меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Чтение «вариативной сказки» (3кл)

Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ

[2] Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрВариативные СКАЗКИ (библиотечка)

____________________________________

О том, как вариативная сказка помогла увлечь ребят чтением

Елена НАКАПКИНА

учительница начальных классов  общеобразовательной школы №666 (Москва)

…Никакой цели я перед ребятами не ставила…

Из рабочих материалов научно-методического архива доктора педагогических наук В.М.Букатова // Впервые опубликовано в разделе «Режиссура урока» (редакторы М.Ганькина, В.Букатов) газеты «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» №06(2004)

Учителя знают, как трудно некоторых ребят подвигнуть на то, чтобы они читали. Обычно слышишь в ответ: “А нам это не задавали!” Я перепробовала разное, чтобы заинтересовать ребят чтением, но почти безуспешно.

И вот В.М.Букатов приносит летние выпуски газеты «Первого сентября» (за 2003 год) с вариативными сказками! (См.: Истор., структ. и перспект. ВАРИАТИВНЫХ сказок )

Решив, когда начнётся учебный год, я обязательно с этими сказками попробую вместе с ребятами поработать, – но всё как-то руки не доходили. А тут мне дали продлёнку. Мне захотелось как-то нарушить однообразие жизни на продленке, и я вспомнила про вариативные сказки. И принесла их в школу.

Никакой цели перед ребятами я не ставила, никакого задания не объявляла. Просто прочитала сама начало сказки «Цыплёнок СОЛНЫШКО», а когда пришло время выбирать дальнейший поворот сюжета, кто решил “да”, пошли в одну команду, кто “нет” – в другую.

В командах ребята сами выбрали, кто будет чтецом, – одни по считалочке, другие ещё как-то.

Очередной сюжетный ход привёл к образованию новых подкоманд и т.д. Хорошо, что я заранее отксерокопировала газетные страницы. Кучки разбрелись по классу кто куда.

Самое удивительное – абсолютно всем ребятам хотелось выступить в роли чтеца. Даже тем, кто не любит читать. Даже тем, кто по-русски не то что читает, говорит-то плохо (у нас школа рядом с рынком, поэтому много “рыночных” детей). Захид, например, читал настолько увлеченно, что мне даже пришлось сказать: “Читай потише, ведь и другие группы читают вслух”.

В конце занятия Муса, мальчик из Азербайджана, сказал: “Я такой сказки ни разу не читал. Можно я возьму её ещё раз почитать дома?”

Стасик, сам читающий с удовольствием, тоже заметил, что здорово так читать в группах о разном и хорошо, что конец все время другой.

Я видела сияющие глаза тех ребят, которые обычно не любили читать. Они хотели найти все новые варианты сказки. Некоторые попросили разрешения взять газету домой.

Ребята решили попробовать сами сочинить вариативную сказку про свой класс. И сочинили!

Настя сочинила “Сказку про 3«Б»”.

Однажды у 3“Б” была контрольная по математике. Но контрольная была не простая, а волшебная. И…

Хочешь ли ты, чтобы чудеса только начинались?

№ 1 – Да. № 2 – Нет.

№ 1. И чудеса только начинались. Учитель сел за стол…

И так далее. Главное – Настя поняла суть вариативной сказки.

А Вася вместе с мамой написал сказку о волшебной ручке.

Однажды в нашем классе произошел странный случай. Оказалось, что в пенале у Бори лежит совсем незнакомая ручка. На колпачке у нее светилась яркая искорка.

Ты хочешь, чтобы Боря взял эту ручку?

Да (1.1.). _____Нет (1.2.).

.

Фрагмент вариативной сказки Васи С., (3 класс, Москва)

И так далее…

Кстати, одна из мам потом дозвонилась в издательство «Первое сентября» и купила три набора «летних выпусков», в которых были напечатаны вариативные сказки ( №49-53 за 2003).

.

О том, какую ещё сказку сочинил потом Вася с мамой, и как их сочинение через восемь лет помогло провести урок чтения см.:«Восемь лет спустя («вариативная сказка» в 3кл)» — В.Б.

◊x◊x◊x◊

Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ

[2] Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрВариативные СКАЗКИ (библиотечка)

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался вам полезным для своей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика