Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ обучение: два урока математики (6кл)

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрКак из одного игрового приема получить много-много интересных вариантов

[2] Сам себе РЕЖИССЁРМАТЕМАТИКА

___________________________________

Елена Соколова

Две версии

социо/игрового задания

«Видимо-невидимо»

в 6 классе

Компенсирующего Обучения

Елена Соколова: «Возможно, это их пересаживание – маленький шаг на пути объединения класса»

.

Шестой класс, в котором я веду уроки математики, не совсем обычный. Это ККО- Класс Компенсирующего Обучения.

В классе всего 9 детей, но у каждого из них своя история. Есть ребенок, которого год назад взяли из детского дома и у него проблемы с усидчивостью и вниманием. Есть таджик, который плохо говорит по-русски. Есть ребенок, больной эпилепсией. Есть аутист….

Кто-то учится неплохо, кто-то совсем слабый. Но общая черта у всех – быстрая утомляемость. Поэтому буквально каждые 7-10 минут делаю маленькие «перерывчики-отвлекалочки». И арсенал социо/игровых приёмов обучения сразу пришёлся кстати.

Очень нравятся ученикам социо/игровые разминки «Руки-ноги» и «Эхо».

Игру «Встать по пальцам» пока не пробовала, думаю, из дальнейшего рассказа  будет понятно, почему.

Хочу рассказать о двух опытах проведения своих математических версий задания «Видимо-невидимо».

Первый опыт –  не совсем удачный. Второй – уже лучше.

Опыт № 1

Перед началом урока, пока в классе никого не было, разделила доску на 2 части. На каждой части написала штук 30 примеров на знание таблицы умножения (решила, что самой мне это сделать проще, чем доверять подобную работу самим детям). Доску закрыла.

После приветствия в начале урока объявила, что сейчас мы устроим соревнование между двумя командами. Попросила всех выйти к доске, встали в круг. По считалке начали делиться на две команды. Дело оказалось затянутым. И тут дети стали переходить из команды в команду, по принципу, что «а я с ним не хочу быть в одной команде». Или – «а я не буду вместе с N в команде, потому что мы с ним враги».

В итоге всё-таки на команды разбились, но так, как дети сгруппировались сами.

Две команды заняли два ряда, рассевшись по одному за парту.

Сказала, что каждой команде нужно по одному выходить к доске, писать ответ у любого примера и садиться на место. И так по цепочке «на скорость».

Всё шло нормально. Все примеры решили.

После этого предложила каждой команде проверить ответы другой и исправить ошибки.

Тут все вышли к доске. И стали увлечённо обсуждать (!) и вносить исправления. В какой-то момент я даже почувствовала себя учителем с картины «Устный счёт в сельской школе».

– Вот оно! Я стою в сторонке, а дети что-то обсуждают, обдумывают решают…

Но тут я увидела, что на последний парте сидит один мой ученик. И плачет.

Подсела к нему. Спросила, в чём дело.

– Я плохо знаю таблицу умножения. И те ответы, которые я знал, уже быстро написали другие. Поэтому я даже не смог выйти к доске…

Как могла утешила его. Сказала, что это из-за того, что его в школе не было месяц. А за это время мы таблицу умножения несколько раз повторили. Но с ним мы эту таблицу выучим на дополнительных занятиях. И всё будет хорошо.

А для себя поняла, что это издержки «парной педагогики» (в самом банальном варианте «учитель+ученик»). Что работа «малыми группами» просто необходима. Что вместо неё на уроке злополучно царит «индивидуальная работа учеников»…

Опыт № 2

Решилась на повторение экспериментаторства после беседы с В.М. Букатовым.

Дети вошли в класс. Традиционное приветствие, ученики сели на свои места.

– Класс, внимание! Все встали. Вышли к доске.

На парте разложила – рубашкой вверх – 9 карточек. (Из 5 карточек складывался рисунок  ЖИРАФА, из 4 – СЛОНА).

Каждый вытянул по карточке, предложила сгруппироваться так, чтобы сложились картинки. В итоге получилось две команды: СЛОН и ЖИРАФ.

Отметила, что в отличие от прошлого раза, никто карточками не менялся и из команды в команду не переходил (!). И даже у каждого было своё имя. Например, «Хвост слона» или «Нога жирафа».

К «перестановке парт» приступаем по настоятельному совету В.М.Букатова. Кратко сообщаю:

– Двое из команды – шаг вперед. Вам нужно приготовить для команды стол, сдвинув две парты.

Быстро всё готово. Получилось 2 «гнезда».

В одном гнезде четверо, в другом пятеро.

Расселись.

Посыльные от команды получили у меня по листу ватмана (опять для «Видимо-невидимо», но уже по совету В.М.Букатова в изменённом варианте).

Задание: написать на ватмане примеры на умножение и деление  из  таблицы умножения. По желанию детей решили, что ещё могут быть примеры на сложение и вычитание.

Работу команды начали с того, что в центре ватмана старательно написали своё название…

В той команде, где было 5 человек, оказалась очень слабая девочка – Лена. С ней в классе никто не хочет ни сидеть, ни дружить. Поначалу и в команде капитан ей сказал, чтобы она сидела и ничего не писала. Потому что всё равно она напишет всё неправильно.

Я вмешалась. Сказала, что Лена может взять таблицу умножения и писать примеры, заглядывая в неё. Так они напишут больше примеров. И второй команде придётся «тяжелей». Тогда Лену тоже допустили к ватману.

Через минут семь после начала работы с ватманами объявила (как учил нас В.М.Букатов), что начинаю считать до 20. Когда досчитаю – работе конец.

Размеренно и негромко начинаю вести «отсчёт». В командах суета. Но окончание работы получилось достаточно чётким.

По моему сигналу команды меняются местами. И на ватмане соседей начинают решать примеры.

Ответы писали дружно. Лена тоже писала, подглядывая в таблицу. Кстати, они специально договорились, что примеры, которые есть в таблице –  пишет Лена, а те, что надо вычислять – считают и пишут другие.

Через какое-то время – когда увидела, что работа подходит к завершению – опять начинаю вести «отсчёт». И опять команды поменялись местами.

Команды вернулись на свои места. К своим ватманам с примерами. К которым соседи приписали ответы.

Всем выдала красные ручки. Команды начали искать и исправлять ошибки.

Потом все ошибки посчитали. На доске написали название команды и под ними – количество допущенных ею ошибок. Это был счёт игры.

После этого мальчишки предложили из ватманов сложить самолетики.

Сложили, запустили. Дальше пролетел самолет той команды, которая проиграла. Взрыв ликования. Решили считать, что победила дружба.

На перемене  спросила – «Понравилось?» Вроде все ответили «Да». Но один мальчик подчёркнуто строго сказал:

– Ну хватит  играть. Давайте уже учиться.

◊ ◊ ◊ ◊ ◊

По сравнению с первым опытом считаю, что второй прошёл гораздо более удачно. Но, когда после урока спросила:

– Как будем работать дальше: останемся в гнездах? или вернём парты на место?

Все ответили – вернём на место. И быстро расселись как раньше. Опять по одному-двое.

Правда, на следующий день три мальчика сели вместе за одну парту. Буду наблюдать. Возможно, это их пересаживание – маленький шаг на пути объединения класса.

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрКак из одного игрового приема получить много-много интересных вариантов

[2] Сам себе РЕЖИССЁРМАТЕМАТИКА

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов


2 комментария КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ обучение: два урока математики (6кл)

  • С удовольствием прочитала. Пока читала первый опыт, думала: “Как здорово!”, а когда второй – все ваши исправленные ошибки понравились ещё больше. Теперь стоит вопрос передо мною, как использовать такой игровой приём на уроке СБО с УО детьми?

  • Лада

    Очень интересный опыт!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика