меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Основы ДИНАМИКИ и зайцы дедушки МАЗАЯ (9кл)

Разбор ПОЛЁТОВФизика
Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА

__________________________________________

Из рабочих материалов научно-методического архива доктора педагогических наук В.М.Букатова

К уроку подготовилась лишь часть ребят
или  «Основы ДИНАМИКИ» и
зайцы дедушки МАЗАЯ (9кл)

Письмо-отчёт сельской учительницы Е.Ф.
с ответными репликами-комментариями В.Букатова

.

с о д е р ж а н и е

I. Письмо-отчёт учительницы физики Е.Ф.

II. Ответные реплики-комментарии В.Букатова

Репл.-комм. №1. Не тратить времени урока на брань!..
Репл.-комм. №2. Делать не дома, а в классе на самом уроке!..
Репл.-комм. №3. Не «показательные усилия», а обычная повседневность…

◊◊◊◊◊

I. Письмо-отчёт учительницы физики Е.Ф.

После того как была пройдена тема «Основы динамики» в 9 классе, я предложила ребятам подобрать отрывки из стихов и сказок, где говорится о действии различных сил. К сожалению, к уроку подготовилась лишь часть ребят (Репл.-комм.№ 2).

Но когда стали обсуждать отрывки, в работу включились почти все ребята (Репл.-комм.№ 1).

Большинство из найденных отрывков было связано с силой трения. Хотя были и другие.

Особенно оживленно ребята обсуждали отрывки из стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасались на нем.
«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…

Обсуждаемые на уроке вопросы:

1. Почему не смог взять Мазай всех на лодку?

2. Оцените, при каком min объеме бревна зайцы могли на нём плыть?

После урока Тихонова Валя сказала: «А нам понравилось, давайте еще проводить такие уроки» (Репл.-комм.№ 3).

◊◊◊◊◊

II. Ответные реплики-комментарии В. Букатова

Уважаемая Е.Ф., с большим удовольствием и интересом прочитал о том, как вы здорово придумали использовать стихотворение Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» для обсуждения физических вопросов на уроке. Ну а теперь о социо/игровых ракурсах рассказанного вами эпизода урока.

Реплика-комментарий № 1. Не тратить времени урока на брань!..

Реплика-комментарий № 2. Делать не дома, а в классе на самом уроке!..

Реплика-комментарий № 3. Не «показательные усилия», а обычная повседневность…

◊◊◊◊◊

ВячеславБукатов

Реплика-комментарий № 1 . Не тратить времени урока на брань!..

Хорошо, что все ребята заинтересовались. И те, кто выполнил домашнее задание и те, кто не выполнил.

Если все начинают работать, то это гораздо лучше, чем тратить время урока на то, чтобы бранить некоторых учеников за несделанное домашнее задание.

Вы рассказали о нормальном выходе из обычной школьной ситуации. Спасибо за её деловое разрешение.

ВячеславБукатов

Реплика-комментарий № 2. Делать не дома, а в классе на самом уроке!..

У меня возник вопрос: почему не на самом уроке ребята искали в книжках нужные цитаты из стихов и сказок для обсуждения физических законов. Подобные задания лучше давать не в качестве домашнего, а делать тут же на уроке.

Представим: всем раздаются по 2–3 детские книжечки. Тоненькие, разных авторов, с картинками и без, из тех, что обычно всегда можно найти в школьной библиотеке.

Решил проверить: взял наугад детскую книжку: К.Чуковский «Про всё на свете».  В «Тараканище» нахожу:

Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом наперёд.

А дальше с точки зрения «Основ динамики» ещё интереснее:

А за ним комарики
На воздушном шарике

Проверяю дальше. Листаю «Айболита». Читаю:

Но тут выплывает кит:
«Садись на меня Айболит!»

Вывод: ученическим тройкам-парочкам будет интересно не только искать и находить нужные цитаты, но и потом увлечённо обсуждать найденное, ломая голову над тем,  какие же это силы были задействованы в той или иной ситуации.

◊◊◊◊◊

Теперь о конкретной организации работы. То есть о «режиссуре урока», которую вы, уважаемая Е.Ф. постарались в своём рассказе обойти стороной.

Раз у вас класс малочисленный, то девятиклассники будут работать по парам или тройкам (см. в нашей Хрестоматии деление/объединение на команды).

За 2–3 минуты (от силы – за пять!) девятиклассникам нужно найти в художественных произведениях отрывки, в которых были бы зафиксированы  действия физических законов.

Когда время истекло – все книжки закрываются. По считалке определяется очередность, и малые группы докладывают, кто что смог найти-нагрести-откопать.

Как показывает опыт, подобная форма организации работы более эффективна, чем выполнении подобного задания дома в одиночку. И тогда учителю не приходится констатировать, что дескать, к сожалению, лишь часть ребят подготовилась к уроку.

ВячеславБукатов

Реплика-комментарий № 3. Не «показательные усилия», а обычная повседневность…

Особо подчеркну, что для отечественной педагогике будет замечательно, если мнение Тихоновой Вали будет путеводной звездой на любом уроке и для любого учителя.

Если же воспринимать слова «понравилось, давайте ещё» как ученическую реакцию на исключительный урок, то это – педагогическая банальщина. Каждый урок должен быть построен так (и так заканчиваться), чтобы ученикам хотелось его повторения.Тогда они на любой следующий урок будут бежать к учителю с удовольствием (не опаздывать, не пропускать, не отлынивать).

Поэтому если вы привели высказывание Вали не в виде исключительной платы за ваши неординарно-показательные усилия, а как повседневную вешку – одну из тех, на которые вы стремитесь постоянно ориентироваться, в своих суждениях о результативности очередного урока в очередном классе, – то честь вам и хвала. Я по мере своих сил и возможностей буду стараться помогать вам продвигаться к подобному пониманию профессионализма в своей  работе всё ближе и ближе.

ВячеславБукатов

Разбор ПОЛЁТОВФизика
Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

1 comment to Основы ДИНАМИКИ и зайцы дедушки МАЗАЯ (9кл)

  • Екатерина

    Супер сайт! Спасибо огромное! Не могу оторваться. На уроке нужно играть. С понедельника начну с детских книжек.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика