меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Заданные обстоятельства [или: поза, жест]

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 3: Задания для ТВОРЧЕСКОГО самоутверждения

_________________________________________________________________________

По материалам кн.: Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения. (Серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002.)

Заданные обстоятельства

___Задается то, что дети должны «обыграть», отреагировать всем своим поведением: или «дождь», или «холодно», или «устали».

___Это упражнение является прямым дополнением к упражнению «Одно и то же по-разному». Но в последнем оговаривается необходимость отличий разных исполнений, а в данном это различие должно возникнуть само в ходе подготовки и показа.  Если в группе или в классе все будут выполнять задание одинаково, значит представления учеников о жизни проявляются на занятиях упрощенными и стандартными.

___Следует поддержать все попытки детей сыграть совсем неожиданные ситуации, даже не про ник, даже взятые из прочитанных книг. Например, «устали» бурлаки, «устал» плакать ребенок, устала рука. Когда же ученик самостоятельно озадачивает себя припоминанием того, как это с ним было или как он видел это в наиболее интересной для него ситуации, то его исполнение становится и интересным, и разнообразным.

___Существует несколько вариантов этого игрового задания. Расскажем об основных.

___«Заданная поза». Изюминка этого варианта заключается в нахождении психологического оправдания заднному положению частей тела, например: растопыренные пальцы рук; поджатые губы; опущенная голова; поднятый взгляд и т.п. Описание поз мы можем найти и в литературных произведениях — это те моменты повествования, где автор подробно излагает, что конкретно сделал персонаж. Ученикам предлагается либо начать, либо кончить свой этюд-сценку заданной позой, то есть «взяв» ее, выйти в следующее за ней действие или, выбрав какое-то действие, завершить его заданной позой.

___Подчеркиваем, что участникам задается не действие, а лишь поза, то есть перечисляется, описывается расположение частей тела: голова запрокинута, руки в стороны, или: голова вниз, глаза вверх и т.п. Ученики вспоминают жизненные ситуации, в которых такая поза встречается, и играют эти ситуации до тех пор, пока не «попадут» в заданную позу или пока не наиграются.

___Начинать можно с простых поз: человек сидит на корточках, согнулся вбок и вытянул руку вперед. Принимаются все «оправдания» — рвет ягоду, ласкает кошку, завязывает туфлю, делает зарядку. В позу может вводиться и взгляд. «На корточках, взгляд вверх»; спрятался под мост, или работает на грядке, и капнул дождь.

___Развитие работы над заданием может состоять:

1) в усложнении поз (дети и сами могут задавать их);

2) в усложнении требований к исполнителям (максимальная правдивость воссоздания ситуации);

3) во введении речи;

4) во включении собеседника.

___При успешности работы можно задавать мизансцены — взаимное расположение двух или нескольких персонажей.

___«Заданный жест (и/или мимика)» подразумевает психологическое оправдание заданных ученикам движений: «взмах руки», «сжимать и разжимать губы», «втянуть (или вытянуть) шею» и т.п. Заданный жест включается в целостный микроэтюд. А зрители угадывают, про кого выдумал ученик историю; то, что он показывает, происходит с ним или каким-то персонажем (или животным). Они должны рассказать исполнителю, где это происходило и т.д.

___Полезно подключать к выполнению этого упражнения дополнительные задания «ПОВТОРИ» и (или) «ДОПОЛНИ», обращенные к другим ученикам класса.

___«Заданный жест» напоминает упражнение «заданная поза», но отличается сосредоточением на совершаемом жесте — поднял руку, разжал кулак, сжал кулаки, схватился за голову и т.п. Психологическое оправдание требует конкретизации особенностей ситуации, того, Что называется в театральном искусстве «предлагаемые обстоятельства».

___Школьники осваивают сложную, не единственную и не прямую связь обстоятельств с поведением человека, оказавшегося в них. Одно и то же движение совершают люди, находящиеся в разных обстоятельствах, а отсюда и понимание возможности разного поведения в одних и тех же обстоятельствах. Развитие упражнения в варианте заданный жест совершенно идентично динамике работы над вариантом заданная поза.

___Обсуждение предлагаемых обстоятельств. Обсуждение увиденного и фантазирование по поводу увиденного — полезные формы работы для развития креативности учеников.

___Увидели, как «человек идет» (в этюде или в жизни), и определили все связанные с увиденным «предлагаемые обстоятельства», то есть поискали ответы на вопросы: «Кто это? Куда идёт? Когда? Зачем? Где это происходит?»

___На какой-то из этих вопросов после наблюдения за этюдом или жизненной ситуацией зритель сможет дать вполне определённый ответ, а на какой-то — менее определённый. Тогда включается фантазирование (которое может осуществляться и само по себе, без предшествующего наблюдения).

___Часто подобное фантазирование становится этапом, предваряющим исполнение, то есть тем первым этапом, который всякий раз каждый исполнитель проходит индивидуально.

___Вынесение задумок и фантазий на общее обсуждение между малыми группами исполнителей даёт повод каждому сравнить свои фантазии с замыслами других и всем вместе порадоваться самым неожиданным и интересным решениям.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 3: Задания для ТВОРЧЕСКОГО самоутверждения

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика