меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Коллективный ВЫЕЗД (дошк.+нач.кл)

Сам себе РЕЖИССЁРОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ
[2] Сам себе РЕЖИССЁРЭКСКУРСИИ и ПОХОДЫ

Детский центр развития при православной общине «Преображение»
храма Владимирской иконы Божьей Матери в селе Давыдово
(Ярославская обл., Борисоглебский р-он)

Я. В. Антонова
гл.методист
сельского центра
развития дошкольников «Зёрнышки»


Поездка в

Ростов Великий

на интерактивную экскурсию
«Урок в старорусской школе»

и на выставку
ледяных скульптур

 * * * * *

В центре Ростова Великого рядом со знаменитым Кремлём есть замечательный Детский музейный центр! В январе на родительском активе было решено, что, не смотря на двадцатиградусный мороз, детей нам туда свозить надо обязательно! И всех старших деток нашего малокомплектного сельского детского садика и всех учеников нашей немногочисленной сельской школы.

Сборы

Утром старшие детсадовцы в количестве пяти человек позавтракали в самом садике, после чего в обязательном порядке отправились посещать уборную (чтобы в дороге меньше было неожиданностей). И только после этого им разрешили побежать к дяде Игорю – «грузиться» в газель.

Дядя Игорь – таксист газели из Ростова. Он наш старый знакомый, с которым мы уже «много лет» плодотворно сотрудничаем, если в селе намечается какой-нибудь коллективный выезд.

К этому времени подоспели и все наши ученики начальной школы (их шестеро). И тоже полезли занимать места в газели. Последними садились  няня Света со скарбом необходимого в дороге и я со своим фотоаппаратом.  Так что ровно в 9.00. мы выехали из села.

По дороге туда

Надо сказать, что в разные поездки мы отправляемся довольно часто. Примерно раз в месяц.

Ребята поездки естественно очень любят. И всегда знают, чем же можно занять свой интерес за время пути.

В этот раз поездка была короткой. От нас до Ростова Великого всего сорок километров. Но по традиции няня Света на всякий случай всё равно взяла с собой пачку влажных салфеток, триста грамм сосательных конфет и стопку целлофановых (не дырявых) пакетиков (которые, были выданы тем, кого могло «укачать» в дороге).

Пока ехали, я ещё раз напомнила ребятам о том, что мы собираемся  посмотреть. Во-первых, как в старину учились их ровесники. И во-вторых,  ледяные скульптуры (если хватит времени и не замёрзнем). И лишний раз повторила, что всё это находится  в славном городе – Ростов Великий.

Попутно обсудили, что такое скульптуры. И из чего они обычно бывают.  

В каждой поездке мы традиционно «по дороге туда» перечисляем (а школьники – читают) названия пролетающих мимо деревень. Выясняем, живут ли там наши знакомые. Или дети из нашего садика (у нас в детский садик ходят не только из Давыдова).

Когда проезжаем пос.Борисоглебский (он на середине пути) – всегда обсуждаем, почему он так называется. Выясняем, какие в нём установлены памятники (их в посёлке аж три и мы проезжаем всегда рядом с ними). Вспоминаем, как называется монастырь в центре этого посёлка. И конечно, вспоминаем преподобного Иринарха Затворника, который подвизался в Борисоглебском монастыре. А родом он был из Кондаково (деревни, что рядом с нами и откуда на работу ездят обе наши нянечки).

* * * * *

В Ростов въезд через ж/д переезд. Вот и новая тема для обсуждений – какие бывают поезда, куда ведёт эта железная дорога. Если повезёт увидеть проезжающий мимо товарняк или пассажирский поезд, то наперебой считаем вагоны…

Опять же светофоры – понятно, что ни в нашей деревне, ни в Борисоглебе их нет! Поэтому в Ростове все дети с неподдельным удовольствием обсуждают,  какой цвет для чего предназначен. И бывает крепко спорят по этому поводу.

Интерактивная экскурсия

Подъехав к Детскому музейному центру мы выгрузились, отпустили на час дядю Игоря и свободной толпой пошли в тёплое помещение. Пока я покупала билеты, няня Света контролировала, как дети раздеваются (в первую очередь дошколята). И сопроводила всех желающих в городской туалет.

* * * * * 

Экскурсия проходила в «классе», где детей «разбили» на две команды  – школьники и дошкольники, – которые сели за два стола.

По ходу экскурсии выяснилось, что понятие однокашники пошло с тех незапамятных времён, когда ученики на одной единственной перемене ели кашу из одного горшка. Нашим экскурсантам тоже предоставили возможность попробовать кашки из одного чугунка. После чего все они стали заправскими однокашниками.

Настоящие однокашники

Ваня с Илюшей в сентябре станут одноклассниками,
а сейчас уже — однокашники!

Ещё мы занимались письмом на восковых досках и бересте, орудуя старинными писалами.

Илюша в школу ещё не ходит, но уже освоил технику письма
писалом
на бересте

За ним и Саша с Вера пишут на восковых дощечках такими же писалами

 Потом мы сравнивали современный и старорусский алфавит.  Читали книгу на старорусском. И надо сказать, наши школьники читали неплохо! Принцип поняли быстро.

Ваня (6 лет) увлечён сравнением старорусского алфавита с современным 

Наши школьники читают «очень старинную книгу»,
правда, насколько старинную (об этом спросили дети), экскурсовод не знала и сама

А вот что такой светец, и ухват не знал ни один из наших детей. Это нас взрослых (включая экскурсовода) поразило . Группа-то из деревни, а дети не смогут сказать, что за ухват и зачем он нужен!

В конце же «урока» желающие смогли постоять в углу на настоящем горохе. Голыми коленками! И потрогать (всего лишь руками конечно) настоящие розги. Впечатлений было много!

Бесстрашный Вовка единственный из садовцев не отказался
постоять на
настоящем горохе

Те самые – всем известные – розги

Вот такая насыщенная и интерактивная экскурсия (которая длилась в формате урока – не более 45 минут). Кроме того, мы выяснили, что «в старорусской школе» при желании можно побывать ещё и на уроке арифметики, русской словесности, и нравоучения.

Зимние забавы

После экскурсии мы решили не ждать «газель» (ведь часа ещё не прошло) и с детьми почти бегом (мороз был двадцатиградусным) поспешили в Ростовский Кремль. Очень уж нам хотелось посмотреть на выставку ледяных скульптур.

По морозцу бежим к Ростовскому Кремлю

Дошкольники по правую руку «Ледяного ангела»,
а школьники по левую

Выставка оказалась замечательной. Заодно мы полюбовались на огромную наряженную ёлку (наверное,  метров 10) и большой вертеп-пещеру. И покатались на ледяной горке. Залитой прямо посреди Ростовского Кремля.

Огромная рождественская ёлка

 

Осматриваем Вертеп

Отличная горка! Прямо посреди Ростовского Кремля

Основательно промёрзнув, мы позвонили дяде Игорю и он тут же, забрав из Кремля, повёз нас домой, стремясь попасть в Давыдово к 12 часам, то есть к обеду. Так оно практически и вышло.

По дороге обратно

Дети на обратном пути обычно развлекают себя сами. Играют в «слова» или «ассоциации». Все вместе играют или, поделившись на группки. Иногда поиграть вместе с ними просят кого-нибудь из сопровождающих взрослых.

В общем, на обратном пути взрослые у нас вопросов не задают и ничего не рассказывают – пусть детки занимаются, чем хотят.

* * * * *

И вот ещё о чём. Чем  ближе к дому, тем чаще начинают звучать песни. Поют обычно  во всё горло (некоторых детей это отлично спасает от укачиванияпроверено неоднократно). Поют всё: и то, что учили в садике, и то, что узнали в школе.

Любят вспоминать «Чижика», «Катюшу», «Прадедушку», «Кузнечика», частушки, «Весёлую мышку». Я даже сама всех песен вспомнить не могу. 

* * * * *

А дома после каждой поездки ребята всегда пишут (а дошкольники – рисуют) о своих впечатлениях.

Ванины (6 лет) и Верины (6 лет) впечатления о поездке

Сам себе РЕЖИССЁРОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ

Сам себе РЕЖИССЁРЭКСКУРСИИ и ПОХОДЫ

___________________________________

 

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

 

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался вам полезным для своей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика