меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Педсовет с ТРЕНИНГОМ (Салават)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокПедагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯ

__________________________

МОУ «Гимназия №2»
города Салават
Республики Башкортостан

.

Педсовет
с ТРЕНИНГОМ

С О Д Е Р Ж А Н И Е

[1] «Театр теней» на ПЕДСОВЕТЕ. Рассказ Елены Хрычёвой

[2] «Колобок» на новый лад
Что услышала О.Иванова, учительница начальных классов
Что услышали Н.Костернова, учитель французского языка и Е.Ромадина, учитель математики:

[3] Впечатления участников
С.Хасанова, учитель биологии
Л.Пискунова, учительница начальных классов

[4] Работать будем «неумелой» рукой. Рассказ Галины Злобиной, учителя химии, зам. директора по науке

◊][x][◊][x][◊][x][◊

[1]«Театр теней» на ПЕДСОВЕТЕ

«По горячим следам» впечатлений от рассказа В.М.Букатова о мастер-классе в городе Муроме

Провела и записала Елена Хрычёва

13.10.2011

Предисловие

Каждый раз, выезжая на «зелёный педсовет» с нашими коллегами, мы устраивали театральные импровизации. Причём с превеликим удовольствием. И Сергей Владимирович Плахотников принимал в этом личное участие, ему досталась роль – вспомнить бы» – Зайчика! (Да, именно, досталась, т.е. его никто не спрашивал и не предлагал, получается – навязали).

Название сказки не помню, содержание тоже не вспомнится. Суть таких импровизаций сводилась порой к какому-то каламбуру, но самое интересное, что никто никогда не говорил, что я, мол, этого делать не буду, мне стыдно, дайте роль Ветерка. Помню, даже ролей не хватило на всех!

Потом это всё со временем как-то притихло, затаилось и исчезло. И тут вдруг, после прочтения рассказа о мастер-классе по импровизированному театру теней (откр. в новом окне), появляется уверенность в прекрасной возможности найти в себе то, что было нами утеряно.

Три подножки (с чем я столкнулась перед подготовкой)

Первая подножка. Надо подыскать удобную аудиторию, чтобы было затемнение и место, где разгуляться. Выбор пал на музыкальный зал, где это всё было, плюс пианино.

Вторая подножка. Как установить стекло? Перед экраном? Мнений много, решений ноль.

Третья подножка. Чем освещать: фонариком или проектором?

Молчу, как партизан

В суть всех дел я никого не посвящала. Просто обращалась ко всем добровольцам с просьбой помочь решить мои «подножки». В глазах у добровольцев – вопрос: «А для чего всё это? Что у тебя будет?» Сами при этом помогали безотказно!!!

Библиотекарь спасла положение

Чисто случайно, за разговором обнаруживаю, что у нашей Натальи Ивановны в библиотеке спрятан эпидиаскоп, совсем старый. Решаемся дать ему вторую жизнь: использовать вместо фонарика.

Перед премьерой

Захожу в музыкальный зал, заношу ведро с водой, кипу листов, кучу ножниц, клей, клубок красных ниток. Проверяю готовность зала. Скамейки и столы стоят в полном беспорядке.

На сцене – экран на ножке. Перед сценой на двух стульях – стекло и полотенце. Сбоку стоит ведро с водой, чуть подальше эпидиаскоп на подставке.

Зал начинает оживать. Приходят «актёры будущего теневого театра» (они ещё ничего не знают). Спрашивают: «Куда садиться и как? Стол нужен будет или нет?» Переговариваются друг с другом, занимают места своим друзьям, подвигают к себе стол, устраиваются по углам, садятся у двери…

Интрига

Мой вопрос: «На что пал взгляд, когда вы зашли в зал?» Мнения: ведро и тряпка, стекло, фильм, беспорядок, темновато.

Завожу речь о театре, знакомлю всех присутствующих с нашей задачей, напоминаю про три золотых правила и три постулата (точь-в-точь по В.М.Букатову).

Вежливо прошу всех встать, посмотреть в потолок, сформулировать и записать, что такое для каждого МАЛАЯ РОДИНА. Такого задания точно не ожидали! «Да….»

Садятся очень быстро и ждут следующего задания. Так же ловко зарисовывают что-то из детства. Опять ждут. Послушные такие!

Как только сказала: «Объединиться в задушевные тройки!», зашумели, стали искать союзников непосредственно возле себя, но – не то. Пришлось им встать и походить. А я жду, где же «помешивать». «Гнездышки» оборудовали прямо с места, раз – и подтянули к себе стол, или просто развернулись бочком друг к другу.

Цифра «восемь»

Больше всего позабавило складывание чисел дней рождения, записывание суммы на доске. Все числа получились двузначные, «мешала» восьмёрка. Кто её написал? Полное недоумение, потом групповое разрешение этого вопроса. (Но ведь и такое тоже возможно!) Темп работы задают сами участники. Писали прямо на доске мелом.

Стеснительная прямая

Бегут посыльные записывать самое-самое дорогое для них слово под числом. На доске появляются записи: ТОЧКА, СОЛНЦЕ, ВСЁ, ЗВЕЗДА, КОШКА,… А вот ПРЯМАЯ заблудилась, застеснялась, растворилась.

Обращаем внимание на свои умелые и неумелые руки, завязываем красной ниткой указательный пальчик. Встаём и договариваемся о сказке, которую хотелось бы обыграть, а потом о сказочном персонаже.

Решили взять КОЛОБКА. Вариантов нет (!?). Сказок в детстве не читали!

Пишем на доске всех персонажей к этой сказке. Появляется запись: КОЛОБОК, КОЛОБОК, КОЛОБОК, ПЕНЬ, ЛИСА, ЗАЯЦ, БАБКА.

Начинаем изготавливать персонажей: кто-то вырезает, кто-то обрывает. В углу «задушевная тройка» старательно приклеивает на листе аппликацию КОЛОБКА из моих же красных шерстяных ниток. Причём это делается дружно, с азартом, аккуратно приклеиваются все детали.

Девушки из другой тройки неумелой рукой бережливо так проводили контуры, а потом обрыванием смастерили такую красивую ЛИСИЦУ! Урал Шарифуллович (учитель технологии и рисования) отметил их работу: «Если вы так красиво делаете неумелой рукой, что говорить об умелой!»


Другая тройка вырезали БАБКУ, используя приём симметрии. Девушки самые молодые вырвали круг, проткнули глаза, нос и заявили: «Это Монстр!»

Зал затихает. Сказка начинается. Свет выключается!

Премьера состоялась

– Кто начнёт?

– Бабка и начнёт.

– Дело было так… Нет, лучше вот как… (смех в зале).

На стекле выстраиваются в очередь: БАБКА (поёт песню: «Я Колобок, Колобок…», за ней КОЛОБОК, КОЛОБОК – МОНСТР и КОЛОБОК В КЕПИ (смех в зале).

Выходят дружные девочки и поправляют: под одним КОЛОБКОМ приспосабливают ПЕНЁК. На других двоих не хватило пеньков.

Всех удивила ЛИСИЦА, которая с лукавством и хитринкой просто выплывала со своей тройкой. Вот где мы разобрались основательно, что деда не было с БАБКОЙ, временно находился в командировке. А КОЛОБКОВ было много в большой многодетной семье.

Чушь!

Но какая чушь! Улыбки, азарт, всплеск эмоций. Как здорово у нас получилось!

Наверное, это так. Ведь это дорогого стоит!

◊][x][◊][x][◊][x][◊


[2]«Колобок» на новый лад

Что услышала Иванова О.В., учительница начальных классов

Жили-были старик со старухой. Старик был временно в командировке. Проголодался на чужбине очень сильно и просит старуху по телефону: «А что, бабка, не испечь ли тебе Колобок?»

– Да из чего? Муки-то давно нет. Закончилась.

– А ты по амбарам помети, по сусекам поскреби, авось и наберется на пару Колобков.

Старуха так и сделала. Муки набрала аж на три Колобка. Испекла их старуха, поставила на окошко студиться. Колобкам надоело на окне прохлаждаться, они и выпрыгнули. С окошка – на скамейку, со скамейки – на дорожку и покатились к лесу.

Первому Колобку Лиса встретилась, и съела она его, как хлеб с маслом, коварно обманув глупенького.

Второй Колобок с Зайцем повстречался. Поболтали и разошлись по-хорошему.

А третий Колобок каким-то образом на пенёк умудрился взобраться, а слезть не смог. Так и сидит до сих пор.


Что услышали Костернова Н.А., учитель французского языка и Ромадина Е.М., учитель математики

Жили-были старик и старуха у самого синего моря. Проголодался старик и говорит старухе: «Испеки мне, старая, Колобок!» (он был сильно голоден и повторил свою просьбу три раза). Испекла тогда бабка аж три Колобка.

Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.

Умный Колобок влез на пенёк и стал петь свою песенку: «Я Колобок, Колобок…» Сидит и сочиняет.

Бежит мимо Лиса, вся рыжая, пушистая, но, как Дед, голодная. Увидела Колобка и говорит: «Колобок, я тебя, наверное, съем!» Одного Колобка съела, но по математическим расчётам: 3–1=2. Осталось только два Колобка, страшные снаружи, вкусные внутри.

Сели они на пенёк и поют песенку первого Колобка.

Мимо Заяц бежит, весь такой белый, пушистый, но страшно голодный, как Дед и Лиса. Увидел Колобков и говорит: «Колобки, кажется, я вас съем!» Заманил одного и точно съел.

Вот бы и сказке конец, но по нехитрым математическим расчётам 3–2=1. Остался последний.

Тут и сказке конец, кто сочинял, тот МОЛОДЕЦ!

Реплика. Дело у всех было одно, задание одно, сказка тоже одна получилась, но у каждого своя. Почему? Ответ на мой вопрос найдёте в рассказе Галины Петровны.

◊][x][◊][x][◊][x][◊

[3] Впечатления участников

Хасанова С.В., учитель биологии

«Театр теней»… Что-то загадочное, интригующее, завораживающее. Что же кроется за этим?

А началось всё с простого и уже знакомого: деление на группы, поиск единомышленников. Как оказалось, понятие о малой Родине в нашем коллективе довольно стереотипное, поэтому нашли друг друга быстро.

Задания для меня были оригинальными и вполне исполнимыми. В начале этого действия совсем не было понятно, к чему придём, хотя задача была ясна. Только предположения. Почему, кроме проектора и экрана, в аудитории огромное стекло? Почему рядом с ним ведро с водой и салфетки? Почему на столе много листов бумаги, клей, ножницы, нитки?

Замечательным показался мне приём «пометить неумелую руку», потом выполнять ей работу. Сложно, но интересно. Притом рука правая постоянно норовила вмешаться в действия левой руки. Это заметно по тем персонажам, которые получились.

Всё время помнили о трёх правилах и постулатах, стереотипы правильного и хорошего поведения сидят глубоко внутри, о них даже не вспоминаешь.

Конечно, интересно было наблюдать, что делают соседи. Какой пенек, Колобок. После выступления всех персонажей, я испытала огромное удовольствие от проделанной работы. Сказка сложилась. И получилась она настолько иной, чем исходная русская народная!

Перспектива: использовать это при изучении тем по биологии, как игровой момент при подготовке внеклассной работы.

Что увидела? Движение и ещё раз движение, не хаотичное, а по ходу событий. Свободу мыслей. Каким будет наш персонаж? Какие слова вложить ему в уста? Для ребёнка, взрослого очень важно ощущать результат своего труда.


Пискунова Л.М., учительница начальных классов

Казалось, самая обыкновенная сказка. Знакомая с детства: что ещё изобретать?! А сколько вызвала эмоций!!! Сколько поворотов событий, различных интерпретаций можно получить.

Я заметила, что каждый взрослый, участвующий в этом действе испытал удовольствие и получил удовлетворение. А каково будет детям! Даже мучить себя не надо, чтобы попробовать роль сказочника. А коллективная сказка может иметь самую неожиданную концовку.

В данной ситуации каждый получил возможность исполнить ту роль, которая ему больше нравится, не задумываясь. И не беда, что в нашей интерпретации было три Колобка и не было Волка с медведем. В педагогической практике часто возникают ситуации распределения ролей (не в рамках театра), допустим, кому дежурить. Данный социо/игровой приём позволяет решить эту проблему без детских обид.

◊][x][◊][x][◊][x][◊

[4] Работать будем «неумелой» рукой

Рассказ Галины Злобиной, учителя химии, зам. директора по науке

Я ничего не знала про «театр теней», я вообще хотела после Москвы отгул взять, отоспаться, но директор попросила перенести отгул на пятницу, потому что «в четверг Лена Хрычёва театр теней показывает с учителями». Я даже ничего не почитала про этот самый театр, потому что была очень уж уставшей.

Всё происходило в малом концертном зале. Я утром пришла, чтобы помочь Лене (так обычно все делают: если что-то готовится, то кто-то помогает). Стоит проектор, комп посредине, экран на сцене, столы вперемежку со скамейками.

Я говорю: а скамейки-то как поставить? А Лена небрежно так: да как хотите… Чем помочь? Да ничем, вот стекло закрепить как-то надо… Я пошла к себе за полотенцами, думала, стекло руками надо будет держать.

По дороге ещё человек пять остановили, пытаясь решать свои вопросы… Когда вернулась – кто-то уже сидел за скамейками вдоль стен, кто-то столы к себе придвинул.

Забавно рассаживались: кто-то определённо «по симпатиям», кто-то безразлично-отрешённо…

– Как темно-то, где свет включается?

– Ну что ж, совместим приятное с полезным…

– Чего опять придумали-то?

– А я ей говорю….

На фоне общего шума Лена очень тихо чего-то начинает говорить, постепенно становится тихо, и её слышно. Зачитывает Букатовское письмо [откр. в новом окне] к нам (с сайта).

– Это про что?

Жуют, заглядывают в дверь – и почему-то уходят…

Лена: «Что-то смущает?»

– Ведро и полотенца… (вот, вмешалась…)

Лена: «Это учительский театр, о котором мы мечтали». И продолжает:

– Итак, мы собрались играть в театр. Мы не будем никого учить, мы не будем бояться быть идиотами, мы попробуем поймать 133 зайца. Смена ролей, движение – наше обязательное условие. Всем – встать! Стоя, подумайте о своей малой родине. Теперь нарисуйте что-то яркое из вашего детства. Теперь посмотрите, кто нарисовал то же самое – и найдите трёх единомышленников.

Народ улыбается, переглядывается.

Открывается дверь – и завуч жестами вызывает одного уз учителей. Команда остаётся вдвоём.

– Сложите даты своего рождения – и запишите получившееся число на доске.

У кого-то получилось 7, все бурно обсуждают, что такого не может быть, потом договариваются, что трое родились, наверное, 2 и 3-го числа.

– Теперь напишите, что вы умеете рисовать лучше всего.

Ответы: от минимализма – «точку» до максимализма – «всё».

Заходит зам. директора «по башкирским языкам», оглядывает удовлетворённо зал: учителя башкирского языка присутствуют. Садится в стороне.

– Какую сказку будем ставить?

Почему-то единогласно: «Колобок».

–Определитесь, кто будет кем, каким персонажем? Напишите на доске выбранного персонажа.

На доске три колобка, один пень, одна лиса, бабушка, один заяц и ещё кто-то, я не помню.

– Теперь у нас мастерская. Будем делать контуры из бумаги. Какая рука у вас умелая? Привяжите красную ленточку на указательный палец. А работать дальше будем неумелой рукой.

Учительница И.Б. сидит очень прилежно, сложив руки на коленях, не возмущается, ничем не выдает эмоций.

– Три колобка, это нормально?

– Очень нормально!

Пришли физкультурники и французский язык. (Потом окажется, что их директор выгнала из классов, делая обход.) Русский язык тоже пришла – и включила свет. На неё все зашикали. Выключила.

Наклеиваем с помощью воды контуры героев. Команда, представляющая бабку, вошла в роль, бабку одели в платок и старческой походкой подвели к стеклу.

Команда, в которой оказалась руководитель театральной студии, выходили к доске под «Трам-пам-па-рам» – канканом, никто и не помнит, чего они прилепили.

Команда «пенька» спели песню Колобка. Как-то всё легло: «Жили-были у синего моря старик со старухой, отправился старик рыбачить, испеки колобка, испеки колобка, ну, испеки колобка – трижды просил старик, вот и получилось три колобка. Первый – умный был детина, средний был ни так, ни сяк, третий – вовсе был дурак… Лиса слопала всё же Колобка, а дед не остался без оного, он же трижды просил испечь колобок!..»

Подошла директор. Тоже в стороночке села.

Лена:

– Такую сказку не слышал никто. Опишите, пожалуйста, что запомнили. Но сегодня должна быть точка. Что запомнили?

– Интрига, поиски единомышленников, поэтапная работа, неумелые руки, весело было, хорошо, что к финалу М.А. (директор) пришла, не было дележа, всё решалось само собой, ведущая – «за кулисами», в стороне.

– Где это можно использовать? У нас были наблюдатели. Наблюдатели, что скажете?

– Театр увидели…

– Сказку плохую выбрали…

– Если бы не опоздал – волком бы был…

– Как в уроке использовать, ещё не знаю…

<>

– Спасибо!.. Будем считать, что игра … состоялась.

_ _ _

Потом весь день почти у всех было отличное настроение. Кроме тех, кто опоздал (их М.А. «на ковёр» вызывала)…

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокПедагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯ

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика