меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Две недели в сельском Д/С

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА

_____________

Ольга Александровская

БУДНИ СЕЛЬСКОГО ВОСПИТАТЕЛЯ
на православном приходе

Так получилось, что я согласилась приехать из Москвы во время своего отпуска в село Давыдово и две недели заменять воспитательницу в детском садике сельского православного прихода. И вот, оказавшись в Давыдово и полюбовавшись изумительным давыдовским закатом, получила ключ от вагончика «для жизни» (это на территории летнего лагеря на краю села), должностные инструкции  и рабочие наставления от Яны – ведущего методиста Центра развития дошкольников при Храме иконы Владимирской Божией Матери села Давыдова. И – с Богом!

С некоторыми из детей я уже была знакома по прежним приездам в Давыдово. С остальными подружилась без труда, потому что дети здесь доброжелательны и открыты. И уклад их жизни этому явно способствует.

Понравилось утреннее приветствие, когда детки становятся в круг и называют  друг друга по имени, передавая из ручек в ручки зажжённую свечу. Все желают доброго утра, а потом вместе дуют на пламя.

В первый день маленькая Вика, принимая свечку, коснулась пальчиками огня и, видимо, обожглась. Зато в следующие дни она стала уверенней брать подсвечник (в виде голубка). И хотя она ещё не могла произносить приветствия полностью, но имя стоящего рядом человечка старательно называла.

Вообще, все обычаи садика очень трогательны. И распевание: «Тили-бом, тили-бом, все игрушки соберём». И выстраивание «паровозика», который всех деток везёт на кухню завтракать-обедать-полдничать.

При этом старшие наперебой хотят быть первыми и возглавлять процессию. А маленький Федя, молча, встаёт впереди и никого уже не пускает.

Первые дни не могла без слез слушать детскую молитву перед едой. В московской жизни я напрочь забывала вовремя совершать этот обряд. А здесь дети шепотом напоминали мне, воспитательнице, что и как надо делать. Слава Богу, научили!

Маленькому Сереже, как видно, нравилось молиться. Но слов он не произносит, потому что вообще их знает ещё мало. Однако внимательно смотрит на Вову, который старательно выводит мелодию молитвы. Шевелит губами и пытается креститься.

Накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы говорили с детками об этом событии. Рассматривали икону. Детки вспоминали, где видели этот сюжет. У кого дома есть такая икона.

Мальчиков, конечно, настроило на особо серьезный лад то, что войска Тамерлана, стояли под Москвой. И тема защиты Отечества весь день звучала в их затеях.

Во время игр в ход пошли игрушечные сабли и луки. Рисовали они исключительно воинов с мечами, в кольчугах и верхом.

А на следующий день пошли в храм. Невоцерковленных  детей очень заинтересовала  динамика службы. Стараясь разглядеть происходящее в алтаре, они вытягивали шеи. Но послушно оставались возле воспитательницы и нянечки.

А воцерковленные юные общинники чувствовали себя как в родном доме. В этот день причастилась Вика, за свои четыре года второй раз в жизни. И все дети щедро были окроплены святой водой, когда подходили к кресту. Сережке это очень понравилось, и он готов был ещё раз поиграть с батюшкой в «дождик»!

Потом детский сад вместе со всеми был приглашён в трапезную на чаепитие! Детки, которые готовились к причастию, конечно, проголодались, и вкуснейший пирог с мясом и творожная запеканка от шеф-повара Нади были съедены моментально и с благодарностью.

В той же трапезной мы нашли себе очень удобный приют во время «дымовушки», случившейся в садике в дождливый день. Дым не пожелал идти в заданном направлении, то есть в трубу, а устремился наоборот, прямо в комнату (в конце августа перекладывали печь, а в сентябре неожиданно появились серьёзные проблемы, которые потом всё же были решены).

Поэтому в гостеприимной трапезной мы завтракали, рисовали, вырезали из картона. И бегали, а Оле, готовившей еду на кухне. С нами ей было веселее.

Но в этот день трудновато пришлось  нашей няне Свете. Она проветривала и мыла весь наш садик. А потом разбирала привезённую накануне типографскую продукцию, тоже от новизны весьма едко пахнущую. Вот она и надышалась всякими вредностями.

Хочу особо отметить, что нянечки в садике – и тётя Фая и тётя Света – просто замечательные. Они и помогали мне, и всё вовремя объясняли, что к чему. С детьми они строги в меру и любят их.

Я же готова была давать детям больше воли. И поорать, и побаловаться,  и повыяснять отношения самим без вмешательства взрослых. Но эта моя терпимость деликатно, но настойчиво пресекалась. Так что подчинилась с благодарностью.

Событием для детей стал приезд «живого уголка», пожертвованного из Москвы. Дети ждали звериков. Гадали как они выглядят, что едят и можно ли их трогать.

В ожидании отменили «тихий час», так как именно в это время машина с животными подъезжала к Давыдову.  Когда она прибыла, дети прилипли к окнам, высматривая привезённых «гостей».

Ими оказались рыбки-сомики, большой попугай, маленькие певчие птички, две черепахи и морская свинка с хомячком. Восторг безмерный!

Звери, наверное, очень устали. Дети от ожидания тоже переполнились энергией. В результате – бурный и ошеломляющий приёмом.

Может быть, поэтому запланированное занятие по приготовлению фруктового салата потом прошло  слегка драматично.

Приготовление салата началось с того, что накануне мы с детьми говорили о том, какие фрукты поспевают в Давыдово осенью. Ваня уточнил, что в Емельянниково (соседняя деревня) тоже растут фрукты, как в Давыдово.

Перечислили и экзотические, которые дети когда-нибудь пробовали или у себя дома, или в гостях.

Потом порисовали разные фрукты. И договорились, что завтра каждый что-нибудь принесёт из дома, и мы приготовим фруктовый салат.

Принесли фрукты только Ваня, Вера с Дашей и Вика. Но и этого вполне хватило.

На новых разделочных досках работали новыми ножиками. Порезали яблоки, бананы, апельсин. Потом добавили черноплодную рябину.

Девочки Антоновы и Ариша умело хозяйничали самостоятельно. С малышами позанималась с каждым отдельно.

Всегда стремительный и быстрый Вова резанул себя по пальцу и выбыл из наших рядов. В конце процесса слегка задели свои пальчики и Вика с Илюшей. Но не страшнее обычной царапины.

Самым маленьким деткам процесс нарезания очень понравился.

Красив и вкусен получился у нас салат. Им поделились и с попугаем, и со свинкой, и с черепашкой.

Каждый день с детьми проводила занятия Нина Александровна. Дети по-одному или по-двое занимались творчеством: рисовали осенние листья и плоды, лепили из пластилина зверюшек.

Труднее всего это получалось у Серёжи. Но когда он увидел выставленных на полочке пластилиновых зайцев, то захотел, чтобы и его заяц тоже поселился на этой полочке. Он всё сидел и лепил. И вылепил! Теперь всем показывает.

Когда на улице не было дождя, мы выходили гулять. Оказалось, что в Давыдово много мест, где детям интересно бывать. Одно из таких мест – летний лагерь.

Там ребят привлекает гамак, с которого я просто вылетела вверх тормашками. А дети на него залезали наперебой. Качались, кувыркались – очень им нравилась вся эта возня.

Мальчишки лазали по турникам и брусьям с разной степенью ловкости. А Даша гонялась за кошками. Так что все и всегда были при деле…

Другое «магнитное» место – детская площадка за храмом с вертушкой-каруселью и качелями. Но у меня вертушка постоянно вызывала опасения.

Не пропускали малыши и качелей в центре села возле магазина. Правда, там не было рукоятки из-за чего, качаясь, можно было изрядно навернуться с высоты. Спасибо дяде Ивану, который по первой же просьбе поставил эту рукоятку.

Но самое любимое гуляльное место – площадка возле садика. Там есть и горка, и качели, и песочница. И куча укромных мест, которые так нравятся детям. А когда в начальной школе перемена и на эту площадку вылетали школьники, – то это было веселее всего!

Ещё мы ходили смотреть осеннюю рябину.  Нашли её рядом с домом батюшки. Собирали разноцветные листья.

Вместе с тётей Светой собирали грибы в лесу. Причём дети сами нашли довольно много грибов. И они неплохо разбирались, какие грибы съедобные, а какие поганки.

Потом собранные подосиновики, белые и подберезовики некоторые дети подарили мне. Очень трогательно. А хозяйственный Илюша понёс свои грибы домой.

Вообще, дети очень разные. Интересно смотреть, как они играют «в дом»: пары, по-видимому, сложились довольно давно.

Вера хозяйничала чаще всего вместе с Вовой. Она всё время хлопотала в своём доме. Она его сразу делала просторным, с четко обозначенными границами. А Вова что-нибудь добывал среди мелких игрушек. Он постоянно интересовался у Веры, нужна ли в доме эта вещь.

Ариша с Илюшей вели свое хозяйство тихо. «Папа» больше времени проводил за едой, которую Ариша быстренько готовила и подавала на стол. А потом качала ребенка.

И Ваня с Сашенькой затевали свой дом. Но во вторую неделю девочка уже не ходила в садик. И Ваня за неимением «мамы» отбивал  от семейной жизни своего приятеля Вову.

Во время игры «дети» были почти у всех. Даша сначала была дочкой Ариши. Потом пошла в гости к Вере и осталась у неё жить.

Серёже тоже хотелось  жить в доме, но в уже обжитом. Свой дом он не строил, а в чужой его не пускали. Только давали немного посидеть, как в гостях, и старались выпроводить.

А в гости он ходил со своим ребёнком – Федей. Который стрелял из лука и на домашнюю жизнь внимания не обращал.

А Вику всегда забирали сразу после обеда. Поэтому «в дом» она не играла. Зато любила играть в собачек – то и дело она была маленьким щеночком.

В собачек играли все. Причём большими собаками были только Вова и Ваня. Иногда они были сторожевыми, а иногда – пограничными.

С удовольствием дети занимались физкультурой. С дядей Сашей. Правда, при мне это было только один раз. А во второй помешала ещё одна «дымовушка».

В начале месяца после медосмотра врач сказала, что почти все детки склонны к сутулости. И на это надо обратить особое внимание, делать специальные упражнения. Однако, все сельские дети, кроме Серёжи, Вани и Вики уж так ловко прыгают на батуте и вертятся на кольцах в садике, как в цирке…

А во время второй «дымовушки» попугая Гошу решили тоже эвакуировать. Его отнесли в школу. И дети переживали, что вдруг школьники не отдадут Гошу назад.

В тот день Ваня специально для попугая принёс морковку и семечки. И ждал встречи с ним наиболее нетерпеливо.

И Гоша вернулся. Он оказался славным парнем, который умел очень деликатно забирать клювом морковку из рук. А потом брать её одной лапкой и обкусывать, сидя на другой.

Две недели прошли в Давыдово, как один день. Слава Богу, в садик придёт постоянная воспитательница. Я буду приезжать к ним, дышать чудесным воздухом, молиться в храме, смотреть на закаты и слушать, как дети кричат мне: здравствуйте, тётя Оля!

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика