Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Букатов: Заметки постороннего

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокПедагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯВзаимообучение в процессе внутригруппового взаимодействия

_____________________

Вячеслав БУКАТОВ

Заметки постороннего

Комплементарный отзыв о госте/ролевых уроках

в девятом (открыть) и втором (открыть) классах
гимназии №2 г.Салават

Во-первых, замечательно.

Во-вторых, прежде чем мямлить о каких-то  шероховатостях, настойчиво повторю – замечательно!

Поэтому дальше можно не читать. Ведь что ещё для счастья нужно – всё есть. Почти по Соловейчику: вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики.  Так что можно спать спокойно…

***

А вот с теми, кому не спится, попробую поделиться парочкой соображений о каких-то там шероховатостях…

Но сначала, опять же таки, о комплиментах. В одном из отчётов (открыть) очень точно подмечено (правда об учениках), что каждому хочется понравиться. Замечательно! Точнее не скажешь! И я сразу спешу согласиться, не преминув присовокупить к числу «каждых» и всех учителей, и самого себя.

Ведь желание-то понравиться вполне естественно. Что для детей, что для взрослых…

А вот как от этой напасти (то бишь, шероховатости) уйти, ускользнуть, уберечься? – голову себе ломать будет далеко не каждый…

***

Согласимся, что если мы хотим понравиться, то стараемся не попадать впросак (такое чуть было и не случилось с бедной учительницей перед всё замечающими девятиклассниками).  Стараемся не влипать в идиотские ситуации. И поэтому нам надо равняться на традиционную методику. А не на социо/игровую [это теперь её такое новое написание – через косую линию], в которой третий постулат педагогического мастерства звучит не много ни мало, как НЕ БОЯТЬСЯ БЫТЬ ИДИОТОМ.

Так уж получается, что когда и ученики и учитель не боятся быть (выглядеть, казаться) ну настоящими придурками, идиотами или фанатиками, то тогда можно надеяться, что социо/игровая «режиссура урока» цветёт на занятии пышным цветом и приносит свои НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ плоды…

Но чтобы оно так случилось – учителю приходится честно запутывать самого себя. И мало того – запутываться довольно основательно. Чтобы его «естественные желания» (типа понравится или быть лучшим учителем в городе и на Земле) не мешали бы ученикам освобождаться от своих собственных младо-ученических «комплексов», ситуационных страхов и внезапных стремлений понравиться взрослому. И чтобы они «на свой страх и риск» и «в чём мать родила» отправлялись ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА, НАЙТИ ТО – НЕ ЗНАЮ ЧТО. А уж в таком личностном предприятии никакая прямолинейность логически выстроенной методичности взрослых им подмогой быть не может.

Ну и замечу, чтоб взрослые при желании могли бы конструктивно и позитивно запутываться в своих дидактических амбициях: в своё время была изобретена драмо/герменевтическая бабочка…

***

И в заключение – один и небольшой примерчик запутывающей непредсказуемости на уроке (а то кто-нибудь подумает, что я тут всё для красного словца плёл, как это обычно в педагогике принято).

Второй класс. ЛУЧ, ПРЯМАЯ, ОТРЕЗОК – ученики ищут определения (если нет в учебнике, то можно принести справочники, энциклопедии, словари, или же просто распечатать подходящие формулировки). И потом все команды обрабатывают (корёжат, перевирают, пересказывают) одно из этих определений: то есть все слова в нём заменяют синонимами (или словами другого языка, скажем английского,  или латинского, или украинского, или башкирского и т.д.), НО БЕЗ ПОТЕРИ СМЫСЛА!

А потом все второклассники «с пеной у рта» обсуждают, чей вариант самый, например, «понятный». Или – самый «короткий». Или – самый «научный»…

Короче – идиотизм полный!

Какие при этом будут получаться у второклассников(!) варианты – непредсказуемо. Но о желании нравиться они явно забудут (как и про школьные отметки). Им будет не до того. Их души и головы будут заняты проблемами совсем другого уровня…

***

Но это я – скороговоркой, вскользь и невразумительно. Потому как, кто ж от замечательных уроков, блестящих учеников и положительной аттестации вышестоящих организаций будет отказываться? В здравом-то уме и твёрдой памяти? Сидя на шатком окладе, пользуясь мимолётным уважением и чувствуя падающую тень приближающейся мифогенности эры гос-нано-технологий…

Тут уж действительно, как не завести в потолок глаза и, выразительно вздыхая, не продекламировать, как те девятиклассники: Я помню чудное мгновенье!..

Вячеслав Букатов

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокПедагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯВзаимообучение в процессе внутригруппового взаимодействия

Яндекс.Метрика