Сам себе РЕЖИССЁР → Школьный МУЗЕЙ и краеведческая работа
Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → ВЫСТАВОЧНЫЙ павильон «Лабиринты»
___________________________
Семейный клуб «Иван-да-Марья» при музее «Берегиня» (в московской школе 875)
Школьный музей традиционной тряпичной куклы «Берегиня» был создан учителем начальных классов Мариной Иосифовной Ерманок (педстаж 36 лет работы в одной и той же школе) и открыт 19 октября 2007 года. В музее представлено более 500 кукол, привезенных из экспедиций. Экспонируются куклы, выполненные известными мастерами традиционной игрушки: И. Агеевой (г. Тула), Н. Осиповой (г. Киров), Е. Коноваловой (г. Апатиты), Р. Тарасовой (г. Калуга), М Мишиной (г. Санкт-Петербург), Л. Лобак (г. Санкт-Петербург), М. Сысоевой (г. Череповец) и др.
Марина Иосифовна Ерманок
Ι. О музее БЕРЕГИНЯ
Наш музей расположен в специально переоборудованном кабине и представляет собой фрагмент крестьянской избы XIX века. В музее есть макет печи в натуральную величину, люлька, прялки, лавки, стол, сундуки, самовары и домашняя утварь конца XIX – начала XX веков. Большинство экспонатов подлинные и представляют историческую и художественную ценность.
Обстановка избы позволяет посетителям – школьникам и их родителям – лучше вспомнить, узнать, понять и прочувствовать историческое прошлое. И даже насладиться уникальной красотой подлинных костюмов из коллекции известного собирателя и автора книг по истории русского костюма С. Глебушкина (г. Москва). Экспозиция знакомит гостей музея и с различными видами рукоделия: ткачеством, вышивкой, кружевоплетением. Коллекция полотенец и поясов позволяет изучать конкретные особенности уникальных узоров и орнаментов, их глубочайшую символику.
ΙΙ. О семейном клубе ИВАН-да-МАРЬЯ
При музее нами был создан семейный клуб-мастерская «Иван-да-Марья». Участникам клуба от 3 до 70 лет.
Посещая еженедельные занятия в течение года, каждый из участников клуба – и взрослые и дети – получают возможность создать своими руками собственную домашнюю коллекцию кукол.
Каждое занятие – это не только унесённая домой куколка, которая была сделана своими руками в той или иной традиционной стилистике, но и небольшой урок по истории, практикум по рукоделию, а также посиделки с чаем, пирогами и песнями.
Музей сотрудничает с аналогичными музеями Кирова, Волгограда, Калуги, музеем Л.Н.Толстого в Москве.
На базе музея проводятся мастер-классы для педагогов московских школ. Осуществляется сотрудничество с факультетом начальных классов МПГУ (проводятся лекционные занятия для будущих педагогов по теме «Кукла как инструмент обучения и воспитания школьников»).
1. По пятницам в школьном музее собираются члены семейного клуба. Каждое занятие начинается со знакомства с материалом новой темы, связанной со способами и приёмами изготовления кукол и семиотике восприятия их стилистики.
2. После объяснения все приступают к работе. Завсегдатаи семейного клуба – бабушка Галина Борисовна со своей внучкой Эммой – за совместным изготовлением очередного тряпичного шедевра
3. В конце занятия устраивается фото-сессия получившихся красавиц. Их количество говорит само за себя. Сколько кукол, столько мастеров трудилось на конкретном занятии клуба-мастерской.
Если приёмы изготовления изучаемой куклы сложны, то над каждым экземпляром трудится «семейный подряд». Если же конструкция достаточно доступна для юных членов клуба, то и каждый ребёнок, и каждый взрослый уходят с заседания клуба со своей собственной работой
4. Если на предыдущей фотографии запечатлены куклы изготовленные по теме «Зёрнышки» (основа куклы: мешочек с зерном), то эти куклы появились после заседания клуба по теме «Мать и дитя». Каждая из них буквально излучает и заботу, и нежность, и трогательную любовь
5. А эта фото-сессия была проведена после «заседания» по теме «Веснянка»
6. После фото-сессии всегда устраивается коллективная демонстрация мастерами своих изделий. Тема: «Вятская куколка на пальчик»
7. Завершается работа традиционным чаепитием «Ссындина». Для этого устраивается складчина. Каждый приносит что-то из дому. Желающие специально для занятия готовят какие-нибудь особые пекушки для угощения пришедших
В нашем музее специально для чаепитий припасена посуда. Так что чайных приборов хватает всем
8. В конце каждого занятия-заседания клуба традиционное чаепитие перетекает в традиционное душевное пение.
Собравшиеся под гитару исполняют любимые песни. Очень часто в виде своеобразного завершения звучит песня Суханова, по сути дела ставшая гимном нашего школьного музея, потому что в ней поётся о том, что дом, это то, куда готов ты возвращаться вновь и вновь…
Сам себе РЕЖИССЁР → Школьный МУЗЕЙ и краеведческая работа
Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → ВЫСТАВОЧНЫЙ павильон «Лабиринты»
___________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
Здравствуйте, Марина Иосифовна, как можно связаться с Вами?
У меня есть вопрос по кукле-перевертышу, очень хотелось бы получить Вашу консультацию.
С уважением Наталья
админ САЙТА: Уважаемая Наталья, сейчас лучше всего связываться с Мариной Иосифовной через администрацию школы 875 (например, по телефону, указанному на сайте позвонить в школу секретарю и передать свою просьбу, указав обратный телефон для связи (не э-мейл, и не скайп) и … ждать ответа (другой способ: прийти на одно из родительских занятий, узнав о расписании всё у того же школьного секретаря) – админ
Марина Иосифовна! Добрый день!
Видеоролик про кукол на сайте шк.875 посмотрела по совету подружки: “Посмотри, интересно!”
Такой мощный и одновременно ненавязчивый импульс – захотелось поискать еще информации, почитать, поделиться со знакомыми, попытаться самой сделать!
Спасибо Вам огромное!
С уважением,
Наталья
Добрый день! Сюжет из “Ремёсел” о тряпичной кукле Машеньке стал идейным толчком для работы над проектом “Тряпичная кукла – игрушка и элемент семейных обрядов”. Мои ученицы с удовольствием знакомятся с традиционной куклой славян, собирают материал о куклах своего народа. Сказку мы разнообразили и дополнили жизненными ситуациями, в которых присутствует обрядовая, обереговая или игровая кукла.
Все слушатели с восторгом смотрят и слушают сказку “о Дуняше” по мотивам сказки Ерманок М.И.
Мы очень благодарны! Марина Иосифовна, огромное Вам спасибо за идею!!!!
Доброго времени суток,уважаемая Марина Иосифовна!
Меня зовут Ольга Сидляревич.Я живу в Беларуси, куклами занимаюсь более пяти лет, могу ли посетить Ваш музей и семейный клуб с целью более глубокого изучения традиций славянской куклы? Проводите ли вы мастер-классы для желающих из других регионов?
Добрый день,
Марина Иосифовна. У меня вопрос вот какого характера. Возможно ли организовать нашему 1 А классу школы им. Тубельского N 734 (Москва) экскурсию в Вашу избу с мастер-классом по изготовлению кукол самокруток? Если да, то возможно ли это в выходной день? Или только в будний? Какое количество детей может принять участие? В классе у нас 25 деток.
Буду очень признательна за ответ. Мой телефон для связи у администратора сайта
Доброго времени суток!!!
Марина Иосифовна, как можно связаться с Вами?
У меня есть вопрос по кукле-перевертышу, очень хотелось бы получить Вашу консультацию.
С уважением Татьяна