меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

О принципах обучения

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ Странички ДИДАКТИКИ

Сайт: Дидактика средней школы //Некоторые проблемы современной дидактики. Материал ориентирован для студентов педагогических институтов//

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

полную версию см.: http://didaktica.ru/osnovy-obshhej-didaktiki/170-principy-obucheniya.html

[ … ]

А.Дистервег (1790 — 1866) предложил 33 дидактических правила, выведенных им на основе психологических законов. Он распределил эти правила в соответствии с различными моментами или предметами, определяющими преподавательскую деятельность:

— человек, подлежащий обучению, — ученик — субъект;

— предмет учения и обучения — учебный предмет — объект;

— внешние условия, в которых находится ученик, — время, место и т.д.;

— учеба обучающего.

= = = = = = = = =

I. Правила обучения, относящиеся к ученику — субъекту.

1. Обучай природосообразно!

2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

5. Обучай наглядно!

6. Переходи от близкого к дальнему, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному!

7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!

8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, а именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей!

9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить!

10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!

12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!

 

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала — объекта.

1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика!

2. Задерживайся главным образом на изучении основ!

3. При обосновании производных положений почаще возвращайся к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!

4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!

5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере!

6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!

7. Связывай родственные по содержанию предметы!

8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!

12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.

 

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями — временем, местом, положением и т.д.

1. Проходи со своим учеником предметы скорее последовательно, чем одновременно!

2. Считайся с предполагаемым будущим положением твоего воспитанника!

3, Обучай культуросообразно!

 

IV. Правила обучения, касающиеся учителя.

1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!

2. Обучай энергично!

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!

4. Никогда не останавливайся!

5. Находи удовольствие в развитии или движении как собственном, так и своих учеников!

/далее в качестве примера приводится ряд классификаций принципов обучения, выдвинутых в ХХ веке/

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ Странички ДИДАКТИКИ

Яндекс.Метрика