меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Групповые КОММЕНТАРИИ на педсовете

Узел СВЯЗИОтдел ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокПедагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯ
Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА

__________________________

Педсовет-семинар
по социо
/игровой педагогике
в МОУ «Гимназия №2»

Галина Петровна
Злобина,
учитель химии,
зам. директора по науке

город Салават
ноябрь 2011

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

с о д е р ж а н и е

Предлагаемые обстоятельства
Учительские комментарии по уроку истории в 6кл (Бобруйск)
Учительские комментарии по «Диктанту на дружбу» в 4кл (Москва)

◊><◊><◊><◊><◊>

Предлагаемые обстоятельства

Начало пошло наперекор социо-игровым правилам: коллеги, входя в аудиторию, занимали места в группах «по интересам». А учитель физкультуры  (он у нас первый год работает) уселся один – вполоборота ко всем.

Когда все собрались, группы получились разными: от пяти до девяти человек. Шутливое объяснение сводилось к тому, что в классе очень холодно, и они «жмутся друг к дружке, чтоб теплее стало».

Действительно, зима как-то очень уж сурово  у нас началась, на улице  минус двадцать шесть. Отопительные системы города не выдерживают такого климатического испытания.

Интересно было смотреть на лица входящих коллег: кто-то с удовлетворением, увидев сгруппированные столы, расслаблялся – не будет «накачек и выволочек, как на ставших привычными заседаниях». Кто-то – морщился – «теряем время, лучше бы очередную бумажку-отчет написали».

Кстати, так и получилось:  по просьбе  завуча, параллельно с работой групп передавался  классный журнал «с недоработками». И учителя постоянно в нём чего-то дописывали…(((

Мы просмотрели записи прошлого занятия: театр теней, прокомментировали, посмеялись, как-то настроились, и с «бабочкой» на проекторе я озвучила задачу:

– Два чужих урока, проведенных в социо/игровой стилистике, один – в 4-м классе, другой – в 6-м. Учителя очень просят дать оценку своим урокам. О времени на подготовку комментариев будем договариваться?

– Да нет. Как какая из групп будет готова – сигнал завершения: «Мы готовы!»

Письма-отчёты выбирали по желанию (распечатки были приготовлены с расчётом на всех. Что урок по истории проводился в Белоруссии я не стала говорить. Как и то, что в «Диктанте на дружбу» работал не учитель, а воспитатель «группы продленного дня».  Учителя по ходу обсуждения сами это поняли). Тех, кто выбрал урок истории оказалось три группы. И столько же групп выбрали «Диктант на дружбу» в 4 кл.

В полной тишине все команды приступили к изучению выбранного урока. Отдельные реплики начались к концу первой минуты.

Конец второй минуты – ровный шумок за столами. То и дело начинают опять вчитываться. Реплика:

– Таблицу-«Бабочку» покрупнее сделайте, пожалуйста!

Третья минута – общее оживление. Азарт почти у всех! …но пресловутый классный журнал то и дело тихонько передается по столам…

Я не знаю, как в этот момент я сама должна была вести себя. Решила сесть с пожилыми учительницами. Что-то читала с ними. Наблюдала…

Они очень интересно изучали отчёт об уроке истории. Одна:
– Как здорово, что дети долго искали государства на карте! Уж точно теперь не позабудут!

Другая:
– Вот, учителю нужно больше внимания уделять изучению карты!..

Звучит первый сигнал: «Мы готовы!»…

◊><◊><◊><◊><◊>

Учительские комментарии
по уроку истории в 6 кл (Бобруйск)

Позднякова А.Н. Мир и Европа в Высоком средневековье (6 кл, Бобруйск) открыть в новом окне

 

Первая группа: Все отлично! Учитель был в стороне от класса. Он не был диктатором, по описанию – дирижер!

То, что называется межпредметными связями (литература, география, хронология) прекрасно использовано.

Замечания: зачем учитель сам выставлял оценки? Дети вполне могли завершить урок самостоятельно. Можно, чтобы оценку ученикам давали сами команды. Можно, чтобы команда команде давала оценку словесную, а не балльную. Текущий контроль можно сделать более ненавязчивым…

И, конечно прицепились к формулировке «отдаю команды» – группа считала, что если попробовать найти более мягкий синоним, то и поведение учителя изменится…

 

Вторая группа: Мы вот анализировали ориентируясь на «бабочку». В целом, пришли к выводу, что «бабочке» на уроке пришлось вспотеть. Всё логично: хлопала крылышками, где нужно, и двигалась поэтапно по всем законам.

Деление на группы – движение.
Атлас – выражение замысла.
Прочитать, задать вопрос – поиск странностей и вариативность.
Смена состава групп – здорово придумано! – движение и смена мизансцен.
Прочитать и найти главную мысль – всматриваться.

Только вот «сама сделала вывод». Нужно было отдать детям. Пусть коряво, но – сами…

«Показать слово» – у нас это же любимая игра гимназистов, «крокодил» называется! Мы часто этим пользуемся!

Синквейн – удачен!

Перебивают репликами, а что такое синквейн?

Анжелла Каримовна Олийчук: «Это же приём технологии критического мышления.  Составляется подобие стихотворению: Первая строка – имя существительное (тема урока, например), вторая строка – два прилагательных, характеризующие первое слово, третья строка – три глагола, действие предмета, четвертая строка – фраза, отражающая суть предмета, пятая – синоним к первой!»

О, тут началось бурное обсуждение учителями открывающихся возможностей синквейна на своих собственных уроках!

Для подведения итога снова берёт инициативу вторая группа: учитель – в тени, это здорово!

 

Третья группа: Урок насыщен. Увидеть бы его в действии. Как это, работа в группах, где в классе 28 детей! Я так поняла, у них не больше 20-ти! У нас же – запаришься!

Первый этап – работа по карте – очень хорош. А вот второй – методически проработан слабо.

Сословие есть, а вассалы где? Учитель считает, что термины за урок были проработаны хорошо, когда это? Когда пазлы сложили? И шесть понятий за урок, разве это много?

Устраивать междоусобные войны на уроке – не занятие для учителя. Можно было и другое определение для показа выбрать…

◊><◊><◊><◊><◊>

Учительские комментарии
по «Диктанту на дружбу» в 4 кл (Москва)

Павлова Н.С. Чуда не произошло (рассказ о «Диктанте на дружбу» в 4 «а»; Москва)открыть в новом окне

Первая группа: Я расстроилась за учителя. Она же все делала по «бабочке», – а получился скандал! Какая же она умница. Ещё и силы нашла описать промахи.

Мы вот думаем, что главная её ошибка в том, что с детьми не договорились о правилах игры. Там же озорники сплошные. Но озорники как раз и любят игру. И правила устанавливать свои тоже любят!

Нам показалась, что и сама учительница была настроена на урок. А не на игру. Методиста в себе «не задавила»! Вот и срывалась на авторитарный стиль!

Реплика молодой учительницы (первый год в школе, но была у нас раньше на практике):

– Нужна постепенность введения социо/игровых приемов!

Шторм негодования!

– Как раз наоборот!

– Нельзя ничего заранее сообщать. Эффект неожиданности и интрига – законы игры!

Вторая группа: Урок – противоположен по впечатлению уроку истории. Учитель старался включить в себя социо/игровую стилистику, оставаясь традиционным учителем, методически верно выстраивая урок.

Очень хорошо, что дети знают, что такое инструкция. Которая не повторяется. Но вот «я повторяю, что инструкцию не повторяю дважды» –?..

Работа с посыльными – огромный успех для таких ребятишек. Учитель чувствует эмоциональные проявления детей. Это здорово, уметь сочувствовать, ловить такие моменты – это мастерство.

Если бы учитель «задавила»  в себе учителя и стала на какой-то момент матерью – ведь не секрет для детей, наверное, что она мама одного из них, – это могло бы сыграть положительную роль в уроке. А так она раздваивалась – и не смогла быть сама собой!

Очень выразительный момент с названием команд. Взрослый сразу съежился бы от такого названия. Ну и пусть дети увидят его эмоцию!

Очень печальна история с мальчиком: «ушёл-вернулся». Учитель «закрыл» ребенка…

Непонятна осталась цель урока: зачем это нужно было воспитателю? Что будет с этими детьми дальше? Поиграли – и всё?

 

Третья группа: Я вот от себя скажу, детям не дали конкретной установки на урок, что сейчас будет! (Шум в аудитории, реплики «Этого нельзя делать!» «Интриг и побольше!»)

Ну, тогда уже всё сказали.

 

Такой вот получился у нас семинар. Приятная новость. После остались несколько учителей.

Интересно было.
Я так понимаю, это же сплошная психология. Какие же мы взрослые глупые бываем. За своими амбициями неразделенными не видим сути общения с детьми на уроках!

Но учителей пока только несколько…

.

Узел СВЯЗИОтдел ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокПедагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯ
Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА

.

 

___________________________________

 

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

 

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался вам полезным для своей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

2 comments to Групповые КОММЕНТАРИИ на педсовете

  • Павлова Наталья

    Здравствуйте, уважаемые коллеги из Салавата.
    Ну, во-первых, расстраиваться по моему поводу не надо. Я осталась довольна приобретенным опытом и тем, что сохранила хорошее настроение и позитивное отношение к детям. Но, всё равно, спасибо за сочувствие.
    В чём мои ошибки…я не знаю. У меня не было цели кому-то понравиться, зато был интерес как это всё пройдет, конкретно, в этом определенном классе.
    Методиста в себе я не могла ни «задавить», ни «не задавить», потому что никогда им не была, и вообще, мало представляю кто это такой.
    Насчет «авторитарного стиля» могу поспорить. Я — тот человек, который против авторитарного стиля в школе. Но, я уверена, любому будет трудно забыть, что привычка — вторая натура. Так вот дети, они привыкли и, иногда, даже ждут этого (пусть даже подсознательно, но ждут). А от вредных привычек, как известно, нужно избавляться постепенно, иначе можно травмировать ребенка. Поэтому приходится порою вести себя соответственно ситуации, так сказать, казаться авторитарным. Это мое мнение.
    Свой «Диктант дружбы» я описала честно,и это правда, без показухи — все было именно так, а для меня это очень важно. Ваши замечания мне были интересны и некоторые из них даже полезны.
    Спасибо за внимание. С уважением, Павлова Н.С.

  • А.Н.Позднякова

    Добрый день, уважаемые учителя из Салавата.
    Добрый день, Вячеслав Михайлович. Приятно, что про меня не забыли.
    Спасибо за разбор на семинаре моего урока. Очень интересно читать. Интересно узнать, что про твою работу говорят совершенно не знающие тебя люди.
    Всё верно. Я разбором вполне довольна. И с замечаниями согласна.
    Только почему междоусобные войны не показывать? Это же любимое занятие мальчишек. Ничего страшного я в этом не вижу.
    Вячеслав Михайлович, открытый урок, к которому я тогда готовилась, уже давно проведён. Все были в восторге от тех приёмов, которые я почерпнула из Вашей технологии.
    Всё получилось. И по оценкам учителей (а их было 27), и по отзывам учеников.
    Да и я осталась довольна.
    Только вот отчёт написать руки всё никак не доходят (надо было по горячим следам!).
    Спасибо всем ещё раз.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика