нарисовал график синуса, и уже не боится ни греческих букв, ни слов, типа «индуктивность». Тем более – одиннадцатикласснику.

Красякова Ольга
[факультет Вычислит. матем.и киберн.(ВМиК) МГУ, 5 курс],
Суворов Михаил
[факультет Вычислительной матем.и киберн.(ВМиК) МГУ, 4 курс],
Козлов Александр
[Механико-математический факультет МГУ, к.ф.-м.н.]

 

.2.3. Наши впечатления

Перечень комментариев

Комм.№1. «О счастливом билетике»
Комм.№2. «О трюке, достойном повторения»

Комм.№3. «Когда самостоятельность оказывается рисковой»

Комм.№4. «О знакомстве с новым материалом»

Комм.№5. «О контрольных карточках»

Комм.№6. «О вопросах на понимание»

Комм.№7. «О численности при переходе к соседям»

Комм.№8. «О смене ролей на уроке»

Комм.№9. «О деловой вариативности прятанья ключей»

Комм.№10. «Об индексации правильных ответов»

Комм.№11. «Об учебных  перспективах и углублениях»

Комм.№1. «О счастливом билетике»

В начале урока ребята тянут билетик с названием команды. Сами названия даны учителем, хотя всегда есть возможность обыграть те названия, которые ученики придумывают себе сами.

Например: на входе каждый тянет из общего мешка карточку, на которой написан набор букв. В варианте для маленького класса это могут быть: «КОНД», «ЕНС», «АТОР», «КАТ», «УШ», «КА», «РЕ», «ЗИ», «СТОР». Ребятам нужно объединиться в группы так, чтобы из их карточек получилось название физического прибора.

После этого каждой команде нужно придумать название. (Кто-то захочет назваться тем словом, которое было составлено из карточек; допустимо, но не обязательно; могут появляться и Титаники, и Белоснежки, и Ниньзи. А можно и так: к названию прибора нужно придумать прилагательное – это и будет названием команды. Например, «веселый конденсатор». Или «заглючившая катушка» и т.п.)

На доске нужно написать выбранное название команды. Под ним – название прибора. Сам прибор нужно будет найти на столе учителя, взять его к себе в команду и каждой команде устроить себе «лабораторию» (составить два стола). После чего дружно произнести «МЫ  ГО-ТО-ВЫ!» (кто быстрее?..)

Методический РОСТСКРИПТУМ: 1) наборы букв лучше подбирать так, чтобы не получались непригодные названия приборов и не было пересечений слогов;

2) так как заранее точно неизвестно сколько придёт учеников, количество карточек делается с небольшим запасом;

3) кроме того, в мешок добавляются пустые карточки так, чтобы даже последнему берущему казалось, что у него большой выбор; если вытащил пустую карточку – вторая попытка и так, пока не повезёт вытащить карточку с буквами.

/вернуться к тексту Письма-отчёта учителя физики Е.Р/

/перейти к перечню комментариев от «зачётной троицы»/

 

Комм.№2. «О трюке, достойном повторения»

В исходном сценарии Е.Г. Рузаевой [откр. в новом окне] дети вместо темы урока ставили в тетради галочку. Формулировку же темы ребята придумывали сами в конце урока.

На наш взгляд, этот трюк достоин повторения (он не упоминается в сценарии Е.Р.) Сформулировать тему – это прекрасный повод ещё раз осмыслить пройденное на уроке.

/вернуться к тексту Письма-отчёта учителя физики Е.Р/

 

/перейти к перечню комментариев от «зачётной троицы»/

Комм.№3. «Когда самостоятельность оказывается рисковой»

Выбор в роли посыльного «самого-самого» из группы – очень рискованное дело (риск по отношению к детям). Каждый ребенок и без того будет постоянно сравнивать себя с другими и смотреть на себя с этих позиций. И выносить выбор критерия для сравнения на общее обсуждение в команде – повторимся, рискованно, даже в случае очень дружного класса.

Ученики могут легко обидеться при критериях «самый-самый»:  толстый-худой; умный-глупый… Другое дело, когда учитель предлагает (как то было на уроке позже)  такие критерии, как «самые длинные/короткие волосы» или «самые светлые носки». Но на этом этапе ничего подобного предложено не было, а сами старшеклассники могли и не додуматься до подобных формулировок (шедевральных!).

Укажем, что вместо самостоятельного выбора критерия  подошли бы считалочки, сделав игровую жеребьёвку по вполне нейтральному признаку.

/вернуться к тексту Письма-отчёта учителя физики Е.Р/

/перейти к перечню комментариев от «зачётной троицы»/

 

Комм.№4. «О знакомстве с новым материалом»

Ребята получили текст с материалом. На изучение им отводится 7 минут, но без конкретного задания. Кажется, что в такой ситуации работать станут только прилежные ученики.

Особо отметим, что из-за того что тексты у всех команд были разными, то в сценарии урока отсутствует этап «блуждания по тексту» (смотрим герменевтическую бабочку). Вместо блуждания/обживания сразу задаётся  самостоятельное «изучение» конспекта.

Совет 1. Думаем, что было бы разумнее (и правильнее) этот этап урока провести следующим образом. Первоначально каждая команда получает все три карточки.

И соответствующая блужданию/обживанию серия заданий:

1) посчитать все греческие буквы (10 сек)

2) посчитать все тригонометрические функции (20 сек)

3) посчитать все слова, которые встречаются только в физике (1 мин), как вариант – «кто найдет больше греческих букв» и т.п.

Все результаты пишутся на доске около названия команды. Сравниваются и выясняются расхождения (не более 2 мин –  более подробно на этих результатах останавливаться во время урока не имеет смысла).

После этого ребята оставляют себе только одну карточку, соответствующую прибору, стоящему в их «лаборатории». Две другие карточки – сдаются.

Подчеркнём, что заодно добавляется необходимость старшеклассникам несколько раз дополнительно подвигаться по классу.

Совет 2. Также в работу с текстом лучше было бы добавить весьма полезный «поиск странностей». Например: все карточки содержат по пять ошибок (три – по смыслу, и две – опечатки). В.М. предложил оформить этот приём пояснением, что, дескать, «текст писал (или набирал на клавиатуре) не отличник, а четверочник, который слегка напортачил».

Пользуясь учебником, ребята делают конспект в тетради, исправляя ошибки (они знают, что их ровно пять). Можно также устроить и так, чтобы ребята писали в чужих тетрадях, т.е. для другой команды…

/вернуться к тексту Письма-отчёта учителя физики Е.Р/

/перейти к перечню комментариев от «зачётной троицы»/

 

Комм.№5. «О контрольных карточках»

После конспектирования ребята берут карточки с контрольными вопросами, составленными учителем. Но вопросы будут интереснее и понятнее детям, если они сами поучаствуют в их составлении.

Для этого можно было бы организовать «шапку вопросов».

Типы составляемых вопросов могут быть самыми разными.

Например:

«вопрос на самое непонятное слово»,

«вопрос, типичный для учебника»

«самый заковыристый вопрос»,

«вопрос, связанный со знанием формул»,

«вопрос, предполагающий короткий ответ»

и т.д.

Подчеркнём, что каждый из «трёх типов», нужных для «шапки вопросов», последовательно задаётся именно учителем (самостоятельность выбора в этом моменте только запутает класс и повредит рабочему темпо/ритму).

/вернуться к тексту Письма-отчёта учителя физики Е.Р/

/перейти к перечню комментариев от «зачётной троицы»/

 

Комм.№6. «О вопросах на понимание»

Среди вопросов от учителя отсутствуют вопросы на понимание.

Предлагаем добавить (или заменить) проверочные вопросы, например, таким заданием:

«вставьте пропущенные слова: при повышении частоты переменного тока сопротивление индукционной катушки _ _ _, а конденсатора –  _ _ _»

«активное сопротивление … от частоты переменного тока, а индуктивное и емкостное  –  _ _ _»

и т.д.

Этот тип заданий должен давать учитель (даже если они вызовут затруднения или на них не сможет ответить ни один ученик, что впрочем маловероятно). А два «контрольных вопроса» (уже явно простых), которые нужно добавить к заданию, указанному на «проверочной карточке», пусть старшеклассники сочиняют сами для соседней команды.

/вернуться к тексту Письма-отчёта учителя физики Е.Р/

/перейти к перечню комментариев от «зачётной троицы»/

 

Комм.№7. «О численности при переходе к соседям»

Дальше для ознакомления другой группы со своей темой из команды уходит один человек. Лучше, если переходить будет вся команда. Кроме одного, который остается «за хозяина» и «принимает гостей» из другой команды – на правах хозяина проще в одиночку разговаривать с другой группой.

Остальная часть команды учится «в гостях» по чужому конспекту (дважды). Поскольку темы имеют много общего, а текст уже не раз прочитан, при изучении внимание (наверное) будет сосредоточено на отличиях.

Можно также дать задание «найти 10 отличий чужого конспекта от своего» и отметить их на доске.

Можно также выставить оценки за чужой конспект.

/вернуться к тексту Письма-отчёта учителя физики Е.Р/

/перейти к перечню комментариев от «зачётной троицы»/

 

Комм.№8. «О смене ролей на уроке»

В сценарии не хватает смены ролей. Кое-что для этого уже предлагалось (оценка за чужой конспект). Но, кроме того, когда дети написали ответы на «учебный тест», вместо проверки своей работы лучше дать ребятам возможность проверить работу других и самим поставить оценку.

/вернуться к тексту Письма-отчёта учителя физики Е.Р/

/перейти к перечню комментариев от «зачётной троицы»/

 

Комм.№9. «О деловой вариативности прятанья ключей»

Поиск ключей с ответами к «учебному тесту» в классе – очень интересный приём. Но кажется, что он:

а) требует трудоёмкой подготовки

б) опасно для целости и сохранности классного имущества.

Можно было бы дать ученикам какие-то социо/игровые наводки (подсказки):

на листок с нужной информацией, вложенный, например, в книгу, стоящей в книжном шкафу на полке с номером, равным количеству вопросов теста;

на книгу в шкафу, автор которой говорит по-английски (предложено В.М.: переведённую с американского языка»), в «содержании» которой нужно найти название прибора, о котором говорится в вашем проверочном ТЕСТЕ, открыть страницу с этим разделом, и та буква, которой больше всего в пятой строчке снизу на этой странице – индекс правильного ответа на первый вопрос вашего теста (проверили по переводному вузовскому учебнику, который был у нас под рукой).

/вернуться к тексту Письма-отчёта учителя физики Е.Р/

/перейти к перечню комментариев от «зачётной троицы»/

 

Комм.№10. «Об индексации правильных ответов»

Все правильные ответы на тесты даны под одной и той же буквой «А». Это, несомненно, будет отмечено учениками. Но фиксация такого факта в памяти ребят является совершенно излишней. А то и вредной.

Учителю конечно так проще – не запутаешься. Да только ученикам подобный приём интереса не добавляет («Ага, так оказывается на всё можно было просто отвечать! А мы-то мучились, решали…»).

/вернуться к тексту Письма-отчёта учителя физики Е.Р/

/перейти к перечню комментариев от «зачётной троицы»/

 

 

Комм.№11. «Об учебных перспективах и углублениях»

Если в классе имеются стенды с формулами и физическими законами – хорошо бы и их было включить в зону «боевых действий».

Наличие в классе хотя бы макетов рассматриваемых приборов, на наш взгляд, сильно способствовало бы усвоению (материализованная форма умственного действия).

А если приборы – настоящие, то в этом случае с ними можно устроить долгоиграющую лабораторную работу (тема то не на один урок). В которой одна команда будет придумывать схему для другой. А проверять их будет третья…

И много другого интересного (см. Предисловие).

/вернуться к тексту Письма-отчёта учителя физики Е.Р/

/перейти к перечню комментариев от «зачётной троицы»/

 

С уважением,

Красякова Ольга
[факультет Вычислит. матем.и киберн.(ВМиК) МГУ, 5 курс],

Суворов Михаил
[факультет Вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) МГУ, 4 курс],

Козлов Александр
[Механико-математический факультет МГУ, к.ф.-м.н.]

_______________________

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
Разбор ПОЛЁТОВФизика

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

2 комментария Три вида СОПРОТИВЛЕНИЙ (11кл)

  • Валентина, вряд ли этот путь (социо-игровая педагогика) можно считать лёгким. Уверена, что наоборот, что гораздо легче провести урок как всегда, по накатанной и отработанной методике. Читая отчёт о ходе урока, судить о том, насколько досконально изучена тема, сложно, мягко говоря. То, что эмоционально окрашено, запоминается надолго, это известно. Думаю, что этот урок физики – яркая вспышка в учебных буднях. Спасибо учителю!
    «Быть режиссёром самостоятельного (…) изучения сложной темы» – это высший пилотаж, по-моему. Слово «некомпетентного» намеренно опускаю, поскольку не понятно, – это вы о детях?
    Режиссёр – это вообще гораздо более широкое поле деятельности, чем сотрудник на зарплате, будь он даже «ас своего дела». За всё отвечает, – замысел, сценарий, драматургия, исполнение, обеспечение, эмоциональное воздействие, результат, воспитательный эффект, последствия… Дети в школе живут, а не просто осуществляют учебную деятельность. Уж они-то точно оценят творческий подход учителя и вспомнят, что узнавать новое – это здорово!
    Мне захотелось ответить на ваш комментарий, поскольку сама я пребываю в полном восторге с самого первого занятия у профессора Букатова на ФПО МГУ от возможностей, которые открывает социо-игровой метод и драмо/герменевтика в преподавании такой “скучной” дисциплины как обществознание. И, хотя моя педагогическая практика начнётся только в январе, уже предвкушаю, как будем создавать команды, как будем “блуждать по тексту” и делать открытия, делиться ими с “соседями”. Как поймём, наконец, чем отличается гражданственность от патриотизма, – ведь учебник не отвечает на этот вопрос, и многое, многое другое. Вспомним радость познания!
    Одно омрачает это радостное предвкушение – моя виртуальная полемика с завучем (теперь он зовётся “Руководитель структурного подразделения “Школьное отделение”), которая говорит мне, как ДОЛЖНО БЫТЬ, и её КЛЯП – кацелярско-литературный новояз педагога, от которого увядает всё живое. Но мы прорвёмся!

  • Я думаю, что не стоит искать лёгкие пути для себя в объяснении столь трудной темы, как “Сопротивления в цепи переменного тока”. Роль учителя на этом уроке – режиссёр игры. Конечно ребятам понравилось двигаться, играть. Тема не изучена досконально, демонстрации опытов (не простых) отсутствуют. Применение полученных знаний нет. Механическое запоминание формул, ничего более. Игровой метод, по-моему, применим на уроках обобщения. Не нужно плыть по течению новых веяний. Учитель должен быть на уроке основным средством добычи информации. А для этого он должен быть асом своего дела, а не режиссёром самостоятельного некомпетентного изучения сложной темы.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика