Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Силовые игры-разминки

«Парк» культуры и отдыха Лекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

[2] Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 2: Игровые РАЗМИНКИ

___________________________________________________________________________

По материалам кн.: Реутский С.В. Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми дома,  в детском саду и начальной школе. – СПб: Образовательные проекты; М: НИИ Школьных технологий,  2009. –  160 с.  //  заказать эту книгу можно в интернет-магазине razvivalki.ru или в интернет-магазине – http://www.montessoriworld.ru/ . Или прямо у издателей (если несколько книжек — будет подешевле): http://win.mail.ru/cgi-bin/sentmsg?compose&To=osvita%[email protected] (пометить: про доставку книг// для Нинель Бережной)

Реутский С.В.

О детской драчливости и культуре поведения в конфликтах

Другая среда, другая острота проблемы

___В последние десятилетия резко уменьшилась возможность у детей двигаться, удовлетворять какие-то свои двигательные потребности и разрешать споры. Если раньше была (и была в традиции) уличная дворово-игровая среда, которая позволяла эту проблематику между мальчишками разрешать, выяснять, кто сильнее, то сейчас всё стало намного сложнее. Потому что эта среда практически исчезла в больших городах.

___Потребность в движении, в выяснении, кто сильнее, в выплёскивании накопившихся агрессивных импульсов остаётся, а возможности её реализовать становится всё меньше и меньше.

___В народной традиции этот опыт накоплен, в каких-то формах он реализовывался. Даже ещё несколько лет назад при огромном количестве спортивных кружков и секций этих возможностей у детей было больше.

___Если педагог понимает эту проблематику, он и свои учебные проблемы может решить, и взаимоотношения с детьми наладить – конечно, он найдёт время и силы, чтобы заниматься играми. Но не всякий педагог обладает такими ресурсами.

___Поэтому хотелось бы прежде всего наладить в школах и детских садах игру старших детей с младшими – то, что во дворах было всегда. Без старших игра обычно не шла или шла хуже, правила не так соблюдались. Если удаётся запустить такие отношения, когда старшие играют с младшими, это получается здорово и для тех, и для других.

Разберёмся в причинах

___Потребности в драке ради драки у ребёнка нет. Но форму драки принимает потребность в чём-то другом. В чём же?

___Попробуем разобраться.

___Итак, фиксируем. Ну, во-первых, потребность померяться силами, выяснить, кто сильнее.

___Во-вторых, потребность в движении. Взрослые обычно «заорганизовывают» детей, особенно на занятиях: не бегай, не дёргайся, сиди спокойно, то не делай, это не трогай и т.д. Поэтому необходимость выплеска энергии в той или иной степени есть у каждого ребёнка.

___И третье – это потребность в телесном контакте. У нас эта потребность обычно не учитывается, но она ведь очень велика, особенно у младших детей. Она и выражается в форме «потолкаться», «померяться силами». Это могло бы найти своё удовлетворение в семье, но большинство родителей, к сожалению, от этого уходят.

___А агрессивность откуда берётся? – спросите вы. Психологи, наверное, ответят на этот вопрос лучше. Но мы, педагоги, обсуждали эту тему и зафиксировали две причины – это страхи и разные детские неудовлетворённости, проявляющиеся в форме агрессии.

___Тут надо понимать, что у современного ребёнка процессы возбуждения и торможения несбалансированны. Процессы возбуждения очень легко охватывают ребёнка, и он теряет контроль над своими действиями.

___Типичная ситуация: меряются силами, один другому сделал больно, другой старается ответить больнее, и каждый считает себя хорошим и правым.

___Поэтому и когда мы меряемся силами, и когда мы выпускаем пар, и когда мы аккуратно пытаемся работать с агрессией, в культурных формах, везде наша задача – путём специальных упражнений и изменения правил игры помочь детям научиться контролировать своё состояние. Конечно, сначала надо, чтобы этому научились педагоги, потом помогли детям, а потом, как идеальный вариант, дети уже сами могли контролировать своё состояние.

___А теперь попробуем предложить вам несколько подвижных игр.

о

Меряемся силами. Толкаемся и толкаем

___Начнём с непосредственного силового контакта. Борьба как раз помогает разрешить все проблемы, которые мы назвали, в культурной форме.

___ТОЛКАЕМСЯ СПИНАМИ. Дети объединяются в пары – кто с кем. Через несколько секунд, когда пары определились, ставим их в две шеренги – каждый ребёнок напротив своего напарника.

___Дети поворачиваются спинами друг к дружке и садятся на пол. Правила следующие: толкаемся спинами, упираясь руками и ногами в пол, задача – сдвинуть противника до определённой границы. (Для безопасности желательно, чтобы дети, особенно если они ещё не подготовлены и неразмяты, были как можно ближе к полу.) Роль границ могут выполнять, например, стены коридора. «Коридор» можно устроить из стульев, поставленных в два ряда на расстоянии трёх метров друг от друга. Или же границы можно просто нарисовать на полу мелом.

___— Внимание! Как только кто-то из вас коснулся ногами границы, он должен сказать стоп! — и напарник перестаёт его толкать. Возвращаемся к исходной позиции. Понятно? Итак, команда готова? Приготовились… Начали!

___Одновременно с командой педагог громко хлопает в ладоши. Дети начинают толкать друг друга спинами.

___«Какие упорные… Не сдаваться!.. Стоп! Теперь быстренько поменялись парами». Дети меняются парами.

___«Посмотрите внимательно, все ли заняли середину?.. Приготовились… Начали!.. Не сдаваться!.. Стоп! Закончили. Теперь, пожалуйста, быстренько сели по местам». Педагог останавливает процесс, не дожидаясь, пока возникнет спор о том, кто выиграл.

___На всё упражнение, включая два повторения со сменой пар, обычно уходит не более двух минут.

___Ещё несколько примеров подобной силовой борьбы по разным правилам. Эти упражнения, несмотря на свою простоту, отбирают довольно много сил и быстро успокаивают.

___ТОЛКАЕМСЯ БОКОМ. Дети объединяются в пары и опускаются на четвереньки. Напарники становятся боком друг к дружке. (Дистанция между парами должна быть достаточной, чтобы они не мешали друг другу). Дети уже без отдельного комментария понимают, что надо занять пространство в середине и сталкивать противника к краю. Начинать толкаться следует в низкой позиции (ближе к полу), чтобы обезопасить возможное падение.

___«Приготовились… Начали!» Команда раздаётся одновременно с хлопком. Как только первая пара достигает границы обозначенного пространства, педагог, так же с хлопком, останавливает игру. Возврат в исходное положение. Через два раунда (это примерно 1 минута) можно поменяться парами.

___БОРЬБА С ФОРОЙ. Места мало, поэтому одновременно меряться силами будет только одна пара. Один противник большего веса, другой – чуть легче. Они ложатся рядышком на пол лицом вниз и боком друг к другу. Задача: попытаться сдвинуть друг друга с места, толкаясь боками.

___— Готовы?.. Начали!.. Не вставать!.. Толкайтесь, толкайтесь!.. Женя, молодец, поздравляю!

___Мальчик более лёгкого веса, сильно упираясь руками, смог сдвинуть соперника на корпус в сторону.

___В силовых упражнениях бывает интересно брать разные по силе пары. Потому что совсем не обязательно внешне более сильный возьмёт верх в упражнении. Как сейчас и случилось.

___Теперь организуем ещё одну ситуацию. Попробуем ослабить сильного и усилить слабого. Ещё одна пара ребят явно разной комплекции занимают позицию на полу, лёжа на животе, боками вплотную друг к другу. Более сильный при этом должен завести одну свою руку, ближнюю к сопернику, себе за спину, чтобы пользоваться в единоборстве только одной рукой. Загнутая рука – это фора. То есть мы для сильного усложнили правила. И, конечно, хотелось бы увидеть, чтоб у обоих мальчишек появилась потребность померяться силой с форой.

___Ребята начинают толкаться, и уже через три секунды более слабый, но с двумя руками, побеждает.

___«Стоп! Закончили. Теперь меняем правила». (Педагог делает это всё время, чтобы как-то уравновесить силы противников.)

___Ребята остаются лежать на полу. Более крупный мальчик, которого, однако, столкнули в прошлом раунде, теперь заводит обе руки за спину, а второй – только одну, но ту, которой удобнее отталкиваться, то есть дальнюю от противника.

___— Как вы думаете, кто победит сейчас?.. Готовы? Начали!.. Животы от пола не отрывать, не подниматься!..

___Теперь борьба происходит практически на равных, противники только чуточку сдвигают друг друга; причём до момента установления очевидного результата раунд длится всего пять-семь секунд. Стоп!

___ТОЛКАЕМ ПАЛКУ. Меряться силами можно и стоя – если дети «размяты», если дети подготовлены, если они контролируют свои действия. Сейчас мы это сделаем. «Пожалуйста, встали парами».

___Педагог берёт палки, каждая длиной около метра, и раздаёт по одной на пару. Палки своими концами должны быть направлены на соперников. Каждый из них правой рукой берётся за середину палки, другой рукой – за ближний край, а правую ногу выставляет вперёд.

___— Внимание! Мы не тянем, а толкаем палку на противника, пытаясь сдвинуть его к границе (в данном случае к линии стульев). Как только противник достиг линии – стоп! – в исходное положение. И вот ещё что. Кто в вашей паре из вас сильнее, как вы думаете? Решите это, и предположительно более сильный пусть придвинется ближе к линии стульев… Спины ровные!.. Команды готовы? Начали!

___Через три секунды пары заканчивают, кроме одной – она «застревает» на середине, палка торчит в потолок.

___— Стоп! Теперь быстренько меняйтесь парами!.. Не все поменялись, а надо, чтобы у каждого был новый напарник… Посмотрите опять: кто сильнее, тот пусть отступит чуть назад. Это будет фора… Приготовились? Начали!.. Стоп!

___Теперь немного по-другому: палку надо повернуть плоскостью к противнику, каждый берётся за неё двумя руками там, где удобно, и тянет противника за палку на себя. Внимание! Ни в коем случае не отпускать руки!

___А вот самые простые варианты толкания в позиции стоя (без палки):

– противники поворачиваются боком друг к другу и толкаются плечами;

– противники берутся за руки, переплетая пальцы, и пытаются сдвинуть или повалить друг друга.

Договариваться будете? Появление меняющихся правил

___Культура возникает вместе с правилами. А наше дело — суметь подходящие правила предложить. Но правила не могут быть сразу сложными (иначе их не осилят, не примут) — и не могут долго оставаться слишком простыми, они просто перестанут действовать, через них начнут легко «перешагивать». Поэтому правила тоже должны меняться шаг за шагом от простого к сложному.

___Почему ещё надо менять правила? В жизни всё течёт, всё изменяется. В спортивных играх и соревнованиях мы всё время действуем по жёстким правилам, а в жизни этого нет.

___Чем больше правил, тем больше мышления, чем больше границ, рамок, которые мы должны держать, – тем меньше подвижность игры.

___Но, с другой стороны, тем больше, соответственно, самоконтроль у ребёнка. Изменяя правила, мы движемся именно в эту сторону.

___И чтобы подготовить себя к действиям и решениям в реальных ситуациях, надо научиться действовать в условиях с постоянно изменяющимися правилами.

___Ну и, наконец, это же просто интересно! Когда правила меняются, это всё время вызов: смогу, не смогу?

___Традиционные дворовые игры всю эту проблематику разрешали. А поскольку это была среда самостоятельная, без взрослых, то она была саморегулирующейся. Все, кто играл в детстве во дворе, это знают.

___А что мы можем предложить сегодня?

___Ребята очень чётко следят за правилами, и мы это сейчас видели. Дотрагиваются до границы – кричат «стоп»», фора берётся как норма и т.д. При этом все мы прекрасно знаем, что действовать по правилам дети обычно не умеют, у них нет этого опыта. Сколько же усилий надо приложить педагогу, чтобы такого отношения к правилам достичь? И где здесь наши педагогические ресурсы?

___Из моего опыта, это вопрос сроков и мотивации. Если детям интересно, они готовы жертвовать, они готовы напрягаться, они готовы преодолевать и перестраивать себя, чтобы играть, меряться силами.

___ПЕТУШИНЫЙ БОЙ. Исходные правила такие: соперники закладывают руки за спину, встают на одну ногу (любую) и толкаются плечами, напрыгивая друг на друга боком. Кто потерял равновесие и встал на две ноги – проиграл.

___— Ребята, выберите, кто с кем будет биться. Теперь, каждая пара, посмотрите внимательно вокруг: не будете мешать другим парам? Готовы? Начали!

___Три пары ребят, прыгая на одной ноге с заложенными за спину руками, наскакивают боком друг на друга. Через пять-семь секунд определяются победители.

___Как можно изменить правила этой игры? Детей, неуверенных в себе, которым трудно проявлять силу, решительность, волевые качества, становится всё больше. Меняем правила: игра та же, но двое против одного.

___Из ребят я выбираю трёх противников, и одному из них, менее крупному, предлагаю толкаться с двумя более крупными мальчиками. Как видите, они быстро побеждают.

___Что я хочу отметить: Женя хоть и менее сильный, но у него хватает сил противостоять двум противникам. Среди моих сегодняшних помощников нет детей, у которых агрессия сжата внутри, что делает их скованными. А когда это у ребёнка есть, он сжимается перед двумя более сильными соперниками. Тогда я прошу его на минутку выйти за дверь, набраться силы и, когда он будет готов, войти. Если у него появится хотя бы на три-четыре секунды состояние уверенности, он обязательно его запомнит. В следующий раз, как показывает практика, его хватает уже на пять-десять секунд, и это время начинает увеличиваться.

___Вот я выбрал четырёх мальчиков и предложил двоим явно поменьше и послабее сражаться в «петушином бою» с двумя более крупными, пара на пару. Определяю дополнительные правила: коснувшийся земли второй ногой выбывает, в то время как остальные продолжают, пока не определится команда победителей.

___– Команды готовы? Начали!

___Через пять секунд двое более слабых проиграли. Правила меняются: они берут в команду третьего, чтобы уже втроём вновь противостоять двум более крупным и сильным.

___— Договариваться будете, как их победить? Они ведь здоровые ребята! Или прямо сразу в бой?

___Ребята быстро и тихо договариваются.

___— Итак, вы трое против вас двоих. Команды готовы? Начали!

___В результате троица победила двоих, более сильных, но при этом один из ребят получил лёгкий ушиб. Когда появляются травмы и ушибы, даже очень лёгкие, это говорит о том, что ситуация детьми не вполне контролируется – видимо, слишком много эмоций. Значит, правила надо упрощать.

___НАСТУПАЕМ НА НОГИ. В любых подобных играх можно играть парами, друг против друга, двое на одного, трое против двоих, все против одного (такое серьёзное испытание), все против всех. Благодаря возможности менять это соотношение, любая игра легко трансформируется.

___Например, в игре «Наступи на ногу» можно играть все против всех. Вводим дополнительные правила: я наступил кому-то на ногу – мне плюс, мне наступили – минус. И каждый из игроков будет считать этот свой баланс.

___Сейчас вы наверняка представили себе картину: все до одного ребёнка в группе хаотически прыгают, стараясь наступить друг другу на ноги, в результате — орущая куча-мала. Конечно, этой проблемой надо заниматься специально. Конечно, надо сначала дать детям возможность почувствовать вкус к правилам, что соревноваться по правилам интереснее. Ведь если правила нарушаются, то само соревнование исчезает.

___Первое время за выполнением правил вынужден следить взрослый, потом можно делегировать эту функцию старшим детям, а идеальный вариант – когда дети сами создают правила и сами следят за их исполнением. Когда я первый раз предложил детям фехтование на пластиковых бутылках, я был потрясён – все соблюдали правила без всякого с моей стороны контроля. Со стороны как раз трудно углядеть, было касание или нет, – дети сами это как-то определяли.

___Правила можно изменять в любой игре. В какую сторону – зависит от нашей цели. Чтобы телесного контакта было больше, или движения, или контроля, или соблюдения правил (тогда вводим судей). Все игры трансформируются под наши задачи.

Гасим агрессию

___Осалить, топнуть ногой, бросить что-нибудь – это такой опосредованный удар, опосредованная агрессия. Игра, где очень легко попасть во что-нибудь рукой или ногой, позволяет дать выход агрессии. Будет другая цель – будем менять правила.

___«НАСТУПИ НА ХВОСТ». Четверым из восьми мальчиков делаем хвосты из скакалок, обвязывая один конец скакалки вокруг талии. Задача – наступить на хвост своему противнику в паре. Наступил – меняетесь ролями. Правило: руками хвосты не трогать!

___«Всё понятно? Хвостатые начали двигаться!.. Вы уже всё? Поменялись!.. Закончили, уважаемые. Сдать хвосты!»

___САЛОЧКИ С МЯЧОМ. Играем в парах: кому я даю теннисный мячик, тот выбирает себе пару. Готовые пары садятся. Теперь по считалочке выбираем очерёдность: какая пара будет первой играть, какая – второй и т.д.

___Задача: осалить противника мячом. Осалил – меняетесь ролями. В голову не салить!

___Правила следующие. Места мало, и нам надо придумать так, чтобы включить всех и в то же время чтобы самоконтроль не был потерян. Сначала играет только первая пара. Как только я говорю «смена!», она садится и встаёт вторая пара.

___— Кто вторая пара – поднимите руки. Помните, да? Говорю «смена!» – вы садитесь, третья пара встаёт и так далее. Теперь вопрос на засыпку: если играет первая пара, а я говорю «смена-смена!», то какая пара тогда играет? Третья – правильно. Третья пара играет, а я говорю «смена-смена!» – кто должен их сменить? Что, вторая?.. Хм. Ладно. Пока по сложным правилам не будем играть, начнём по простым, а там посмотрим. Итак, первая пара, выходите на середину! Салим, в голову не бросаем.

___Ребята кидают мячик в противника, стремясь попасть, «осалить».

___«Попал? Теперь он водит… Смена!» Смена пар протекает быстро, так что каждая успевает поиграть секунд пять-десять.

___Усложняем правила: например, салим только в правую ногу.

___«Встали, приготовились! Начали!»

___— А где у тебя правая нога?

___— Попал!

___— Это левая!

___— Нет, правая!..

___«Стоп! Внимание на меня! Сейчас… все… задерживаем… дыхание. Пока я считаю до десяти – никто не дышит. Приготовились? Задержали! Считаю вслух: раз, два, три… десять. Дышим! Сели, пожалуйста».

Возвращаем самоконтроль

___Задержка дыхания – это один из способов возвращения самоконтроля. Можно упражнения на равновесие делать, можно использовать жонглирование. Эти упражнения хорошо применять либо когда градус игры слишком повышается, либо перед входом на какое-либо занятие, перед спокойной деятельностью.

___ЖОНГЛИРОВАНИЕ. Правило простое: подбрасываем одной рукой, ловим другой. Одновременно, когда мячик в воздухе, хлопаем в ладоши. Сначала один раз, потом два раза, три, четыре, кто сколько сможет. Но количество хлопков увеличиваем постепенно.

___Если ребята подготовлены и держат правила, то всё очень легко. Даю мячик, предлагаю сделать упражнение с подбрасыванием и хлопками. Кто смог сделать три хлопка, входит на занятие.

___Очень хорошо, когда дети в парах проверяют друг друга. Один подкидывает мячик и хлопает, другой – эксперт. Получился один хлопок – задача усложняется. Теперь надо подкинуть мяч и хлопнуть два раза. А эксперт смотрит и определяет, получилось или нет. И так, пока не удастся сделать четыре хлопка и поймать мяч. После этого эксперт и тот, кто выполняет упражнение, меняются ролями.

___С элементарным жонглированием очень много упражнений. Они не как в цирке, но достаточно сложные. Сейчас попробуем ещё одно. Все садимся на корточки, каждый берёт в руки мячик. Бросаете мячик вверх, встаёте на ноги и пытаетесь поймать. Если это получится, следующий раз уже не садитесь на корточки, а становитесь на колени. Бросаете мячик и вскакиваете за ним уже из такого положения. Если получилось – садитесь на пол полностью, вытянув ноги. Бросаете мячик, вскакиваете и ловите. У кого получились все три упражнения, тот кладёт мячик ко мне в мешок и идёт на занятие музыкой.

___Такое соревнование: кто быстрей на музыку попадёт.

___УПРАЖНЕНИЯ НА БАЛАНС. Здесь очень хорошо видна сбалансированность процессов возбуждения и торможения у ребёнка. Уравновешенный человек будет держать равновесие.

___Самое простое упражнение: сначала надо встать на носочки, закрыть глаза, и досчитать до десяти вслух.

___Второе задание более сложное: надо будет сделать то же самое, только запрокинув голову назад, глаза при этом открыты. (Как говорили те люди, которые меня учили: «За движением не спрячешься». Если на уроках возникают какие-то иллюзии, то здесь всё прозрачно. Жадный пас не отдаст никогда, неуравновешенный равновесие не сохранит.)

___Усовершенствовать это упражнение можно по-разному: глаза открывать или закрывать, стоять на носочках на двух ногах или на одной, запрокинув голову или нет. Можно использовать всё увеличивающееся возвышение или уменьшающуюся опору, можно как-то задействовать руки.

___И последнее упражнение из этой серии. Надо медленно про себя считать до десяти. Задача на это время такая: сохранить баланс на носочке одной ноги. Кто сдвинулся, начинает сначала. Кто закончил, садится.

Проводим поединки

___До сих пор мы говорили о профилактике драк. А что же делать, если драка уже началась, мальчишки сцепились? В любом случае следует сначала их разнять. Но ни в коем случае не обвиняя ни в чём, не угрожая наказанием, – они замкнутся и потом где-нибудь в другом месте всё равно сцепятся. Попробуем погасить конфликт педагогическими средствами. Однако если разговоры не помогли, и мы видим, что конфликт глубокий, надо дать возможность мальчишкам разрешить спор телесно.

___В нашей культуре есть ограничение на публичные проявления агрессии, а в детских учреждениях – так вообще полный запрет. Возможно, это не совсем правильно. Дети должны иметь возможность свою агрессивность проявить.

___Что здесь может сделать педагог? Предложить идею честного поединка. Поединок всегда проходит по определённым правилам, правила обговариваются, определяется судья, и конфликт разрешается культурно, в поединке.

___Желательно, конечно, чтобы это разрешение было отсрочено, например, на время после уроков. За это время конфликт может потухнуть, или могут возникнуть обстоятельства разные.

___О правилах поединка договариваются все стороны – это участники поединка плюс тот, кто остановил драку, обычно кто-то старший. У нас «дуэльной» культуры нет, поэтому без взрослого никак не обойтись.

___ФЕХТОВАНИЕ НА ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛКАХ. Давайте возьмём сейчас наиболее простой и безопасный поединок – фехтование на пластиковых бутылках. Правила следующие (кстати, по этим правилам могут и девчонки с мальчишками выяснять отношения). Если тебя поразили в руку, перекладываешь бутылку в другую руку. Если в ногу – становишься на колено, в обе ноги – фехтуем на коленях. Если обе руки поражены – прячем их за спину и можем только убегать. Нет ни рук, ни ног – можешь укатываться. Как только тебя поразили в живот, бок или спину – проиграл. В голову не бьём. За удары в голову можно назначать штрафы – например, отжимания.

___Пока стороны договариваются о правилах, глядишь, уже и конфликтовать не захотят.

___Сейчас я раздам бутылки четырём мальчикам и предложу выбрать себе соперников. Итак, четыре пары дуэлянтов.

___— Внимание! Поставили оружие на пол и сели рядом! До оружия не дотрагиваться!

___Ритуал обязательно должен быть в поединке, для того чтобы остановить нарастающее возбуждение. У нас такой ритуал придуман: надо поднять оружие вверх, потом дотронуться им до земли, потом скрестить, потом сделать шаг назад. Теперь начинаем поединок.

___Если один проиграл, поединок начинается сначала, но перед этим снова выполняется ритуал. Самое трудное в нём – после скрещения оружия сделать шаг назад.

___«Уважаемые бойцы! Посмотрите по сторонам, оцените обстановку: где здесь есть опасные места, куда не нужно наступать. А теперь взяли оружие и поприветствовали друг друга в ритуале».

___Пары приветствуют друг друга и сразу же начинают фехтовать, держа другую руку за спиной. Через десять секунд кто-то уже неоднократно «ранен».

___— Стоп! Оружие на середину.

___Всё, размялись – пора проводить поединок.

___Лёня вызывается быть поединщиком. Он выбирает себе соперником Антона. Судьёй себе они выбирают Женю.

___Судья должен следить за правилами. Если он видит, что они нарушаются, то говорит «стоп». Если соперники увлекутся и начнут перемещаться опасно для людей, судья должен остановить поединок: «Стоп! Успокоились… Приготовились…» И потом возобновить поединок: «Начали!»

___Первая схватка начинается. Соперники бегают вокруг судьи, пока один не коснулся живота другого бутылкой. Останавливаются, смотрят на судью.

___Судья: «Было касание. Выиграл Антон. Вторая схватка. Начали!.. Стоп! Счёт 1:1. Антон, поаккуратнее, сильно машешь».

___Ребята фехтуют, пока Антон не оказывается «без рук»; его быстро настигает противник.

___«Стоп! Счёт 2:1. Сдайте оружие и садитесь».

___Правила обговариваются, устанавливаются, и, если противники не равны по силам, изменяются. Стоит только попробовать, и окажется, что по правилам действовать интереснее. Вот это мы и называем «культура поведения в конфликте». Можно сказать, что если дети учатся обговаривать правила в физическом контакте, то это проецируется и на их общение в других обстоятельствах.

.

«Парк» культуры и отдыха Лекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

[2] Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 2: Игровые РАЗМИНКИ

.

.

1 comment to Силовые игры-разминки

  • Аншукова Людмила Петровна

    Спасибо Реутскому С.В.!
    Как только я приехала с Педагогического марафона, где я купила запись с различными видами боев. Среди различных вариантов больше всех мне понравился бой на пластиковых бутылках. Во-первых, никаких материальных затрат. Во-вторых, безопасно для детей (т.к. они легкие и удары ничему не грозят).
    Только я решила внести небольшую рационализацию: сделала бутылки разноцветными. Купила цветной скотч, обмотала им бутылки и назвала их “булавами” (так звучит благозвучнее).
    Ребята из 7-9 классов на переменах устраивают для учеников начальной школы поединки. Малыши с удовольствием снимают свои напряжения и негативные эмоции в боях-соревнованиях.
    Перед боем обязательно пожатие рук и перекрещивание “булав”.
    Друг против друга одновременно встают по 4 человека (например, команда “синих” и команда “красных”). Так и охват побольше (за перемену многие успевают поучаствовать), и детям интересней бороться, когда сообща.
    Дорогие учителя – особенно учителя начальной школы!
    Попробуйте! Сами увидите, как в этих боях детская агрессивность будет отлично сниматься!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика