меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Баскетбол в малокомплектной школе (2:4кл)

Сам себе РЕЖИССЁР ФИЗКУЛЬТУРА
[2] Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)

[3] Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫУроки в КЛАСС-КОМПЛЕКТАХ

_________________________

село Давыдово Ярославской обл. Борисоглебского р-она

.

Сельская малокомплектная школа: баскетбол
на остановке

Замбржицкий А.В.
преподаватель физвоспитания

1. На всю жизнь

Сам я в баскетбол начал играть довольно поздно. Только в 10 классе. Я тогда, перейдя в другую школу, в первый раз взял баскетбольный мяч в руки. Но с тех пор влюбился я в эту игру – сразу и на всю жизнь.

До этого в своей предыдущей школе – сельской неполной средней – несмотря на то, что у нас были установлены на улице стационарные баскетбольные щиты, в баскетбол мы не играли. Учителю было проще бросить нам футбольный мячик, а самому спокойно заниматься какими-то своими делами.

А в новой школе я играл все два года. Потом я полгода проработал учителем физкультуры в школе города Железнодорожный (Моск.обл.). Попутно я тренировался вместе со старшеклассниками под руководством замечательного преподавателя Пушкина Михаила Александровича.

За те полгода, я в основном и научился всему, что сейчас умею на площадке. Навыков, приобретенных в это время, мне хватило, чтобы попасть позже в сборную своего института. Основным игроком я не стал, так как на равных соперничать с бывшими выпускниками спортшкол, которые были у нас в команде, я, конечно, не мог.

После института тоже старался по возможности продолжать играть в любимый баскетбол.

2. Должен дать обязательно

В этом учебном году я решил ввести в учебный процесс новый для нашего села вид спорта – баскетбол. До этого из игровых видов у нас практиковались футбол и хоккей. Но по новым программам количество уроков увеличилось, теперь стало 3 часа физвоспитания в неделю.

Вдобавок, еще дважды в неделю ребята приходят на дополнительные занятия спортом факультативно. 5 раз в неделю в теплое время года гонять футбольный мяч, по-моему, слишком однообразно.

В нашей малокомплектной школе всего 6 учеников (второго и четвёртого класса). В непогоду мы, конечно, прячемся в наш маленький спортзальчик, где у нас проходит гимнастика и настольный теннис. Но захотелось чего-то нового.

К тому же через год мои четвероклассники уйдут с нашего «семейного» обучения в общеобразовательную школу, к которой мы прикреплены. А там как раз соорудили баскетбольную площадку и, значит, какие-то представления об этой игре я им должен дать обязательно. Чтобы придя в 5 класс, они не «сели в лужу».

3. Ситуация меняется каждую секунду

Кроме всего прочего, я лично считаю баскетбол «более умной» игрой, по сравнению с футболом.

По моей версии, чем меньше размеры игровой площадки, тем быстрее вынужден соображать игрок. Потому что игровая ситуация кардинально меняется каждую секунду.

На футбольном поле очень больше возможности для маневра. Прокинул мяч себе на ход и бежишь за ним метров 20. Крутишь головой и прикидываешь, что делать дальше. Конечно, немного утрировано, но не сильно. А в хоккее или баскетболе площадка в разы меньше, времени на принятие решения очень мало. Чуть зазевался и уже потерял шайбу и получаешь атаку на свои ворота.

Сравните средний итоговый счет хоккейных и футбольных матчей. Сразу видно, что опасных моментов, то есть атак на ворота, в хоккее на порядок больше. Про баскетбол уж я и не говорю. Там эта разница с футболом еще больше. В свою очередь, между хоккеем и баскетболом очень много общего. Ведь в обоих видах спорта на площадке действуют по 5 игроков в команде. И многие комбинации и расположение игроков на площадке из одного вида могут быть перенесены в другой.

В поддержку моей версии замечу, что неоднократно наблюдал на матчах баскетбольного ЦСКА, как наш знаменитый хоккейный тренер Виктор Васильевич Тихонов сидит в ложе для гостей и внимательно конспектирует происходящее на площадке. То есть человек, который выиграл в мировом хоккее все, что только можно, в свои, уже 80 с лишним лет, не стесняется учиться у молодых коллег из другого вида спорта!

Возвращаясь «к нашим баранам», добавлю, что хоккей у себя в деревне мы практикуем уже 4-ю зиму. Вот я и решил, что баскетбольные тренировки нашим «хоккеистам» не повредят.

Итого «за» баскетбол было очень много, а «против» – только финансовый вопрос.

4. С помощью Интернета

Понадобилось нам закупить оборудование. Залез в интернет, нашел хорошую детскую баскетбольную стойку высотой 2 метра. Она стоила 5900 рублей. Мне показалось дороговато, ведь надо было еще и мячи покупать, а средств было немного.

В магазине «Декатлон» мне попалась на глаза другая стойка. Марки Kipsta B200Junior. Она пониже на 2 см (несущественно) и подешевле на две тысячи (а это уже для нас существенно). Стоимость её 3990 рублей. Главные достоинства: она регулируется по высоте от 153 до 198 см и она мобильна.

Конечно, на тех колесиках, которые предусмотрены в конструкции, её долго не покатаешь. Очень уж они хлипко держатся. А по инструкции в основание стойки для устойчивости заливается 30 литров воды. И тогда общий вес стойки составляет 53 кг. Но оставлять ее постоянно на нашей игровой площадке без присмотра нельзя. Каждый раз сливать воду перед тем как убрать её в сарай, а потом опять наливать – не хотелось. Поэтому я налил туда воды всего литров 20. Для устойчивости этого вполне хватает.

Перед уроком я в одиночку ставлю её на домашнюю хозяйственную тачку, кладу туда же сетку с мячами и привожу все это добро на площадку. Там сгружаю стойку на асфальт, и начинается урок.

После урока обратный процесс. Погрузил на тачку и отвез к себе во двор.

Также с помощью интернета заказал 7 хороших баскетбольных мячей Spalding TF-150. Специально для уличных тренировок. 5-го размера по 360 рублей за штуку. Шесть мячиков детям, один – для преподавателя.

Тоже обзвонил магазинов пять, пока нашел самые дешевые и чтобы были в наличии.

Итого, все затраты на баскетбол у нас составили 6510 рублей. Все заказы доставили на дом нашим друзьям в Москве, а они уже с оказией переправили инвентарь к нам в деревню.

5. Изучая инструкцию по сборке

Баскетбольную стойку собрали мы втроем. С сыном 9 лет и племянником 8 лет (моими учениками).

Собрали за 15 минут. И то, я только помогал, а они сами изучали инструкцию и собирали.

Заказали всего одну стойку потому, что в этом учебном году у меня только 6 учеников. Три мальчика в 4 классе и трое во 2-ом (две девочки и один мальчик). Так что одного баскетбольного кольца нам вполне хватает.

Играем по стритбольным правилам. При советской власти такая игра на одно кольцо называлась «москвичка».

В качестве места для баскетбольных тренировок выступила, как обычно, остановка сельского рейсового автобуса. Она представляет собой заасфальтированную площадку размером примерно 30х20 метров для разворота автобуса.

Это единственное место у нас в деревне с твёрдым покрытием. Шоссейная дорога проходит в стороне, а автобусы заезжают к нам всего трижды в день. Так что главная опасность состоит в том, чтобы дети не ушиблись при падении на заасфальтированную поверхность.

Автобусная остановка – единственное место в селе с твёрдым покрытием. Поэтому летом многие праздничные мероприятия в селе проходят именно там (ни клуба, ни стадиона у нас нет)

Но за три года непрерывной эксплуатации этой площадки и на уроках физвоспитания и на сельских праздниках никаких травм, связанных с падениями, ни разу не было.

6. На месте и в движении

В начале каждой тренировки дети отрабатывают ведение мяча: одной рукой и двумя попеременно. На месте и в движении. После этого работаем над передачами.

Урок физкультуры в малокомплектной школе (2 и 4 кл). Октябрь, 2011

Сначала отрабатывается передача с шагом двумя руками от груди. Разбиваются на пары. Встают напротив друг друга на расстоянии 3-4 метра. И по очереди пасуют друг другу мяч. Дающий держит мяч двумя руками перед грудью. Одновременно делает шаг вперед одной ногой и посылает мяч в грудь партнеру. В конечном положении замирает на 1,5-2 секунды. На что я постоянно обращаю внимание:

  1. Осанка. Спина должна быть прямая. Дети очень любят наклоняться в момент передачи вперед. Это значит, что партнер стоит слишком далеко и ребенок не может добросить мяч за счет силы рук и вынужден помогать телом.
  2. Задняя нога во время шага должна быть выпрямлена и не должна отрываться от земли.
  3. После передачи руки дающего остаются направленными в грудь партнеру. Руки как бы провожают мяч. Если этого не делать и опускать руки сразу, то мяч будет лететь куда угодно: в голову, в ноги партнера или вообще мимо него. Но когда ты должен выпрямить руки и зафиксировать их в конечной точке, то тут хочешь – не хочешь, а сразу будет видно, куда же ты целился.

Ученик справа (в синем спортивном костюме) правильно выполняет передачу двумя руками от груди А поведение ученицы слева – пример того, как все ошибки вылезают сразу одним махом. Подошва правой ноги оторвана от земли (это заметно по тени на асфальте). Тело тянется вперед. Руки изображают «крылья лебедя». Как следствие – мяч летит не туда

По аналогичной схеме отрабатываются и передачи двумя руками из-за головы и одной рукой от плеча. Старшие у меня уже приступили и к изучению броска в движении.

А вот та самая домашняя тачка, на которой из сарая привозится облегчённая стойка с мячами и сеткой. Рядом хоккейные ворота (зимой они стоят на пруду, где тренируются наши хоккеисты, а когда лёд сходит, то мы их переносим всё на ту же остановку для проведения летних тренировок)

В концовке урока – двусторонняя игра. Я играю в одной команде со второклассниками, против нас четвероклассники. Но я не имею права бросать по кольцу. Вот такая «технология».

Дети довольны. Особенно девочки. Теперь они полноценно участвуют в процессе, а то когда на физкультуре был футбол, они немного выпадали из занятия и я постоянно вынужден был разрываться между мальчишками и ими.

Сам себе РЕЖИССЁР ФИЗКУЛЬТУРА
[2] Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)

[3] Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫУроки в КЛАСС-КОМПЛЕКТАХ

1 comment to Баскетбол в малокомплектной школе (2:4кл)

  • елена

    классно как! я тоже работаю в малокомплектной школе и у нас тоже трудности с помещением и спортивным оборудованием. возьму себе на заметку. спасибо!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика