меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Луч. Прямая. Отрезок (г/р урок, 2кл)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокПедагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯВзаимообучение в процессе внутригруппового взаимодействия

___________________________

Математика во 2 классе:
Луч. Прямая. Отрезок


Три письма-отчёта
после госте/ролевого урока
у второклассников
в гимназии №2
города Салават

◊][x][◊][x][◊][x][◊

…..

…..

…..

Елена Анатольевна
Хрычёва
уч. начальных классов

◊ ◊◊◊ ◊
роль «хозяйки»
Владимир Петрович
Абраменко
учитель истории
◊ ◊◊◊ ◊

роль «помощника»
Урал Шарифуллович
Мухамадиев
учитель ИЗО
◊ ◊◊◊ ◊

роль «гостя»

с о д е р ж а н и е

Отчёт «хозяина» (Хрычёва)

Отчёт «помощника» (Абраменко)

Отчёт «гостя» (Мухамадиев)

п р и л о ж е н и е

Справка: О методике госте/ролевых уроков

Реплики от М.В.Ганькиной

В.М.Букатов: Заметки постороннего

◊][x][◊][x][◊][x][◊

Отчёт «хозяина» (Хрычёва)

Урок во 2 классе, предмет – математика, тема: «Луч. Прямая. Отрезок», время урока – 40 минут.

«Хозяин» – Хрычёва Елена Анатольевна, учительница начальных классов

«Гость» – Мухамадиев Урал Шарифуллович, учитель ИЗО

«Помощник» – Абраменко Владимир Петрович, учитель истории

Про три сходки перед уроком. Сразу же после семинара, подбегает ко мне учитель рисования и с таким воодушевлением предлагает в моём классе провести урок математики. Азарт, восторг и ожидаемый результат сразу меня подкупили. Пока огонь в душе горит, и танки наши быстры. Почему нет?!

Воспользовавшись  очень хорошим приёмом «стрельба глазами» в этой разгулявшейся толпе ищем себе третьего участника в нашу группу. После того как «подстрелить» никого не удалось, находим другую возможность: позвать учителя истории, он же завуч по учебной части, его не оказалось рядом (без меня меня женили).

Радостные, со своим лучезарным планом бежим к учителю истории, врываемся к нему в кабинет и предлагаем стать «третьим». Полное недоумение и полная осторожность  читается в глазах (о чём это они?). Берём согласие,  договариваемся о скорой встрече и расходимся с полной головой новых идей и приёмов.

Первый день после семинара. По коридору встречаемся с Уралом Шарифулловичем (так зовут моего Гостя) и ещё раз напоминаем себе о встрече, а он, в свою очередь, проверяет мою реакцию: не передумала ли я.

После всех уроков  начинается то самое, долгожданное таинство рождения урока. Я, как виртуоз своего дела, открываю тему следующего урока и быстро начинаю объяснять задуманное. Мой гость терпеливо выжидает это совсем невнятное и сумбурное разъяснение и, решившись, наконец-то, вмешивается. «Давай возьмём два фонарика и покажем слияние двух лучей». А я ему гну своё: «Возьми три скакалки. И дети тебе сами покажут все отрезки, и лучи, и прямые!»

Теперь дошла очередь до задачи. Общими усилиями, как на аукционе, выбрали самую простую задачу, у которой нет вопроса. Тут опять вмешался мой неуёмный талант красиво излагать свои мысли, но гость стал ещё напористее и вовремя меня останавливал: «Я не понял, а с чем были пирожки?» На том и порешили, что лучи будем делать с фонариками, задачу будем решать с пирожками.

Второй день после семинара. Всё бы так и продолжалось, если бы мы не вспомнили про помощника. Одурманенные, с совершенно разными идеями бежим к Владимиру Петровичу (так зовут нашего Помощника). Он, в свою очередь, выслушивает задумки одного, старается уловить мысли другого, выстроить свой план урока и соглашается со всеми. А мы вновь с Гостем, раскалённые до предела, продолжаем отрабатывать и оттачивать все прозрачные и скрытые моменты нашего хода урока. Про фонарики уже все забыли. Заседали до тех пор, пока на белых и чистых страницах учебника не отражался весь план событий и рассуждений. Математика во втором классе: мы это проходили! Всё вроде бы понятно и просто – играй, развлекайся. Где, как не на математике можно наиграться вволю?!

Согласились друг с другом, оповестили о своих новинках помощника и разошлись.

Со стороны последней парты. Третий день. Утро. Класс открывается, свет зажигается: «О! Как стоят наши парты? Опять Елена Анатольевна что-то придумала. А какой сейчас урок? О! Математика!» За этими восторженными эмоциями мы не замечаем, как в класс вбегает наш Гость. «Всё готово?» Очень быстро  осматривает все уголки класса, так сказать проверяет готовность и анализирует обстановку.

Через несколько минут в класс приходит Владимир Петрович и скромненько вживается в свою роль. Ребята начинают переглядываться, перешёптываться. Ведь каждый день им представлялась такая уникальная возможность видеть этих учителей, но задуматься над тем, что это тоже учителя, но только в старших классах, никому и в голову не пришло.

Класс принял наших многоуважаемых  Гостя и Помощника за обычных гостей, которые к нам приходили на уроки. Поэтому вели себя смело, свободно, громко обсуждая, кто где будет сидеть.

Звонок на урок прерывает все споры и разногласия. Недоумённые лица ребят глядят в мою сторону и вопят: «А почему Елена Анатольевна там сидит?» Спасает положение Гость: «Ребята, вы любите математику? Меня зовут Урал Шарифуллович. Я проведу у вас математику».

Кстати, начало урока для нас было самим тупиковым. Мы не знали, как интересно представить нового учителя. Решили, что ставим детей перед фактом.

Голос гостя медленно разворачивает все головы детей в свою сторону, и работа закипела. Про меня все тут же забыли.

Гость предлагает ребятам построить у доски овал. Класс, не раздумывая, бросается выполнять задание, каждому хочется понравиться, похвастаться в своих прочных математических способностях. Гость, конечно, не мог этого не отметить и предложил встать кучнее. Как здорово он угадал, что мы любим кучковаться! Тут веселью и ликованию не было предела.

Но делу время, а потехе час. Поступает новое задание. Класс лихо выкомаривает счёт двойками, потом пятёрками. Смотрю – сработало золотое правило «один за всех, и все за одного»! В таком тесном кругу ошибке  не место, строгие заплечники следят за каждым ответом. Всё просчитали,  даже контроль приставили к тем, кто на уроке больше всех ошибается.

Гость благодарит за дружбу и вежливо всех приглашает к своему столу. Класс просто срывается с места и несётся к столу, хватает бумажку, в глазах вопрос: «А мне достанется?» Начинается кутерьма, все в полном замешательстве: за какой стол сесть? Кричат: «У тебя какая линия?», «У меня зелёная!», «Красные здесь собираются!», «Иди туда, здесь зелёные сидят!»

Смотрю на Катю: запуталась совсем, растерялась. Спасает её стульчик свободный, она туда и присела. И вот после долгой беготни и суеты наступает мёртвая  тишина. А гость сообщает ребятам, что линии в группах должны быть одинаковыми, а цвет тут вроде бы и ни при чём!

Опять начинается перебежка, возня, столкновения. В двух группах, вижу, появились глашатые, именно они выручают всех запутавших. «Горизонтальные тут собираются!», «Лучи, лучи, бегите к нам!» Теперь все на месте. Происходит минутное приживание друг к другу.

Гость не даёт одуматься, предлагает выбрать посыльных от каждого стола. Одни – стали считаться, другие – придумали тактику по часовой стрелке, третьи – выскочил один, и все согласились, а четвёртый стал даже прорисовывать на столе пальцем какой-то план всех ходов. Посыльные с увеличенной скоростью носят задания  в группы.

Смотрю на стол, где дружно расположились одни мальчики, причём закадычные друзья, и среди них сидит, скучает Лада. Вот и пришёл её звёздный час, она нерешительно предлагает очень оригинальное название своей команде «Лучи света» и всех приводит в полный восторг. За оригинальное мышление мальчишки решили принять Ладу в свою дружную семейку как полноправного участника.

Обрушивается новое задание, посыльные не дремлют, бегут, обгоняя своих соседей. Вешают листочки с названиями в указанном месте и с такой же скоростью бегут  к своим. Маркеры и листочки вовремя доставлены в группы.

Теперь предстояла задачка посложнее: собрать из рассыпанных букв слово и нарисовать его отрезками, лучами или прямыми. Слышу голос своих прогнозчиков (так ласково мы называем тех ребят, которые всё знают заранее):

– Я же сказал, что должен получиться домик!

– Нет, дорога из прямых!

– Солнце! Точно солнце!

Наблюдаю за группой ребят, которые сидят передо мной. Тут же вижу «ведущего» этой крикливой пятёрки. Он выхватывает маркер, начинает ловко вычерчивать все отрезки, и получается, действительно, домик.

Их соседи же выбрали другую тактику: передавать по часовой стрелке листочек, чертить по очереди. У них получилась очень дружная дорожка из прямых.

Другая группа ребят, после долгой делёжки, просто разбилась на две микрогруппы, и те рисовали уже на двух листочках одно и то же задание.

Теперь Гость предложил ребятам вывесить свои шедевры на доску возле своего названия и оценить друг друга при помощи смайликов. С места сорвались те, кто услышал голос учителя первым, а за ними, оглядываясь, побежали, обгоняя друг друга, другие ребята. К этой работе все отнеслись очень строго, они критиковали каждую неверно сделанную деталь.

Пока все дружно отдавали своих смайликов (голоса), Машенька весело перекатывала карандаши со стола на пол. Она была так увлечена этой забавой, что нашла себе партнёра по увлечению, а тут нашёлся и третий. А не пора ли нам отдохнуть?!

Но Гость заворачивает гайки ещё туже. Отправляет через посыльных новое задание: решить геометрическую задачку из учебника и вывесить на доску своё решение. Учебник раздаётся один на группу. Забыв про усталость, ребята вновь включились в работу. Только слышу, как, дружно склонившись над одним учебником нос к носу, все хором спорят.

Не узнаю свою застенчивую Ксюшу, которая никогда не решалась выходить к доске и, уж тем более что-то решать. Не раздумывая, берёт листочек и бежит к доске вывешивать, да ещё и спорит на ходу.

Из другой группы вышел Егор, которого никто не выбирал, он сам себя выбрал и предложил своё решение за всю группу. Нерешительно, дождавшись нескольких решений, выходит третья группа и вывешивает свой листочек где-то с краюшку, а вся группа уже с места старается его поправить на ходу.

Чтобы подвести итог всей работы, Гость приглашает всех ребят собраться возле доски в виде квадрата. Поднимается шум. Все стремятся занять место в этом тесном квадрате.

Переполох прерывает звонок с урока и… голоса ребят:

– А Вы к нам ещё придёте?

– Такого урока у нас ещё не было!

– Круто!


◊][x][◊][x][◊][x][◊

Отчёт «помощника» (Абраменко)

Урок во 2 классе, предмет – математика, тема: «Луч. Прямая. Отрезок», время урока – 40 минут.

«Хозяин» – Хрычёва Елена Анатольевна, учительница начальных классов

«Гость» – Мухамадиев Урал Шарифуллович, учитель ИЗО

«Помощник» – Абраменко Владимир Петрович, учитель истории

Расскажу я вам сказочку о том, как собрались три коллеги провести урок не простой, а заводной – поиграть с детишками малыми, но смышлёными. «Как играть, как заводить?» – думу думали Хозяин, Гость и Помощник, и не день и не два, и порешили они составить урок в формате трёх блоков: повторение раннее пройденного, закрепление и логикой математической побаловаться.

***

Грамотку составил Гость об уроке каверзном, с социо-игровыми приёмами, Помощника ознакомил, просветил. Непонятно было Помощнику переходы от одного блока (отрезок, прямая, луч, зигзаг) к другому (математический счёт), должна быть логика. Был найден ход – через геометрическую фигуру (построение квадрата детишками) и счёта – сколько в каждой стороне стоит детей.

Возник вопрос у Помощника к Гостю и о времени на каждый блок урока. Со слов Гостя всё будет нормально; в случае невыполнения запланированного – оставить на домашнее задание. Непонятно Помощнику было, как Гость отметки детишкам ставить будет. На что был получен ответ: «Не я буду, пускай сами детишечки отметят себя да других».

***

Настал день урока. Придя в класс, Гость, тихо говоря, успокоил после утренней зарядки детишек, рассадил за парты, представился. «Дорогие мои детишечки! А знаете ли вы математику? А любите ли вы счёт?»

Гость проверяет знания детей: предлагает встать и составить детям овал, а затем запустил по кругу по детям считалочку через двойку (2, 4, 6 и т.д.). Контролирует ход считалочки, стоя позади детей (дети сами себя правят при ошибке). Закончили считалочку, Гость предлагает запустить ту же считалочку через пятёрку по детскому овалу, но уже на счёт, а на время.

***

По окончании считалочки разбивает детей на группы по принципу (я не понял по какому), рассаживает группы за столы. Звон колокольчика Гостя призывает к действию «бегунков» от групп.

Гость собирает их вокруг себя и даёт задание детям: в группе определить и нарисовать на бумаге, что есть луч, отрезок, прямая и зигзаг (каждой группе своё). Перемещение Гостя от группы к группе останавливает возглас «Мы готовы».

Гость просит детей-«бегунков» прикрепить простейшие геометрические фигуры на доске и вместе с группой доказать, что они правы в своём определении по своей фигуре.

***

Опять звон колокольчика Гостя у классной доски – и вновь «бегунки» от групп устремляются к нему новое задание получать. Оставшиеся у столов дети «беспризорничают»!!!

После того как группы приступили к обсуждению задания, Гость обращается за помощью к Хозяину. Гость просит детей готовые задания вывесить на доске и дать отметку выполненным заданиям другим группам – нарисовать смайлик (J K L). Гость предлагает перепроверить задание своих соседей и отметить смайликом.

Рассаживает детей по местам. «Кто согласен со своей отметкой – встаньте. Кто нет – сидите. Почему? Убеди!»

***

Звон колокольца Гостя – призыв к действию новых «бегунков» от групп. Тихо-тихо даётся задание, разъясняется оное, а в это время – детишечки, оставшиеся у столов, опять «беспризорничают»!!! Хозяин терпеливо не вмешивается.


Обходя группы, Гость что-то подсказывает или разъясняет (каждая группа работает с одной рабочей тетрадью). Спустя некоторое время – громко: «Мы готовы!!!» Гость вызывает эту группу к доске для написания ответа, и так далее все остальные группы. Предлагает провести перепроверку ответов на задание группам вставанием с места, несогласных и оставшихся сидеть просит объяснить, почему не согласны (некоторым просто лень вставать, балуются встать/не встать).

***

Очень тихо Гость призывает детей выйти из-за столов и образовать квадрат. Толкаясь, встают в прямоугольник. Гость: «Проверьте, вы квадрат? Углы, поднимите руки. Сколько между углами человек? Посчитайтесь!» Но… звонок!

Озвучивает домашнее задание по рабочей тетради.

Итак! Задумали многое, а получилось из всего только треть.

◊][x][◊][x][◊][x][◊

Отчёт «гостя» (Мухамадиев)

Урок во 2 классе, предмет – математика, тема: «Луч. Прямая. Отрезок», время урока – 40 минут.

«Хозяин» – Хрычёва Елена Анатольевна, учительница начальных классов

«Гость» – Мухамадиев Урал Шарифуллович, учитель ИЗО

«Помощник» – Абраменко Владимир Петрович, учитель истории

На первой встрече с Хозяином я понял, что преподавание математики – дело нелёгкое. А использовать социо-игровую стилистику просто затруднительно. Но шаг за шагом стало понятно, что без неё в моём случае просто не обойтись. В итоге рождённый сценарий урока вызвал чувство удовлетворения и радости.

Помощник, оценив проделанную работу, внёс пару уточнений.

И вот он сам урок….

Первое ощущение – это полный провал. Такое впечатление, что я вообще уроки вёл последний раз лет несколько назад. Всё валится из рук, а я боюсь что-либо радикально изменить, чтобы не стало ещё хуже.

Приходит на ум один вывод: я никчёмно подготовился. Вроде бы всё обсудили до урока, продумали структуру урока (спасибо хозяин и помощник – люди более чем компетентные). А на тебе – не срастается. Социо-игровые технологии работают. Замечательно работают. А по времени не укладываемся. Под конец урока дети жутко устали, вялые (выключились, мотивируя головными болями), и я их понимаю.

Меня начинает пробирать разочарование от процесса. И пришла мысль, что если бы урок строился традиционно, то я бы всё успел. Но, блин, кому это надо? Мне?

Одумался, посмотрел по сторонам, а ведь детям нравится. Пусть устали. Это не беда. Изменим ритм, отрегулируем объём, ну там ещё что-нибудь, и будет…. А что – там посмотрим.

Главное, возникло понимание, что есть куда идти. Есть.

Вывод: цель мероприятия достигнута, выявлены ошибки, поставлены новые задачи, есть ещё, над чем работать.


п р и л о ж е н и е

Справка: О методике госте/ролевых уроков

Реплики от М.В.Ганькиной

В.М.Букатов: Заметки постороннего

Яндекс.Метрика