меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Детское ЧТЕНИЕ: взрослым подСКАЗКИ

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха Дом ЛИТЕРАТУРНОГО творчества «Диванная» для СОЧИНИТЕЛЕЙ Вариативные СКАЗКИ (библиотечка)
[2] Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр Вариативные СКАЗКИ (библиотечка)
[3] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха Изба-ЧИТАЛЬНЯ Вариативные СКАЗКИ (библиотечка)

детское чтение
&
читательский тренинг

ВЗРОСЛЫМ
подСКАЗКИ


Из методического багажа библиотечки вариативных сказок_____________


Из «дальнего ящика» письменного стола доктора педагогических наук В.М.Букатова

с о д е р ж а н и е

Предуведомление

Часть первая: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Часть вторая: ПРАКТИЧЕСКАЯ

=================================

Предуведомление

В 2003 году в газете «Первое сентября» вышло пять специальных летных (и достаточно пухлых) номеров (49/2003-53/2003). Назывались они «Путеводитель по каникулам» (редакторы: В.Букатов, М.Ганькина, А.Балдин) В каждом из них публиковалось по вариативной сказке.

На полях сюжетных фрагментов были помещены «Подсказки взрослым» с теоретическими и практическими советами, связанными с организацией чтения детьми или прослушивания ими столь необычных текстов. Как правило эти подсказки были подписаны, как «— Прим. ред». И данный материал составлен из текстиков тех-самых реплик, советов, напоминаний и рекомендаций.

Вячеслав Букатов
(02.01.2012)

===================

.

Часть первая: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

.

Юмор – штука тонкая.
Иногда настолько тонкая, что не всякий взрослый поймет, даже если шутка вроде бы лежит на поверхности. А уж дети – и подавно (их смешит что-то свое).
Но глядя на взрослых, улавливающих юмор, дети в конце концов тоже начинают его как-то понимать.

==============

Не пугайте детей своими взрослыми умениями.
Подарите им возможность в чём-то обогнать вас. И тогда не скрывайте своего радостного удивления.

==============

Известно ли вам, что статическая поза примерного ученика вредна ребенку, если она длится больше четырех минут.

Чаще вспоминайте себя: а как вы реагировали на замечания взрослых по поводу вашей неусидчивости?
Может быть, это вызовет в вас сочувствие к ребенку, к его возможностям, нуждам и интересам.

==============

Помните, что по ходу занятия надо несколько раз менять рабочее место. ЛЮБАЯ ПОЗА (даже самая фантастическая!) ХОРОША, если длится недолго.

==============

Известно ли вам, что формирование устойчивости внимания ребенка зависит от вашего умения в любой ситуации переключаться со своих проблем на его интересы.

==============

Равнодушие ребенка преодолевается через любопытство взрослого к детским сиюминутным интересам.

==============

Преждевременная подсказка угнетает развитие интуиции ребенка. Научитесь ждать!

==============

Не спешите исправлять ошибку ребенка. Дождитесь, когда ребенок обнаружит её сам.

Помните о возвратах… Спеши не торопясь!..

==============

Мы, взрослые, сначала долго раскачиваемся, а потом нас не остановить. Умерьте свои аппетиты, оглянитесь – может быть, дети давно плетутся у вас в хвосте!

==============

Не скупитесь на похвалу! В любом деле (даже неудавшемся) можно найти, за что похвалить ребенка.

Похвала окрыляет, и хочется продолжать работу.

==============

Возвраты детей к пройденным заданиям только тогда приносят пользу, когда они добровольны и возникают в ситуациях бытовых, а не учебных.

===================

.

Часть вторая: ПРАКТИЧЕСКАЯ

.

При чтении следует как можно чаще вспоминать основной совет – В самый неподх… САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ!.. то есть в самый захватывающий момент читающий спрашивает у слушателей, какое же продолжение сказки они хотят услышать.

Если читающий видит, что слушателям стало вдруг настолько интересно, что они ждут немедленного продолжения, то ему лучше не идти на поводу у слушателей. Гораздо эффективнее прервать чтение для того, чтобы сменить ми-зан-сце-ну.
И чем она будет экзотичнее, тем лучше.

==============

Всякое занятие должно проходить непременно в два-три присеста, включая и чтение вариативной сказки.
То есть по ходу чтения взрослому нужно устраивать различные «игровые разминки»

==============

Если при чтении ВАРИАТИВНОЙ СКАЗКИ слушателей (дошкольников) несколько, то для разминок можно использовать, например, следующие задания:

Пусть слушатели свой выбор начертят веточкой на земле (на песке, пыльной дорожке или грядке) и посчитают, каких ответов – ДА или НЕТ – окажется больше.

У Андрея Кнышева была такая шутка: «В первую голову надо поесть», – сказал Змей Горыныч.
Спросите у слушателей, а на какую букву любят подкрепляться они? Пусть напишут её носом по воздуху, а остальные пусть попробуют отгадать.

Можно разделить стопку страниц с текстом очередной вариативной сказки между слушателями, так чтобы всем досталось хотя бы по одному сюжетному ходу сказки.
И после каждого очередного вопроса-ответа все слушатели ищут: не у меня ли нужный номер с продолжением сказки?
У кого он окажется, тот и читает дальше.

[Варианты: а) страницы можно заменить раздачей карточек с номерами; тогда у кого-то будет набор, например: 2-1, 3-1, 4-3, 4-6, 5-9, а у кого-то – другой;
б) если слушатели ещё не свободно владеют техникой чтения, то тот, у кого оказалась карточка с нужным номером, читает только первое слово или первое предложение (можно читать с «помощниками»)]

==============

Задавайте вопросы слушателям, когда в тексте встречаются неожиданные слова. Например, при чтении «Упрямого ВАСЬКИ»:
«Во все лопатки» – это как?
А гуси от уток чем-нибудь отличаются?
А что такое «авось»?

==============

Кто правильно (или быстрее?!) сосчитает, сколько в прочитанном кусочке текста (или на отдельной страничке) больших букв А?

==============

Из любых букв, образующих слово КОМПОТ (это сюжетное слово из «Упрямого ВАСЬКИ»; в других сказках эти слова будут другими), по-всякому переставляя их, попробуйте составить на листочках другие слова.
У кого получилось больше?
У кого самое длинное слово (например, поток)?
У кого – самое неожиданное (например, мот)?

==============

В слове «сначала» три одинаковые буквы.
А есть ли еще в прочитанном отрывке слова, в которых три буквы были бы одинаковыми?

АдинАкАвыми?
ОдинОкОвыми?

==============

Устройте соревнования: кто в том или ином кусочке текста найдет больше точек? слов с буквой Р? слов из четырёх букв?..

При всей кажущейся примитивности подобные задания тренируют не только внимание, но и технику чтения.

==============

А вот те, кто читает не очень уж бегло, с удовольствием выполняют вот какое задание. В длинном тексте нужно поискать и найти самое коротенькое (!) предложение.

Сколько же в нем окажется слов: три? два? А может быть, одно?

А бывают ли предложения из одного слова? Узнайте, что думают по этому поводу ваши слушатели…

==============

В каком из двух прочитанных сюжетных ходов (отрывков) больше букв Ш? Кстати, как правильно – «шэ» или «ша»?

==============

И не забывайте менять м__з__нсцену чтения!

==============

Кто же быстрее всех найдёт (на станице или в прочитанном фрагменте) самое длинное слово?

==============

А вот интересно, молодЕц и мОлодец – одно и то же?

==============

Как правильно говорить –  не балУй или не бАлуй?

==============

Как вы думаете, почему в слове «поскользнулся» нет буквы д?.. …но есть буква (или звук?!) Z”…

==============

Нарисуйте двух героев – например, в «Упрямом Ваське»: Того и Того Хуже. У кого получилось более похоже?

==============

В каком из прочитанных окончаний истории больше слов с буквой Ы?

==============

Устройте игровую переменку. И придумайте себе сначала съедобный псевдоним (имя, отчество и фамилию), а потом несъедобный. У кого смешнее?

==============

Ко всем героям сказки придумайте рифмы:

ДЕЛЬФИН – ГРАФИН, ВАСЬКА – СЛАЗЬ-КА и так далее.

==============

Если вы в очередной раз собрались тут же прочитать слушателям и другой вариант сказки, то не забудьте поменять не только чтеца, но и мизансцену.

==============

Чтение  вслух (когда есть кому слушать) настолько отличается от чтения про себя, что читаемый текст порой становится едва узнаваемым.

А ведь когда-то чтение вслух по вечерам было принято чуть ли не в каждом доме.
Как-то раз Григорович зашел с другом к Некрасову, и все трое наперебой всю ночь читали вслух рукопись
никому не известного тогда г-на Достоевского. И закончив читать в четыре часа утра, побежали разыскивать автора, чтобы выразить ему свое восхищение.

==============

Помните, что на маленьких фрагментах текста удобно (и очень полезно!) поиграть в разные интонации: одно и то же читать то «загадочным» голосом (почти шепотом), то «страшным» (то есть на басах), то «беззаботным» (на верхах). Попробуйте, уведите, что ни чтецы ни слушатели — не пожалеют.


Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаДом ЛИТЕРАТУРНОГО творчества«Диванная» для СОЧИНИТЕЛЕЙВариативные СКАЗКИ (библиотечка)
[2] Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрВариативные СКАЗКИ (библиотечка)
[3] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯВариативные СКАЗКИ (библиотечка)

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался вам полезным для своей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить авторов. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика